Что значит требование вне рамок налоговой проверки

Сегодня предлагаем статью на тему: "Что значит требование вне рамок налоговой проверки" с выводами профессионалов. Узнать актуальность информации на 2020 год можно обратившись к дежурному специалисту.

Запрос документов вне рамок проверки. Ответственность и защита

Теперь налоговики вправе истребовать у компании документы и другую информацию по конкретной сделке вне рамок проведения налоговой проверки. Однако от необоснованных запросов можно защититься.

С 30 июня 2013 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс 1 , которые позволяют контролерам, если у них есть обоснованная необходимость, истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки у ее участников или иных лиц вне рамок проведения налоговых проверок. На практике налоговики и ранее запрашивали у компаний как информацию, так и конкретные документы. Однако суды не поддерживали такие истребования, ссылаясь на отсутствие разрешающих норм в Налоговом кодексе 2 . Рассмотрим судебную практику и доводы, которые помогут фирме защитить свои права в новых условиях.

Проблемы применения ответственности

Налоговое законодательство предусматривает ответственность компании по смежным правонарушениям при непредставлении запрашиваемых документов вне рамок проведения налоговой проверки:

  • за несообщение сведений, которые, в соответствии с Налоговым кодексом, фирма должна передать контролерам 3 ;
  • за непредставление документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах 4 .

При этом различается как сумма штрафа (5000 руб. в первом случае и 200 руб. во втором), так и порядок определения ответственности. В рамках статьи 129.1 Налогового кодекса неважно количество документов. Ответственность наступает за факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) требования. В рамках статьи 126 Налогового кодекса имеет значение количество представленных (несвоевременно представленных) документов.

Однако, чтобы применение ответственности было законным и обоснованным, налоговый орган должен точно указать фирме перечень истребуемых документов и список тех документов, которые были у него на момент запроса, но не были представлены по требованию. Первую информацию налоговики указывают в требовании о представлении документов. Вторую можно получить в рамках выездной налоговой проверки путем выемки документов 5 . В условиях же, когда запрос производится вне рамок какой-либо налоговой проверки, эта существенная для привлечения к ответственности информация остается недоступной контролерам, пока ее не раскроет сама фирма (например, представив документы с просрочкой). Таким образом, возникает проблема, решение которой сможет дать либо судебная практика, либо очередные поправки в Налоговый кодекс.

Как защититься?

При возникновении разногласий с контролерами по поводу представления документов вне рамок проведения налоговой проверки компания может руководствоваться следующими позициями:

1. Инспекторы обязаны обосновать свое требование, необходимость получения документов должна быть очевидно обоснованной. Законодательство дает фирме право не выполнять неправомерные требования проверяющих как не соответствующие Налоговому кодексу 6 . Следовательно, фирма, не исполняющая требование о представлении документов, явно не соответствующее закону, действует в рамках своего права, то есть правомерно и добросовестно. Арбитры в данной ситуации с большой долей вероятности встанут на сторону компании. Так, ФАС Дальневосточного округа указал 7 , что вне рамок проверки налоговики не вправе истребовать какие-либо документы и информацию, в том числе относящиеся к конкретным сделкам, без соответствующего обоснования необходимости их получения. К аналогичным выводам пришел и ФАС Западно-Сибирского округа 8 .

2. Запрашиваемые документы должны относиться к конкретной сделке, указанной в требовании. Компания вправе представлять налоговикам только те документы, которые, по ее мнению, имеют отношение к деятельности контрагента или к конкретной сделке. Так, ФАС Поволжского округа рассматривал ситуацию 9 , когда инспекция затребовала у фирмы документы, не касающиеся ее взаимоотношений с контрагентом (конкретной сделки), а являющиеся внутренними документами (карточки бухгалтерских счетов, выписки из книги продаж, лицензия, договоры с субподрядчиками). Поскольку проверяющие не доказали, что запрошенные документы каким-либо образом связаны с деятельностью контрагента, данное обстоятельство послужило одним из оснований для признания решения о привлечении фирмы к ответственности недействительным 10 .

3. Требование о представлении документов должно быть исполнимым. При назначении срока для исполнения требования о представлении документов налоговики должны учитывать реальную возможность компании передать необходимое количество документов в установленный срок 11 . Судьи Северо-Западного округа рассматривали случай, когда фирма не смогла своевременно представить 18 748 документов в ходе выездной налоговой проверки. Инспекторы хотели привлечь ее к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса. Однако арбитры признали такое решение незаконным, сославшись на то, что у фирмы отсутствовала возможность представления копий всех документов в установленный ИФНС срок в связи с большим объемом технической работы по ксерокопированию при численности работников четыре человека 12 .

4. Представление документов непосредственно в суд не говорит о том, что их не было в ходе налоговой проверки. Фирма может представить истребуемые документы непосредственно в ходе судебного разбирательства. Так, суд кассационной инстанции отклонил доводы налоговиков о непредставлении фирмой документов в ходе проверки, поскольку, как было установлено, эти документы в требовании прямо поименованы не были, а содержалось лишь указание «представить другие документы, подтверждающие убыток» 13 .

Сноски:
1 Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ
2 пост. ФАС ПО от 17.01.2013 № Ф06-10424/12, от 28.04.2012 № Ф06-2701/12, от 26.05.2009 № А55-17265/2008, ФАС ЗСО от 12.05.2011 № Ф04-2381/11
3 ст. 129.1 НК РФ
4 ст. 126 НК РФ
5 ст. 93 НК РФ
6 п. 11 ст. 21 НК РФ
7 пост. ФАС ДО от 06.03.2012 № Ф03-306/12
8 пост. ФАС ЗСО от 12.05.2011 № Ф04-2381/11, от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14)
9 пост. ФАС ПО от 28.04.2012 № Ф06-2701/12
10 пост. ФАС ДО от 06.03.2012 № Ф03-306/2012, ФАС ЗСО от 29.12.2010 № А27-4698/2010, ФАС МО от 30.04.2009 № КА-А40/3266-09 по делу № А40-64682/08-99-198, ФАС ЦО от 09.08.2010 № А68-13557/09
11 пост. ФАС ДО от 19.12.2007 № Ф03-А51/07-2/5682
12 п. 2 ст. 109 НК РФ; пост. ФАС СЗО от 15.05.2008 № А42-488/2007
13 пост. ФАС СЗО от 27.07.2006 № А56-44532/2005

Читайте так же:  График работы 35 налоговая зеленоград


Источник: http://www.garant.ru/company/garant-press/ab/496203/3/

В каких случаях истребование документов вне рамок налоговой проверки является обоснованным, а в каких – нет?

MorePixelsShutterstock / Shutterstock.com

Как рассказал советник государственной гражданской службы 2 класса, юрист по налоговым проверкам Андрей Быченя, в случае, когда налоговый орган выставил компании требования вне рамок налоговой проверки необходимо понять – налоговики исполняют функции налогового контроля или превышают свои полномочия?

Напомним, что требования налогового органа вне рамок налоговых проверок считаются законными, если они возникли по причине обоснованной необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 Налогового кодекса).

«Исходя из данной нормы возникает два вопроса – как налоговый орган определяет «конкретную сделку», ведь реквизиты договора не всегда известны? И каким образом оценивается обоснованность необходимости получения документов? Особенно волнует вопрос – налогоплательщик должен знать об этой необходимости или это исключительно налоговики должны понимать, что такая необходимость существует и она обоснованна?» – отмечает эксперт.

Что нужно учитывать при подготовке документов на запрос налогового органа? Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право» .

По его словам, для разрешения вопросов при наличии такой неоднозначной нормы права обычно происходит обращение к судебной практике. Однако в данном случае ответов в ней найти не удастся, так как суды занимают прямо противоположную позицию. «Одни полагают, что налогоплательщику следует сообщить по какой причине у него истребуют документы. К примеру, суд Дальневосточного округа в марте текущего года постановил, что налоговый орган не может истребовать документы в ходе предпроверочного анализа с целью решения вопроса о включении налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок. Суд решил, что так как «предпроверочного анализа» главой 14 НК РФ не предусмотрено, соответственно, истребовать документы на этом основании налоговики не могут», – пояснил Андрей Быченя. В то же время, другие суды полагают, что уведомлять налогоплательщика, по какой причине у него истребуются документы, налоговики не обязаны, так как проверка документов является частью налогового контроля. Однако таких решений меньшинство.

«На наш взгляд такая позиция судов неправильная, так как в ст. 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика не исполнять неправомерные акты налоговых органов. В данном случае непонятно, каким образом можно реализовать данное право, понять законно выставлено требование или незаконно?», – говорит Андрей Быченя.

В качестве рекомендации он посоветовал компаниям, получившим подобные требования от налоговых органов не торопиться с представлением документом, а детально разобраться с каждым пунктом и оценить, какие риски существуют в случае не удовлетворения требования. Кроме того, компания сама может обратиться к налоговому органу для получения комментариев, ведь часто на основании недопонимания ситуации налоговым инспектором доначисляется крупная сумма налога. Этого можно избежать, предоставив налоговикам нюансы технологического процесса или другие аспекты производства.

Источник: http://www.garant.ru/news/1122463/

Истребование документов вне рамок проверки: представлять или нет?

В последнее время налогоплательщики все чаще и чаще сталкиваются с проблемой, когда налоговый орган направляет в их адрес Требование о предоставлении документов и информации вне рамок налоговой проверки, ссылаясь на ст. 93.1 НК РФ.

Возникает вопрос: «А что это такое?»

Есть камеральные налоговые проверки. Вроде все понятно. Истребовать документы в этом случае могут.

Есть выездные налоговые проверки. Здесь тем более могут истребовать.

А что это за форма такая «вне рамок налоговой проверки?»

Как реагировать на такое требование? Представлять документы и информацию или нет?

Забегая вперед скажу, что истребование документов вне рамок налоговой проверки — это фактически предпроверочный анализ деятельности компании, когда налоговики только собирают документы о компании и пока еще не приняли решение о проведении в отношении компании проверки (выездной или камеральной).

Предусмотрена ли ответственность за непредоставление документов вне рамок налоговой проверки?

Ответственность предусмотрена.

Это статья 126 НК (200 рублей за каждый непредставленный документ), а за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации — ст. 129.1 НК — штраф 5 000 рублей.

Но что это за процедура «вне рамок налогового контроля»? Не получается ли так, что теперь налоговики могут в любой момент запросить у налогоплательщика любые документы и проводить вне рамок налоговой проверки фактически камеральную или выездную?

Давайте вместе прочитаем ч. 2 ст. 93.1 НК РФ: в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

Ключевые слова: «обоснованная необходимость», «получение документов (информации) относительно конкретной сделки».

То есть в Требовании должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

И как эти признаки определить на практике? Обратимся к критерию истины — судебной практике.

Предприятие отказалось предоставить по запросу документы. Налоговый орган привлек предприятие к ответственности в виде штрафа.

Суд вынес решение: требование частично удовлетворено, поскольку решение и требование, принятые инспекцией, не соответствуют положениям НК РФ, в первоначальном требовании о предоставлении документов не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы и в связи с чем запрашивается информация в отношении юридического лица, поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Обратите внимание, что сказал, суд: «. поименованы конкретные документы, а не информация относительно сделки. »

Здесь так же налогоплательщик получил требование представить первичные документы по сделкам с контрагентом.

Не представил. Его привлекли к ответственности. Обжаловал.

В удовлетворении заявления налогоплательщика отказано, суд сделал вывод: у налогового органа вне рамок налоговой проверки возникла обоснованная необходимость получения информации относительно сделок контрагента налогоплательщика, требование содержит необходимые сведения, позволяющие определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать информацию по запрашиваемым сделкам.

Читайте так же:  Бланк возврата излишне уплаченного налога

Также в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф04-7101/2017 по делу N А75-6717/2016 сделан следующий вывод о том, что при истребовании документов (информации) налоговый орган в соответствующем требовании (поручении) должен указать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля (налоговая проверка или иное конкретное мероприятие налогового контроля) запрашиваются документы, а при истребовании документов вне рамок налоговой проверки — также обозначить идентификационные признаки конкретной сделки, в отношении которой требуется представление информации.

Удовлетворяя жалобу налогоплательщика суд указал, что налоговые органы не уточнили, в связи с какими проводимыми мероприятиями налогового контроля необходимо представить запрошенные документы, и, как следствие, не обосновали причину истребования документов по конкретным сделкам. Далее суд указал, что в оспариваемом требовании поименованы в том числе конкретные документы, а не информация относительно определенной сделки, которая может быть истребована вне рамок налоговой проверки.

Для полноты картины прочитаем выдержку из Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2016 года по делу № А09-72215/2016, в котором суд очень хорошо расписал, а что собственно должно быть указано в Требования.

Вот что написал суд:

«Из содержания оспариваемого требования следует, что налоговым органом у Общества затребована информация, касающаяся деятельности ООО «Управляющая компания „БЗКПД“ относительно конкретной сделки, а именно договора от 01.09.2015 N ТД/НГ/18. Кроме того, в указанном требовании имеется ссылка на счета от N 88 от 19.10.2015, N 39 от 02.09.2015 с конкретным назначением платежа.

Также в оспариваемом требовании имеется указание на то, что необходимость в представлении информации возникла вне рамок проведения налоговой проверки.

Исходя из вышеизложенного суд обоснованно посчитал, что требование о представлении документов (информации) от 06.04.2016 N 51675 соответствует положениям статьи 93.1 НК Российской Федерации, поскольку содержит номер и дату договора (N ТД/НГ/18 от 01.09.2015), сведения о том, что оплата по договору производилась за щебень и указание контрагента ООО Управляющая компания „БЗКПД“, с которым заключен данный договор.

Видео (кликните для воспроизведения).

Все вышеуказанные сведения позволяют налогоплательщику определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать запрашиваемую информацию. Содержание требования носит однозначный, понятный характер, что не позволяет сделать вывод о его неисполнимости или наличии каких-либо затруднений с уяснением содержания документа.

Отклоняя довод заявителя о том, что вынесение требования вне мероприятий налогового контроля противоречит закону вне зависимости от конкретизации сделки, суд апелляционной инстанции исходит из того, что право налоговых органов запрашивать информацию вне рамок проведения налоговых проверок прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ».

Ну, а теперь, общий вывод (при каких условиях следует представить документы, в случае, когда вы получили Требование вне рамок проведения налогового контроля):

  1. Следует оценить Требование с учетом сказанного выше на предмет его законности: оно должно быть вынесено вне рамок налогового контроля и у налогового органа должна была быть обоснованная необходимость.
  2. Далее, определить (найти) в Требовании ссылку на договор, период его заключения и указание на контрагента.
  3. Документы передаем только те, которые указаны в Требовании. Не стоит передавать документы, которые не указаны в требовании. Если же у вас требуют информацию — передаем информацию, а не документы.
  4. Необходимо сравнить перечень запрашиваемых документов, и, если ваша инспекция попросила документов побольше — передаем ровно те документы, которые указаны в первоначальном Требовании.
  5. Если у вас затребовали документы в очень большом объеме, и вы не в состоянии такой объем подготовить — пишите ходатайство о продлении срока представления документов.
  6. Если вас мучают сомнения — представлять или не представлять конкретные документы — вы можете обратиться письменно в ИФНС за разъяснением. Не стоит молчать. Лучше уточниться. И затем принять адекватное решение в соответствии со сложившейся практикой и реакцией судов.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/481578/

Вне рамок проведения налоговых проверок у инспекции возникла необходимость получения информации в отношении организации, имеет ли оно право ­истребовать документы?

В полученном требовании налоговый орган со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ истребовал у организации документы, касающиеся деятельности самой организации (не контрагента или иного лица). При этом в требовании не указана информация о проводимом мероприятии налогового контроля, в связи с которым возникла необходимость в представлении истребованных документов, либо относительно конкретной сделки, позволяющей идентифицировать эту сделку. В качестве основания для истребования документов указано, что вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения информации в отношении организации.

Насколько правомерно такое требование налогового органа?

Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Также истребование документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщика, у контрагентов или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), может проводиться при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, его должностное лицо, на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ, вправе истребовать эти документы (информацию) у участников сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) о ней.

Непосредственно у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы могут быть истребованы должностным лицом инспекции при проведении налоговой проверки в порядке, ­установленном ст. 93 НК РФ.

Из приведенных норм НК РФ следует, что в рамках проведения налоговых проверок документы (информация) истребуются налоговиками непосредственно у самого проверяемого налогоплательщика в порядке ст. 93 НК РФ, а у его контрагентов или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, – в порядке п. 1 ст. 93 НК РФ. Вне рамок проведения налоговых проверок инспекцией могут быть истребованы документы (информация) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (на основании п. 2 ст. 93 НК РФ).

Читайте так же:  К каким расходам относятся налоги

Процедура истребования документов (информации) у контрагентов или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), регламентирована п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ, а также Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным в соответствии с п. 7 ст. 93.1 НК РФ приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/[email protected] (далее – Порядок).

Требование о представлении документов (информации) направляется контрагенту проверяемого налогоплательщика либо иному лицу, располагающему документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, налоговым органом по месту учета этого контрагента или иного лица, у которого истребуются документы (информация). Основанием для направления требования является поручение об истребовании документов (информации) от инспекции, осуществляющей налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля в отношении налогоплательщика. При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. Копия этого поручения прилагается к требованию о представлении документов (информации) (п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ).

Формы поручения об истребовании документов (информации) и требования о представлении документов (информации), утвержденные приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (приложения № 5 и 6), также предусматривают указание информации о проводимом мероприятии налогового контроля, в связи с которым возникла необходимость в представлении истребуемых документов (информации), либо относительно конкретной сделки, ­позволяющей идентифицировать эту сделку.

В рассматриваемом случае налоговиками в адрес организации со ссылкой на ст. 93.1 НК РФ направлено требование о представлении документов (информации), касающихся деятельности самой организации (а не ее контрагентов или иных лиц). При этом и в требовании, и в поручении об истребовании документов (информации), на основании которого оформлено требование, отсутствует информация, в рамках какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении истребуемых документов (информации), либо относительно конкретной сделки, позволяющей идентифицировать эту сделку, а в качестве основания для истребования указано, что вне рамок проведения налоговых проверок у налогового органа возникла обоснованная ­необходимость получения информации в отношении самой организации.

То есть в нарушение указанных выше норм ст. 93.1 НК РФ инспекцией вне рамок проведения налоговых проверок у организации истребованы документы, касающиеся деятельности самой организации (а не ее контрагентов или иных лиц), не относящиеся к конкретной сделке, без указания информации о сделке, позволяющей идентифицировать ее, либо мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла ­необходимость в представлении истребованных документов.

Требование налоговиков, не соответствующее нормам ст. 93.1 НК РФ, является неправомерным, и организация вправе его не выполнять. Такое право предоставлено налогоплательщикам подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, на основании которого они могут не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

Сложившаяся арбитражная практика подтверждает, что требования налоговых органов, не соответствующие нормам ст. 93.1 НК РФ, в которых, в частности, не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуются документы (информация) и отсутствуют указания на конкретную сделку, относительно которой истребуются документы (информация) вне рамок проведения налоговой проверки, признаются судами незаконными и необоснованными (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012, от 06.03.2012 № Ф03-306/2012, от 15.02.2012 № Ф03-6511/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № Ф01-2249/12, от 06.06.2012 № Ф01-2084/12, ФАС Поволжского округа от 06.09.2011 № Ф06-7328/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.2010 по делу № А27-4698/2010).

В частности, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012 судьи подчеркнули, что если необходимость получения дополнительной информации возникла у налогового органа вне рамок проведения налоговых проверок, то оспариваемые требования должны отвечать положениям п. 2 ст. 93.1 НК РФ, то есть должны содержать обоснование необходимости получения документов (информации) относительно конкретной сделки. В противном случае они нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагая на него обязанность по представлению документов, не предусмотренную п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2012 № Ф01-2084/12 судьи, рассматривая требование налогового органа, на основании которого налогоплательщику необходимо было представить документы в связи с возникшей при проведении мероприятий налогового контроля необходимостью получения информации о деятельности самого налогоплательщика, отметили, что в требовании не указано, в рамках какого мероприятия налогового контроля истребуется информация и в связи с чем она должна быть представлена в налоговый орган, а также из оспариваемого требования не следует, что истребуется информация относительно конкретной сделки и не указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку. В результате судьи пришли к выводу, что это требование налогового органа не соответствует положениям ст. 93.1 НК РФ и незаконно возлагает на налогоплательщика обязанность по представлению ­документов, следовательно, нарушает его права и законные интересы.

Также суды признают незаконными и необоснованными требования налоговых органов, когда у налогоплательщика в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуются документы (информация) в связи с возникшей необходимостью получения информации в отношении деятельности самого налогоплательщика и материалами дела подтверждается, что фактически эти документы (информация) были истребованы налоговым органом в ­рамках проводимой налоговой проверки.

В частности, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2012 № Ф01-2082/12 судьи установили, что направленным предпринимателю требованием о представлении документов (информации) в отношении его же деятельности фактически были истребованы документы (информация) с целью подтверждения заявленных в налоговых декларациях данных в рамках камеральной проверки. При этом налоговый орган, обосновывая свои действия, ссылается на ст. 93.1 НК РФ. При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу о том, что требование, незаконно возлагающее на предпринимателя обязанность по представлению документов (информации), нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, следовательно, не может быть признано законным и обоснованным. Аналогичные выводы были сделаны и в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2012 № ­Ф01-1997/12, от 07.06.2012 № Ф01-2083/12, от 07.06.2012 № Ф01-2085/12.

Читайте так же:  Пенсия по потере кормильца в марте

В то же время наличие такой обширной арбитражной практики свидетельствует о том, что вопросы истребования налоговыми органами документов (информации), касающихся деятельности налогоплательщиков, являются предметом многочисленных судебных споров. Поэтому если организация примет решение не выполнять требование налогового ­органа, нельзя исключить, что свою позицию ей придется отстаивать в суде.

В отношении ситуации, когда налоговый орган сам себе поручает истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности налогоплательщика, отметим следующее. Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что в случае, если контрагент проверяемого налогоплательщика либо иное лицо, располагающее документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, состоят на налоговом учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, требование о представлении документов направляется этому контрагенту (иному лицу) самим налоговым органом, проводящим ­налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля.

В этом случае необходимость оформления поручения об истребовании документов (информации) отсутствует (см. письма Минфина России от 09.12.2014 № 03-02-07/2/63185 и ФНС России от 16.12.2014 № ­ЕД-4-2/[email protected]).

То есть в рассматриваемом случае, когда налоговым органом по месту учета налогоплательщика непосредственно у самого налогоплательщика истребуются документы (информация), касающиеся его деятельности, необходимость оформления этим налоговым органом самому себе поручения об истребовании документов (информации) отсутствует. Однако сам факт оформления инспекцией такого поручения нарушением не является, поскольку не противоречит установленному п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ порядку истребования документов (информации), касающихся ­деятельности проверяемого налогоплательщика.

Источник: http://www.delo-press.ru/questions.php?n=18686

Что значит требование вне рамок налоговой проверки

Как ответить на требование вне рамок налоговой проверки

Вне рамок налоговых проверок инспекторы вправе запросить данные по любой сделке. Направить требование представить документы или информацию инспекторам позволяет пункт 2 статьи 93.1 НК. В рекомендации – что вправе запросить ИФНС вне рамок налоговых проверок и как отвечать на такое требование.

Что вправе требовать вне рамок проверки

Вне рамок налоговых проверок инспекторы вправе требовать документы или информацию по любой сделке у ее участников или иных лиц, которые располагают такими данными (п. 2 ст. 93.1 НК). Запросить документы и информацию вправе, когда ревизии нет ни у одного из участников сделки. Когда ИФНС запрашивает сведения при проверке контрагента, действуют иные правила. Запрошенные документы и информацию по сделкам впоследствии используют при планировании выездных проверок. Критерии отбора кандидатов на выездные проверки – в таблице.

Инспекторы могут запросить в одном требовании документы и информацию сразу по нескольким сделкам. Налоговое законодательство это не запрещает (письмо Минфина от 15.10.2018 № 03-02-07/1/73833). Кодекс также не ограничивает количество документов и информации, которые могут запросить.

Но ИФНС вправе запросить данные, когда в них есть обоснованная необходимость (письмо ФНС от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216). Инспекторы должны соблюдать принципы целесообразности и разумности и не истребовать документы и информацию произвольно. Например, не запрашивать документы в объеме, который сами не смогут проверить. Истребование большого объема документов не повод, чтобы признать требование незаконным. Но при оценке правомерности штрафа УФНС и суды учитывают:

  • необходимость в требуемых документах и информации;
  • возможность инспекторов изучить запрошенный объем бумаг;
  • возможность изготовить и представить копии в большом объеме;
  • наличие ходатайства о продлении срока сдачи бумаг.

Если ИФНС в требовании пренебрегает этими принципами, это дает право отказать в представлении запрошенных данных и сослаться в отказе на разъяснения ФНС. Даже если ИФНС впоследствии оштрафует, суд такой штраф может отменить или существенно снизить с учетом смягчающих обстоятельств.

В требовании ИФНС должна отразить, что документы и информация нужны именно вне рамок налоговых проверок (приложение 17 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628). Из требования также должно быть понятно, в рамках какой сделки нужно представить документы или информацию.

Инспекторы не обязаны приводить в требовании дату и номер конкретного договора, но должны указать признаки, которые позволят идентифицировать сделку. Например: «документы по сделке, которую исполнили платежным поручением от 19.07.2019 № 125». Другой допустимый вариант – ИФНС просит информацию по договору, в рамках которого выставили конкретные первичные документы, счета-фактуры. В требовании инспекторы также вправе указать конкретного контрагента и период сделки с ним.

Если ИФНС четко не обозначит, по какой сделке нужны сведения, и впоследствии привлечет вас к ответственности за неисполнение требования, штраф можно оспорить.

Какие документы вправе запросить

Вне рамок проверок вправе запросить документы по конкретному договору. Это могут быть любые документы, которые стороны составляют, когда заключают и исполняют сделку. Например, сам договор, накладные, акты приема-передачи и т. д.

Какие документы ИФНС вправе запросить вне рамок проверки

Документы Судебное решение
Договор, соглашение, контракт, спецификации Определение Верховного суда от 26.10.2017 № 302-КГ17-15714 по делу № А19-22283/2016, постановления арбитражных судов Уральского округа от 01.08.2018 № Ф09-4410/2018 по делу № А76-34609/2017, от 05.04.2018 № Ф09-535/2018 по делу № А50-23230/2017, Поволжского округа от 23.12.2016 № Ф06-16020/2016 по делу № А65-12057/2016 Товарно-транспортные и товарные накладные, акты приемки-сдачи работ (услуг) Счета-фактуры, книги покупок и продаж, выписки из книг Карточки бухгалтерских счетов Доверенности Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 01.08.2018 № Ф09-4410/2018 по делу № А76-34609/2017 и от 05.04.2018 № Ф09-535/2018 по делу № А50-23230/2017 Путевые листы Платежные поручения, приходные кассовые ордера Акты о зачете взаимных требований Ведомости аналитического учета по счетам Справки о выполненных работах Постановления арбитражных судов Дальневосточного округа от 25.07.2018 № Ф03-2969/2018 по делу № А24-6927/2017, Западно-Сибирского округа от 21.05.2019 № Ф04-1292/2019 по делу № А70-9661/2018 Рабочая переписка по договорам Постановления арбитражных судов Поволжского округа от 23.12.2016 № Ф06-16020/2016 по делу № А65-12057/2016, Западно-Сибирского округа от 21.05.2019 № Ф04-1292/2019 по делу № А70-9661/2018 Акты сверки расчетов Постановления арбитражных судов Северо-Кавказского округа от 22.02.2019 № Ф08-213/2019 по делу № А32-23758/2018, Уральского округа от 05.04.2018 № Ф09-535/2018 по делу № А50-23230/2017 Акты инвентаризации Постановления арбитражных судов Северо-Кавказского округа от 22.02.2019 № Ф08-213/2019 по делу № А32-23758/2018, Поволжского округа от 23.12.2016 № Ф06-16020/2016 по делу № А65-12057/2016 Акты приема-передачи имущества Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.03.2017 № Ф03-712/2017 по делу № А51-14515/2016 Справки о выполненных работах Постановления арбитражных судов Дальневосточного округа от 25.07.2018 № Ф03-2969/2018 по делу № А24-6927/2017, Западно-Сибирского округа от 21.05.2019 № Ф04-1292/2019 по делу № А70-9661/2018
Читайте так же:  Расчет пенсии ребенку по потере кормильца

Вне рамок налоговых проверок инспекторы могут запросить документы, срок хранения которых еще не истек (письмо Минфина от 30.04.2019 № 03-02-08/32313). Общий срок хранения данных бухгалтерского и налогового учета – четыре года (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК).

Но не стоит ориентироваться исключительно на дату документа. Например, договор, который действует в течение длительного времени, должен храниться более длительный срок. Документы за годы, в которых организация получила убыток в налоговом учете, надо хранить в течение всего периода, пока учитываете этот убыток, плюс четыре года.

Если срок хранения документов истек, вы вправе их не представлять. Но, чтобы избежать штрафа, письменно уведомите ИФНС о том, что у вас нет запрошенных документов.

Направьте в ИФНС уведомление о невозможности представить данные, если у вас нет запрошенных документов или информации. Уведомление составьте на бланке из приказа ФНС от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204. На этом же бланке оформляют уведомление в ИФНС об отказе повторно подавать ранее представленные документы.

Какую информацию вправе запросить

Вне рамок проверок инспекторы запрашивают информацию по сделке, когда этих данных нет в конкретных документах. Например, об обстоятельствах, при которых стороны заключили и исполнили договор.

В ответ на требование подготовьте письмо с информацией в произвольной форме. Требовать аналитическую информацию, например, специальные расчеты, прогнозы, расшифровки, инспекторы не вправе (п. 4 письма ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309 и постановление Верховного суда от 09.07.2014 № 46-АД14-15) .

В какой срок исполнить требование ИФНС

Срок ответа на требование вне рамок проверок зависит от того, каким способом инспекторы его направили. Сроки и порядок их расчета можно определить в таблице ниже или при помощи сервиса.

Сроки ответа на требование вне рамок проверок

Как получили требование Срок ответа (в рабочих днях)
Лично в ИФНС 10 дней с даты, когда получено требование (абз. 2 п. 5 ст. 93.1 НК) По почте 16 дней с даты, когда инспекция отправила требование (п. 4 ст. 31, абз. 2 п. 5 ст. 93.1 НК) По ТКС 10 дней с даты отправки квитанции о приеме требования (абз. 2 п. 5 ст. 93.1 НК) Через личный кабинет на сайте ФНС 11 дней с даты размещения требования (п. 4 ст. 31, абз. 2 п. 5 ст. 93.1НК)

Как представить документы и информацию

Документы и информацию можно передать на бумаге или в электронном виде. В Кодексе нет специальных правил для подачи документов и информации вне рамок проверки, поэтому руководствуйтесь общим порядком.

Передавайте документы и информацию с сопроводительным письмом и описью, чтобы не представлять данные повторно, если инспекция снова их запросит. Письмо и опись составьте в произвольной форме.

Когда инспекция требует большой объем документов и информации, можно направить в ИФНС уведомление о невозможности выполнить требование в срок. В уведомлении укажите дату, к которой представите данные. С 9 июня 2019 года оформляйте уведомление на бланке из приказа ФНС от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204. Отправьте уведомление надо в течение дня, следующего за днем, когда получили требование вне рамок проверок (п. 5 ст. 93.1 НК).

Продлевать срок – право, а не обязанность инспекции, поэтому нет гарантии, что срок увеличат. Но впоследствии уведомление с просьбой продлить срок поможет в суде уменьшить штраф за несвоевременное представление документов. Судьи учитывают, обращались ли вы с ходатайством о продлении срока, принимала ли ИФНС какое-либо решение по этому поводу, каким было решение (письмо ФНС от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216).

Дополнительные полномочия ИФНС вне рамок проверки

Инспекторы вне рамок проверок, помимо запроса документов и информации, вправе проводить другие контрольные мероприятия. Например, вызвать представителя организации или ИП в инспекцию, чтобы получить устные пояснения (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК). Вызов свидетеля на допрос также не требует проведения налоговой проверки (ст. 90 НК). Но штраф за неявку свидетеля возможен только в рамках дела о налоговом правонарушении (ст. 128 НК).

Осмотры помещений допустимы в рамках налоговой проверки. Но НК допускает возможность осмотра вне рамок ревизии, если владелец помещения против него не возражает (ст. 92 НК). Без проверки инспекторы могут проводить осмотры помещения в рамках Закона о госрегистрации (п. 4.2 ст. 9 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Проводить выемку документов и назначать экспертизу вне рамок налоговой проверки инспекторы не вправе (ст. 94, 95 НК).

Ответственность

Если проигнорировать запрос ИФНС или представить документы и информацию с опозданием, штраф 5000 руб. За повторное нарушение в течение календарного года оштрафуют на 20 000 руб. Такая ответственность прописана в статье 129.1 НК. Что именно этой нормой должны руководствоваться ИФНС в данном случае, ФНС сообщала в письмах от 27.06.2017 № СА-4-9/12220 и от 27.06.2017 № ЕД-4-2/12216.

Должностное лицо, например, руководителя, могут также привлечь к административной ответственности по статье 15.6 КоАП. Штраф может составить от 300 до 500 руб.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://enterfin.ru/kak-otvetit-na-trebovanie-vne-ramok-nalogovoj-proverki/

Что значит требование вне рамок налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here