Доп мероприятия после акта налоговой проверки

Сегодня предлагаем статью на тему: "Доп мероприятия после акта налоговой проверки" с выводами профессионалов. Узнать актуальность информации на 2020 год можно обратившись к дежурному специалисту.

Горячая линия

(347) 291 20 70

Дополнительные мероприятия после налоговой проверки: когда действия проверяющих законны?

Когда и зачем налоговики проводят допмероприятия

Решение об их проведении принимает руководитель (заместитель руководителя) инспекции, проводящей проверку. Он может вынести решение не ранее, чем проведены следующие процедуры: окончена налоговая проверка, составлен и вручен акт, рассмотрены материалы проверки.

Мероприятия могут проводиться только для проверки уже выявленных нарушений, чтобы получить по ним дополнительные доказательства.

В решении о проведении допмероприятий должно быть обоснование, почему они необходимы.

Как долго могут длиться допмероприятия

Дата окончания мероприятий указывается в решении об их проведении. Срок проведения не может превышать одного месяца (в некоторых случаях — двух месяцев). НК РФ не предусматривает продления этих сроков и повторного проведения допмероприятий за их пределами.

Однако, по мнению Минфина и ФНС, нарушение данных сроков не является существенным нарушением. Оно не влечет безусловной отмены итогового решения по проверке.

Может ли налогоплательщик предотвратить проведение допмероприятий

Необходимость и объем проведения тех или иных контрольных мероприятий определяет налоговый орган. Мнение и желание налогоплательщика не учитываются.

В какой форме инспекторы проводят допмероприятия

В решении о назначении допмероприятий должна быть указана конкретная форма их проведения. В то же время суды признают решение действительным, когда конкретные мероприятия в нем не названы.

В ходе допмероприятий проверяющие могут:


  • истребовать документы у самого налогоплательщика, у контрагентов и иных лиц, располагающих документами и информацией о деятельности проверяемого;
  • допрашивать свидетелей;
  • проводить экспертизу.

НК РФ не ограничивает количество допмероприятий в течение месячного срока их проведения. При этом перечень мероприятий является закрытым.

На практике встречаются случаи, когда осуществление в рамках допмероприятий других форм налогового контроля суды признавали законным. Так, допускались:

  • осмотр помещений;
  • привлечение специалиста;
  • выемка документов.

Суды считают выемку документов законной, даже когда налогоплательщик добровольно представил проверяющим оригиналы. Изъятие необходимо в таких случаях для проведения экспертизы.

Как проверяющие оформляют результаты допмероприятий

По итогам мероприятий инспекция обязана оформить дополнение к акту проверки. Составить и подписать его проверяющие должны в течение 15 рабочих дней со дня окончания мероприятий. В последующие 5 дней дополнение должны вручить налогоплательщику. К документу прилагают материалы, полученные при допмероприятиях.

Уклоняться от его получения не имеет смысла. Проверяющие направят его по почте заказным письмом, и оно будет считаться полученным на шестой день с даты отправки.

Если вы не согласны с дополнением или его отдельными положениями, можете представить возражения. На это есть 15 рабочих дней с момента получения дополнения.

Может ли инспекция после допмероприятий увеличить суммы доначислений

ФНС считает, что в дополнении нельзя упоминать нарушения, о которых не сказано в самом акте. Дополнить и сам акт новыми нарушениями тоже не разрешается. После его составления исправить в нем можно только описки, опечатки и арифметические ошибки. Изменения, ухудшающие положение налогоплательщика, вносить нельзя.

В то же время служба отмечает: в некоторых судебных актах увеличение доначислений по итогам допмероприятий признано правомерным. Это не было исправлением арифметической ошибки. Доначисления провели по документам, которые налогоплательщик представил вместе с возражениями к акту проверки. Ранее у инспекции этих документов не было, как и возможности их изучить. При этом документы относились к тем нарушениям, которые изначально были зафиксированы в акте.

Будут ли назначены допмероприятия, если после получения акта подать «уточненку»

Если налогоплательщик после окончания выездной проверки, но до принятия решения по ней представит уточненную декларацию, инспекторы вправе провести допмероприятия либо, вынося решение без учета данных «уточненки», назначить проведение повторной выездной проверки по уточнениям. Так считают АС Волго-Вятского округа, АС Восточно-Сибирского округа, АС Северо-Западного округа, АС Уральского округа, АС Северо-Кавказского округа. При этом, как отметил последний, проведение допмероприятий при представлении «уточненки» является правом, а не обязанностью налогового органа.

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку

на доставку полной версии документа или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
Источник: http://respectrb.ru/node/20049

Дополнительные мероприятия налогового контроля будут оформляться по-новому

HASLOO/ Depositphotos.com

С сегодняшнего дня изменяется процедура оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно, по итогам проведения указанных мероприятий налогового контроля, завершенных после 3 сентября 2018 года, налоговики должны будут составить дополнение к акту проверки (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 302-ФЗ). Данное изменение предусмотрено Федеральным законом № 302-ФЗ, который излагает п. 6.1 ст. 101 Налогового кодекса в новой редакции. Соответствующая информация опубликована на сайте ФНС России. Отметим, что ранее по результатам проведения мероприятий налогового контроля проверяющие не предоставляли налогоплательщику отдельного документа и все проведенные мероприятия отражались в решении налогового органа о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно новой редакции п. 6.1 ст. 101 НК РФ, дополнение к акту проверки будет составляться в течение 15 дней с даты окончания дополнительных мероприятий. В дополнение к акту будет отражаться такая информация, как:

  • дата начала и окончания проведения допмероприятий налогового контроля;
  • полученные дополнительные доказательства, которые подтвердят факт нарушения налогового законодательства или их отсутствие;
  • сведения о проведенных допмероприятиях;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Срок вручения документа составляет пять рабочих дней со дня его оформления. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков дополнение к акту вручается в течение 10 рабочих дней со дня его составления ответственному участнику этой группы.

Обоснованно ли осуществление выемки документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в целях проведения почерковедческой экспертизы? Узнайте из материала «Назначение дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет- версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Вместе с составленным дополнением налоговики должны вручить документы, которые получены в ходе дополнительных мероприятий за исключением данных, полученных от лица, в отношении которого проводилась проверка. Налогоплательщик вправе направить возражения на дополнение к акту в течение 15 рабочих дней с момента его получения и приложить к возражениям документы или их заверенные копии для подтверждения обоснованности возражений.

Читайте так же:  Налог на прибыль на бумажном носителе

Источник: http://www.garant.ru/news/1216972/

ФНС России рассказала о нюансах проведения дополнительных мероприятий налогового контроля

[email protected] / Depositphotos.com

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля может быть вынесено не раньше, чем завершатся следующие процедуры:

  • окончание налоговой проверки;
  • составление и вручение акта налоговой проверки;
  • рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 19 октября 2018 г. № ЕД-4-2/[email protected] «О рассмотрении обращения». Напомним, что дополнение к акту составляется, если инспекция проводила дополнительные мероприятия налогового контроля в отношении декларации, проверка которой завершилась после 3 сентября.

Налоговое ведомство указало, что в дополнении к акту налоговой проверки не могут указываться нарушения законодательства о налогах и сборах, которые ранее не отражены в акте налоговой проверки. То есть указанные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушении, но не на выявление новых нарушений.

Является ли превышение срока рассмотрения материалов проверки существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным? Узнайте из материала «Сроки рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения по ней» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом в решение о привлечении к ответственности либо в решение об отказе налоговый орган не вправе вносить изменения, ухудшающие положения налогоплательщика, за исключением исправления опечаток, описок, арифметических ошибок. Однако допускается внесение изменений в вышеупомянутые решения и их полная отмена, если это улучшит положение налогоплательщика.

ФНС России отметила, что есть судебная практика, когда увеличение суммы доначислений по налогам по итогам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля признано правомерным. В частности, когда налогоплательщик с возражениями к акту представил документы, которые налоговые инспекторы в ходе выездной налоговой проверки не имели возможности изучить. Кроме того, в конкретной ситуации представленные документы имели отношение только к тем нарушениям, которые уже отражены в акте проверки (выявлены в ходе проверки) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2015 г. № 309-КГ15-9617).

Напомним, что при обнаружении нарушений в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговый орган вправе увеличить ее срок с двух до трех месяцев, если декларация подана начиная с 4 сентября. При этом инспекторы не обязаны сообщать проверяемому лицу о продлении сроков проверки.


Источник: http://www.garant.ru/news/1227115/

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

После смены генерального директора организации налоговый орган повторно направил акт выездной налоговой проверки и повторно рассмотрел материалы выездной налоговой проверки, но уже за пределами установленных сроков. При этом этот акт не содержит дополнительной информации по сравнению с первым актом. Можно ли признать такие действия налогового органа недействительным?

Ответ:

С учетом мнения ВС РФ, если повторный акт выездной налоговой проверки не содержит дополнительной информации по сравнению с первым актом, и налоговый орган не проводил дополнительных контрольных мероприятий после направления первого акта и иным образом не ущемлял прав налогоплательщика по причине затягивания сроков, то повторное направление акта выездной налоговой проверки и повторное рассмотрение материалов выездной налоговой проверки признать недействительным не получиться.

Обоснование:

Срок составления акта выездной налоговой проверки установлен п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Акт выездной налоговой проверки составляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

Акт должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем) в течение пяти дней с даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

В случае уклонения налогоплательщика от получения акта выездной налоговой проверки акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). При этом в акте выездной налоговой проверки отражается факт уклонения от получения этого акта.

Таким образом, НК РФ не предусматривает повторного вручения акта выездной налоговой проверки по каким-либо основаниям.

Однако, в Определении от 12.11.2019 № 307-ЭС19-20073 по делу № А13-14941/2018 ВС РФ поддержал нижестоящие суды, которые отказал налогоплательщику в признании незаконными действий, выразившихся в повторном вручении акта выездной налоговой проверки, повторном рассмотрении материалов выездной налоговой проверки за пределами отведенных на это процессуальных сроков, и отказал в передаче дела для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Отказ был мотивирован тем, что повторное вручение акта проверки, отведение времени на его изучение, приведшее к нарушению срока рассмотрения материалов проверки, совершены в интересах общества в целях предоставления ему возможности осуществить надлежащую защиту своих прав при реализации результатов мероприятия налогового контроля. Кроме того, не было представлены сведения о проведении дополнительных контрольных мероприятий, ином ущемлении прав по причине затягивания сроков.

Таким образом, с учетом мнения ВС РФ, если повторный акт выездной налоговой проверки не содержит дополнительной информации по сравнению с первым актом, и налоговый орган не проводил дополнительных контрольных мероприятий после направления первого акта и иным образом не ущемлял прав налогоплательщика по причине затягивания сроков, то повторное направление акта выездной налоговой проверки и повторное рассмотрение материалов выездной налоговой проверки признать недействительным не получиться.

Автор: Спиридонова Н.А.
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Источник: http://lk.usoft.ru/bank_expert_opinions/view/1919?subject=14

Доп мероприятия после акта налоговой проверки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Сколько можно вернуть подоходного налога с ипотеки

Обзор документа

Информация Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2018 г. “Изменилась процедура оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля”

С 3 сентября меняется процедура оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Федеральным законом от 03.08.2018 N 302-ФЗ пункт 6.1 статьи 101 НК РФ изложен в новой редакции, которая предусматривает составление дополнения к акту налоговой проверки. Ранее отдельный документ по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не составлялся.

По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля для проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года, инспекция будет оформлять отдельный документ — дополнение к акту налоговой проверки. Он составляется в течение 15 дней с даты окончания дополнительных мероприятий налогового контроля.

В дополнение к акту вносится следующая информация:

— начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля;

— сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля;

— полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения законодательства о налогах и сборах, или отсутствие таковых;

— выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Налоговый орган должен будет вручить налогоплательщику это дополнение к акту в течение пяти рабочих дней со дня его оформления.

Если дополнительные мероприятия налогового контроля проводились в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, дополнение к акту налоговой проверки вручается в течение десяти рабочих дней с даты его составления ответственному участнику этой группы. К документу прилагаются материалы, полученные при дополнительных мероприятиях, за исключением данных, полученных от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Налогоплательщик может представить свои возражения на дополнение к акту в налоговый орган в течение 15 рабочих дней с момента получения этого документа. Также он может приложить к ним документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.

Обзор документа

Сообщается, что по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля для проверок, завершенных после 3 сентября 2018 г., налоговая инспекция оформляет отдельный документ — дополнение к акту налоговой проверки. Оно составляется в течение 15 дней с даты окончания дополнительных мероприятий и вручается налогоплательщику в течение 5 рабочих дней после его оформления (10 рабочих дней при проведении мероприятий в отношении консолидированной группы налогоплательщиков).

Указано содержание данного документа.

Налогоплательщик может подать свои возражения на дополнение к акту в течение 15 рабочих дней с момента его получения.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71939924/

Дополнительные мероприятия налогового контроля в 2020 году (условия, сроки проведения)

При выявлении нарушения налогового законодательства, акт налоговой проверки и другие материалы рассматриваются руководителем налоговой, которая проводила проверку. Руководитель при этом может принять решение провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

Права налогового органа

Налоговым кодексом РФ руководитель налоговой инспекции или его зам наделен правом требования дополнительных данных, подтверждающих факт нарушения налогового законодательства. Такое требование выражается в виде решения о проведении допмероприятий налогового контроля. Такое решение содержит обстоятельства, которые вызвали необходимость проведения мероприятий, а также срок их проведения и форма (Читайте также статью ⇒ Как проходит выездная налоговая проверка ООО в 2020 году).

Важно! В решении о проведении допмероприятий налогового контроля обязательно должны быть указаны обстоятельства, которые вызвали необходимость их проведения.

Условия проведения допмероприятий

Для того, чтобы у налогового органа появилась возможность провести допмероприятия, его руководителем должно быть установлено:

  • Совершил (или не совершил) проверяемый налогоплательщик нарушение законодательства;
  • Выявленные при проверке нарушения образуют или нет состав правонарушения.

Все мероприятия по налоговому контролю должны быть направлены лишь на сбор допдоказательств в отношении выявленных нарушений, но не на выявление новых. То есть, если налоговики требуют доказательства, которые не имеют отношение к отраженным в акте проверки нарушениям, это нарушение интересов организации – налогоплательщика.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Сроки проведения допмероприятий

Срок, в которые должны проводиться допмероприятия налогового контроля не должны превышать 1 месяца. Исключение составляет только проверка консолидированной группы организаций – налогоплательщиков. Для них срок увеличен до 2 месяцев (Читайте также статью ⇒ Сроки проведения камеральной налоговой проверки в 2020 году).

В течение этого периода налоговики могут провести следующие мероприятия:

  • Требование документов;
  • Проведение допроса свидетелей;
  • Проведение экспертизы.

Список таких мероприятий закрытый и добавлять в них другие мероприятия запрещено, но количество по каждому их перечисленных мероприятий не ограничено.

На основании того, что все перечисленные мероприятия являются законными, то если налогоплательщик отказывается предоставить какие-либо требуемые документы, налоговая вправе произвести их изъятие. Для того, чтобы налоговая могла изъять нужные документы должны соблюдаться такие условия:

  • Для проведения налогового контроля копий документов от проверяемой стороны недостаточно;
  • Налоговики имеют основания полагать, что оригиналы нужных документов могут быть сокрыты, исправлены, подменены или уничтожены.

Оформление результата допмероприятий

Определенного порядка, следуя которому налоговики должны направлять материалы по допмероприятиям не установлено. В налоговом кодексе также не предусмотрен и порядок по оформлению результата таких мероприятий, то есть составление какого-либо акта, либо справки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако, статьей 101 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на ознакомление с материалами как самой проверки, так и дополнительных мероприятий по ней. Другими словами, налоговая должна обеспечить реализацию такого права и сделать это в течение двух дней с момента обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением. Процесс ознакомления происходит путем визуального изучения выписок, копий и прочих материалов на территории налоговых органов.

После ознакомления с материалами проверки составляется протокол по форме, указанной в приложении к Письму №СА-4-9/[email protected]

Возражение налоговым органам

После проведения допмероприятий в течение десяти дней у налогоплательщика есть право направить в налоговую возражения по их результатам. Такое возражение направляется в письменном виде и содержит комментарии по всем результатам или по некоторым из них. К возражению прикладывают копии документов, которые обосновать доводы налогоплательщика.

Такие возражения рассматриваются налоговиками до принятия основного решения по выездной проверке. Если в возражении содержаться объективные причины, то налоговики могут отложить рассмотрение материалов проверки (Читайте также статью ⇒ Обжалование решения налогового органа в суде в 2020 году).

Решение по налоговой проверке

Налоговые органы рассматривают акт налоговой проверки, другие материалы, по которым в ходе проверки были выявлены нарушения и возражения плательщика в письменном виде. После этого налоговиками выносится решение, либо:

  • Привлечь за совершение налогового правонарушения к ответственности;
  • Отказать в привлечении за совершение налогового правонарушения к ответственности.

Решение налоговики выносят в течение 10 дней с момента истечения срока по подаче возражений от проверяемого лица. Срок рассмотрения материалов проверки может быть продлен как до проведения домероприятий, так и после них. Сроки по принятию решения налоговиками зависят от факта их продления и составляют:

  • 10 дней – обычный срок;
  • 1 месяц – если налоговые органы приняли решение о продлении срока на рассмотрение материалов проверки и допмероприятий, по итогам которых выносится основное решение;
  • 1 месяц (2 месяца – для консолидированной группы) – если налоговыми органами принято решение о проведении допмероприятий.
Читайте так же:  Какой процент пенсии получают работающие пенсионеры

Ожидаемые изменения в законодательстве

Основаниями для отмены решения налоговиком могут быть только нарушения условий по рассмотрению материалов налоговой проверки, к которым относят:

  • непредставление возможности налогоплательщику принимать участие в рассмотрении материалов дела, как лично, так и через его представителя;
  • непредставление налогоплательщику возможности давать объяснения.

В настоящее время Госдумой рассматривается законопроект № 249505-7, по которому налоговики должны будут составлять акт по итогам допмероприятий. Налогоплательщик в этом случае получит возможность свободно ознакомиться с актом и представить свои письменные возражения. Полагается также, что такой законопроект позволит более объективно выносить решение налоговыми органами о результатах проверки.

Такой акт должен будет содержать дату начала и дату окончания допмероприятий и показывать сущность правонарушения. Вручаться такой акт должен налогоплательщику в течение 5 дней с даты окончания допмероприятий. Все документы, которые были представлены самим налогоплательщиком, налоговики к акту прикладывать не будут. Акт должен передаваться налогоплательщику под расписку, либо другим способом, но при условии, что плательщик подтвердит его получение.

При уклонении налогоплательщика от получения такого акта, налоговики могут направить его заказным письмом по почте в адрес физлица.

Кроме вышеизложенного, данный законопроект должен сократить сроки проведения камеральных проверок. Напомним, что на сегодняшний день срок «камералки» составляет 3 месяца. Сократить же его предлагается до одного месяца.

Таким образом, попав под выездную проверку налоговых органов, организации – налогоплательщику, важно контролировать сроки этой процедуры. При назначении дополнительных мероприятий, проверяемый должен предоставить требуемые документы и не сопротивляться другим мероприятиям. В силу того, что налоговая на сегодняшний день не обязана представлять проверяемому акт о проведении допмероприятий, налогоплательщик должен самостоятельно изъявить желание ознакомиться с результатами допмероприятий. Если какие то моменты результата мероприятий проверяемого не устроят, он может написать в налоговую возражение. Главное, чтобы к этому возражению были приложены соответствующие доказательства.

Источник: http://online-buhuchet.ru/dopolnitelnye-meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya/

Доп мероприятия после акта налоговой проверки

Если после рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС затрудняется принять итоговое решение, он назначит дополнительные мероприятия налогового контроля.

В течение месяца инспекторы смогут запрашивать документы у вас, ваших контрагентов, других лиц, допрашивать свидетелей, проводить экспертизы. Перечень и срок допмероприятий будут в решении об их проведении ст. 101 НК РФ .

Через 20 рабочих дней после окончания допмероприятий ИФНС передаст вам дополнение к акту проверки. К нему прилагают документы, полученные при допмероприятиях от других лиц, и извещение о времени рассмотрения материалов проверки.

На представление возражений по дополнению к акту проверки у вас 15 рабочих дней п. п. 6.1, 6.2 ст. 101 НК РФ .

Источник: http://glavkniga.ru/situations/79115

Налоговики об оформлении мероприятий допконтроля

ФНС России в письме от 19.10.2018 № ЕД-4-2/[email protected] разъяснила особенности проведения и оформления дополнительных мероприятий налогового контроля с учетом изменений, внесенных в первую часть Налогового кодекса с 3 сентября 2018 г.

Налоговый орган вправе на основании п. 6 ст. 101 НК РФ провести дополнительные мероприятия налогового контроля. К ним относятся истребование документов у организации, ее контрагентов и иных лиц в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетелей, проведение экспертиз.

Допмероприятия проводятся в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. В связи с этим в рассматриваемом письме налоговики особо подчеркнули, что:

решение о проведении дополнительных мероприятий может быть вынесено не ранее проведения процедур: окончания налоговой проверки; составления и вручения акта налоговой проверки; рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем инспекции (его заместителями);

дополнительные мероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных правонарушений. При этом ФНС России ссылается на постановление Конституционного суда РФ от 14.07.2005 № 9-П, согласно которому целью дополнительных мероприятий налогового контроля является уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными налоговыми правонарушениями, и постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 30.07.2013 № 57, в котором указано, что дополнительные мероприятия налогового контроля могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки правонарушений, но не на выявление новых правонарушений.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ в ст. 101 НК РФ были внесены изменения, предусматривающие составление по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля дополнения к акту налоговой проверки (п. 6.1 ст. 101 НК РФ). Ранее составление подобного документа Кодексом не регламентировалось. В дополнении, в частности, фиксируются полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. Исходя из этого налоговики отметили, что в нем не указываются нарушения законодательства о налогах и сборах, ранее не отраженные в акте налоговой проверки.

Особое внимание в комментируемом письме уделено возможности внесения изменений в решение о результатах налоговой проверки по результатам допконтроля.

ФНС России сообщила, что после вынесения решения о результатах налоговой проверки налоговый орган не вправе вносить в это решение изменения, ухудшающие положение налогоплательщика. Исправлению подлежат только описки, опечатки и арифметические ошибки. При этом внесение изменений в названные решения, а в некоторых случаях и их полная отмена, допустимы, если это влечет улучшение положения налогоплательщика.

В то же время налоговое ведомство указало на наличие судебной практики, признающей правомерным увеличение доначислений по налогам по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля.

Так, например, в деле, рассмотренном Арбитражным судом Уральского округа (постановление от 23.04.2015 № Ф09-1929/15), налогоплательщик с возражениями к акту выездной проверки представил документы, которые налоговики не имели возможности изучить в ходе этой налоговой проверки. На основании их налоговики по итогам допмероприятий налогового контроля увеличили сумму доначислений. Документы эти имели отношение только к тем нарушениям, которые уже были отражены в акте проверки (выявлены в ходе проверки). Суд признал увеличение доначислений правомерным, поскольку в противном случае это повлекло бы освобождение налогоплательщика от уплаты налога при фактическом выявлении сокрытого объекта налогообложения. Позиция суда подтверждена Определением Верховного суда РФ от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/390489/

Доп мероприятия после акта налоговой проверки

сегодня
USD ЦБ 60.95
EUR ЦБ 67.82
BTC/USD 8507.40

калькулятор валют

С 3 сентября меняется процедура оформления результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ пункт 6.1 статьи 101 НК РФ изложен в новой редакции, которая предусматривает составление дополнения к акту налоговой проверки. Ранее отдельный документ по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не составлялся.

Читайте так же:  Узнать задолженность по налогу за автомобиль

По итогам дополнительных мероприятий налогового контроля для проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года, инспекция будет оформлять отдельный документ — дополнение к акту налоговой проверки. Он составляется в течение 15 дней с даты окончания дополнительных мероприятий налогового контроля.

В дополнение к акту вносится следующая информация:

— начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля;

— сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля;

— полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения законодательства о налогах и сборах, или отсутствие таковых;

— выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Налоговый орган должен будет вручить налогоплательщику это дополнение к акту в течение пяти рабочих дней со дня его оформления.

Если дополнительные мероприятия налогового контроля проводились в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, дополнение к акту налоговой проверки вручается в течение десяти рабочих дней с даты его составления ответственному участнику этой группы. К документу прилагаются материалы, полученные при дополнительных мероприятиях, за исключением данных, полученных от лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Налогоплательщик может представить свои возражения на дополнение к акту в налоговый орган в течение 15 рабочих дней с момента получения этого документа. Также он может приложить к ним документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.

Источник: http://www.eg-online.ru/document/regulatory/383475/

Дополнительный контроль: ознакомиться и возразить

С 2 июня 2016 г. правила налогового контроля действуют в обновленном варианте. Недавно специалисты налоговой службы выпустили письмо от 13.07.2016 № АС-4-7/[email protected], посвященное применению на практике нововведений. Мы расскажем с учетом разъяснений налоговых органов о том, в какие сроки налоговики должны рассмотреть материалы проверки и вынести решение, на сколько они могут продлить ревизию, а также сколько времени есть у инспекторов, чтобы провести дополнительные налоговые мероприятия и ознакомить с ними плательщика. Знать эти правила необходимо, так как участие в процедуре рассмотрения материалов проверки — одно из важных прав, нарушение которого может повлечь отмену ее результатов.

Изменения в ст. 101 НК РФ были внесены Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ (подробнее читайте «БП», 2016, № 18). Поправки уточнили права налогоплательщиков и установили сроки для рассмотрения результатов проверки с учетом представленных возражений и проведенных дополнительных контрольных мероприятий.

Сначала рассмотрим прошлые правила, так как для многих плательщиков сейчас актуален процесс оспаривания результатов проверок, проведенных и законченных до 2 июня 2016 г.

До изменений

Ранее порядок рассмотрения материалов проверки и принятия решения выглядел так:

1. Инспекторы проводили проверку и составляли акт. На его подготовку при выездной проверке у них было два месяца с даты составления справки об окончании ревизии, а при камеральной — десять дней с даты ее завершения.

2. Акт должны были вручить плательщику лично под расписку в течение пяти дней с даты его составления. Отправить документ заказным письмом по почте инспекторы были вправе, только если представитель фирмы уклонялся от его получения.

3. На то, чтобы представить свои возражения на акт, у плательщика был месяц с даты его получения.

4. Если после получения возражений на акт было необходимо провести дополнительные мероприятия налогового контроля, инспекция должна была вынести соответствующее решение, если нет — то выносилось решение по проверке. При этом срок и порядок представления возражений еще и на дополнительные материалы не были установлены.

5. На вынесение решения по проверке у налоговиков было десять дней с даты истечения месячного срока на представление возражений плательщиком. Этот срок мог быть продлен, но не более чем на месяц. Правом продления инспекторы как раз и пользовались для того, чтобы успеть назначить и провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

Как видите, до 2 июня 2016 г. Налоговый кодекс не обязывал инспекцию после проведения дополнительных мероприятий повторно уведомлять плательщика о рассмотрении материалов проверки с учетом этих мероприятий. Поэтому чиновники могли, не приглашая плательщика, вынести решение по проверке и отразить в нем те обстоятельства, которых не было в акте. Соответственно, в большинстве случаев налогоплательщик был лишен права знакомиться с материалами дополнительных мероприятий и возражать против них. Это порождало многочисленные споры.

Некоторые суды считали, что участие проверяемого лица в рассмотрении материалов должно было быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля. И подчеркивали: право плательщика своевременно знакомиться со всеми сведениями является неотъемлемым (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.01.2012 № А78-2210/2011).

Другие арбитры могли и отказаться признавать решения инспекции недействительными из-за невозможности ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий, так как считали, что право компании «знакомиться и возражать» распространяется только на сведения, собранные в процессе проверки. Дополнительные сведения инспекции собирают после проверки и составления акта (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 24.01.2012 № А57-4681/2011)

Неразбериху попытался устранить Пленум ВАС РФ, выпустив постановление от 30.07.2013 № 57 (далее — постановление № 57). В пункте 38 этого документа указано, что к дополнительным мероприятиям нужно применять аналогию закона. То есть инспекция обязана после проведения дополнительных мероприятий действовать так же, как и с обычным рассмотрением: уведомить плательщика о времени и месте рассмотрения, дать ему месяц, чтобы познакомиться с новыми сведениями и представить возражения. И только после этого выносить итоговое решение по проверке.

ВАС РФ рекомендовал судам проверять случаи, когда налоговый орган не направлял плательщику новые материалы, и устанавливать, насколько характер и объем сведений, полученных в ходе дополнительных мероприятий, повлияли на итоговое решение. Если судья посчитает, что процедура рассмотрения существенно нарушена, решение инспекции может быть признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Однако нижестоящие суды в ряде случаев довольно критично оценивали требования компаний отменить решение инспекции по данному основанию и принимали сторону налоговиков (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2014 № А58-4934/2013). Кроме того, они считали, если дополнительные мероприятия были проведены и не дали результата, тем не менее фирму с документацией не ознакомили, то решение инспекции суд не отменит. Ведь основные материалы проверки плательщик видел, после дополнительного контроля в них ничего не изменилось, а значит, его право участвовать в процессе и представить объяснения соблюдено (постановление ФАС Поволжского округа от 24.12.2013 № А49-132/2013).

Читайте так же:  Льготная пенсия мамам детей инвалидов

В отличие от судов, положения постановления № 57 взяла на вооружение ФНС России и предписала нижестоящим налоговым органам «во всех случаях ознакамливать налогоплательщика с полученными в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля доказательствами». Инспекторы стали фиксировать в протоколе рассмотрения результатов проверки срок, в течение которого фирма должна представить возражения на материалы дополнительных мероприятий. Учитывая, что протокол подписывают обе стороны, налоговики, таким образом, снижали риски оспаривания своих решений по формальному основанию (письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Таким образом, инспекторы на практике придерживались аналогии закона (п. 5 и 6 ст. 100 НК РФ). То есть плательщику давали еще месяц (или меньше — по согласованию) на возражения по дополнительным мероприятиям, назначали время рассмотрения материалов, тем самым обеспечивая его право участвовать в процессе.

Как ни странно, данный подход позволил налоговой службе практически безнаказанно нарушать сроки вынесения решения по проверкам, то есть вручать их за пределами десятидневного срока после истечения месяца, отведенного для возражений. Чиновники считают, что это не приводит к нарушению существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. Ведь со всеми документами плательщик ознакомлен, а значит, его права полностью соблюдены (письмо ФНС России от 09.10.2015 № ЕД-4-2/17621).

После изменений

Позиция судей, выраженная в постановлении № 57, и практика применения норм нашли отражение в Налоговом кодексе. Как мы уже сказали, с 2 июня 2016 г. ст. 101 НК РФ действует в новой редакции. Разберемся, как теперь работают инспекции, чтобы обеспечить законность своих решений (п. 1 и 6.1 ст. 101 НК РФ).

Первые три пункта, приведенные выше, не изменились.

4. После рассмотрения всех материалов проверки, включая возражения на акт, инспекция должна принять решение:

о привлечении к ответственности (отказе в привлечении);

либо о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля с указанием срока их окончания. Время, отведенное на дополнительные мероприятия, не может превышать месяц.

5. Если плательщик хочет ознакомиться с новыми сведениями после окончания «допов», ему необходимо подать соответствующее заявление. Тогда инспекция обязана обеспечить такую возможность. Материалы можно почитать, сфотографировать, скопировать или сделать выписки непосредственно в налоговом органе не позднее двух дней со дня подачи указанного заявления. Процесс ознакомления идет под протокол.

6. У фирмы есть десять дней с даты окончания дополнительных мероприятий, чтобы представить возражения на них.

7. В течение десяти дней после окончания срока для представления возражений инспекция обязана принять окончательное решение по проверке.

Как видите, по сравнению с прошлой редакцией нормы, более четко прописаны права плательщиков. Теперь возможность участвовать в рассмотрении сведений по дополнительным мероприятиям и повторно представлять возражения обеспечена законом. При этом законодатель посчитал, что не стоит полностью применять аналогию закона и сократил срок на повторные возражения с месяца до десяти дней.

Обратите внимание на п. 5 нашего плана. Инспекция не обязана направлять сведения, полученные в процессе как основных, так и дополнительных мероприятий. Ее задача в том, чтобы выдать их плательщику по его заявлению. В связи с этим рекомендуем представлять его в следующие сроки:

по основным мероприятиям — при подписании акта проверки;

по дополнительным мероприятиям — при ознакомлении с решением об их проведении.

Понятно, что сами документы (материалы) появятся не через два дня, соответственно, инспекция предоставит возможность их изучить позднее. Но никакой ответственности для должностных лиц за нарушение этого двухдневного срока не предусмотрено, а компанию такой порядок действий избавит от необходимости посещать инспекцию несколько раз или застрахует от серьезного упущения по причине элементарной забывчивости.

Трактовка налоговиков

Рассмотрим письмо ФНС России от 13.07.2016 № АС-4-7/[email protected], в котором налоговики разъяснили порядок применения положений Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ. Сразу скажем, что налоговая служба попыталась облегчить жизнь территориальным налоговым органам. Она пояснила, что инспекция вправе в последний день срока, отведенного на вынесение решения, продлить рассмотрение материалов проверки. А после этого «отложенного» рассмотрения — назначить дополнительные мероприятия.

При этом ФНС России делает важное уточнение: инспекция может несколько раз продлевать сроки рассмотрения материалов проверки как до назначения дополнительных мероприятий, так и после. Но совокупный срок такого продления не может быть более одного месяца.

Заметим, что у налоговых органов есть еще один инструмент, который позволит отложить принятие решения по выездной проверке, — приостановление. Такое право дает им п. 9 ст. 89 НК РФ. Оснований приостановления всего четыре. Наиболее распространено истребование документов в порядке ст. 93.1 НК РФ, то есть не у самого плательщика, а у его контрагентов или, например, обслуживающих банков и т.д. Приостановление и возобновление ревизии оформляется отдельными решениями (формы решений утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]).

Состав дополнительных мероприятий

Скажем несколько слов о самих дополнительных мероприятиях налогового контроля. Таковыми по закону считаются истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля и проведение экспертизы (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ). Список исчерпывающий. Налоговый кодекс не называет другие мероприятия в качестве возможных в рамках проведения дополнительного налогового контроля.

Нередко инспекторы нарушают это правило и проводят также выемку или осмотр. Суды по-разному относятся к подобным действиям. Например, могут признать выемку законной, особенно если необходимость ее проведения продиктована нежеланием плательщика представлять документы (п. 4 ст. 94 НК РФ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 № А56-33713/2009).

В отношении осмотра нам не удалось найти судебных дел. Но есть интересное решение, в котором налоговики назвали это мероприятие «осмотром мест государственной регистрации и мест фактического нахождения». И суд согласился с его правомерностью (Определение ВАС РФ от 30.06.2009 № ВАС-7529/09).

Отдельного внимания заслуживает обоснование дополнительных мероприятий. Форма решения об их проведении содержит такую строку, как «обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля» (форма решения утверждена в приложении № 29 к приказу ФНС России 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]).

Это значит, что инспекция обязана указать причины, которые побудили ее провести дополнительные мероприятия. Налоговый кодекс говорит о том, что основанием может стать необходимость «подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых» (п. 6 ст. 101 НК РФ). Обратите внимание, что дополнительные мероприятия можно проводить только для проверки уже установленных нарушений (постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 № А60-28239/11).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.eg-online.ru/article/322080/

Доп мероприятия после акта налоговой проверки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here