Государственный бюджет доходы бюджета налоги

Сегодня предлагаем статью на тему: "Государственный бюджет доходы бюджета налоги" с выводами профессионалов. Узнать актуальность информации на 2020 год можно обратившись к дежурному специалисту.

Тема 3. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

7. Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель – формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.

Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Среди неналоговых доходов федерального бюджета можно выделить доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, в т.ч. прибыль ЦБ России. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами.

Нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства. Они называются регулирующими доходами.

Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.

Существует Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации. Он предназначен для оказания финансовой помощи (трансфертов) регионам, имеющим душевой бюджетный доход ниже среднедушевого по всем субъектам Федерации. Такие регионы получают статус «нуждающихся в поддержке».

Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

Инвестиции и другие капитальные расходы производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Агрегированную схему доходов и полученных официальных трансфертов можно представить в следующем виде:

1. Текущие доходы:

1.1. Налоговые поступления

§ подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала;

§ отчисления в государственные социальные фонды;

§ налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;

§ налоги на собственность;

§ внутренние налоги на товары и услуги;

§ налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

§ прочие налоги, сборы и пошлины;

1.2. Неналоговые поступления

¨ доходы от собственности и предпринимательской деятельности;

¨ административные сборы и платежи, доходы от продаж;

¨ поступления по штрафам и санкциям;

¨ прочие неналоговые поступления.

2. Доходы от операций с капиталом

· продажа основного капитала;

· доходы от реализации государственных запасов;

· доходы от продажи земли и НМА;

· поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

3. Полученные официальные трансферты

— от других органов государственного управления (дотации, субвенции).

Источник: http://www.aup.ru/books/m171/3_7.htm

ЕГЭ. Экономика. Тема 21. Государственный бюджет

Государственный бюджет – это совокупность денежных средств, которые поступают в распоряжение Правительства и расходуются им по законодательно установленным направлениям.

Государственный бюджет – это высший финансовый документ страны, финансовый план доходов и расходов государства на год.

Проект бюджета принимается ежегодно Государственной Думой.

По окончании финансового года Правительство отчитывается об исполнении бюджета.

Части госбюджета:

  • доходная часть – показывает, откуда поступают денежные средства;
  • расходная часть – показывает, на какие цели используются денежные средства.

Счётная палата – это парламентский орган финансового контроля РФ.

Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов страны.

Функции госбюджета:

  • регулирующая (регулирует денежные потоки государства);
  • контролирующая (легально контролирует действия правительства);
  • информационная ( содержит информацию о намерениях правительства);
  • направляющая (определяет параметры экономической деятельности, задаёт рамки возможных действий правительства).

Уровни бюджетной системы РФ:

  • федеральный бюджет,
  • бюджеты субъектов РФ ( региональные бюджеты),
  • бюджеты муниципальных образований ( местные бюджеты).

Источники госбюджета:

  • налоги,
  • государственные займы,
  • доходы от предпринимательской деятельности государства
  • пошлины и неналоговые средства,
  • походы от внешнеэкономической деятельности.

Направления расходов госбюджета РФ:

  • оборона
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность
  • содержание органов власти
  • оплата труда работников бюджетной сферы
  • развитие национальной экономки
  • ЖКХ
  • охрана окружающей среды
  • образование
  • культура
  • СМИ
  • здравоохранение
  • спорт
  • социальная политика
  • межбюджетные трансферты
  • выплата государственного долга
Читайте так же:  Как называется налог доходы минус расходы

Дефицит госбюджета — это превышение расходов над доходами.

Пути преодоления дефицита госбюджета:

  • внутренние займы
  • внешние займы
  • денежная эмиссия
  • продуманная политика государства

Профицит госбюджета – это превышение доходов над расходами.

Сбалансированный госбюджет — в нём равное соотношение расходов и доходов.

Факторы, влияющие на состояние госбюджета:

  • состояние налоговых поступлений
  • государственные расходы
  • политика государства
  • фаза экономического цикла в стране

Внебюджетные фонды — фонды денежных средств, образуемые вне бюджета страны, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь

В них направляются денежные средства, имеющие целевое назначение.

Социальные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд
  • Фонд социального и обязательного медицинского страхования
  • Федеральная служба по труду и занятости

Экономические внебюджетные фонды:

  • Фонд развития промышленности
  • финансовые фонды поддержки отраслей
  • инвестиционные фонды и др.

Государственный долг.

Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.

Виды государственного долга:

  • внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)

Внутренний государственный долг включает в себя:

  • рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
  • нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
  • внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)

Виды государственного долга по срокам его выплаты:

  • краткосрочный ( до 1 года)
  • среднесрочный ( до 5 лет)
  • долгосрочный ( свыше 5 лет)

Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-21-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9/

Тема 14. Государственный бюджет

1. Государственный бюджет (от англ. budget — сум­ка, кошелек) — это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

2. Государственный бюджет составляется правительст­вом и утверждается высшими законодательными органа­ми (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Со­брания РФ). По окончании финансового года Правитель­ство Российской Федерации должно отчитаться об испол­нении бюджета.

3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

  • доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;
  • расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства.

4.Источники доходной части:

  • налоги;
  • государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);
  • эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;
  • займы у междуна­родных ор­ганизаций.

5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

  • социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
  • поддержание обороно­способности страны (примерно 20%);
  • обслуживание го­сударственного долга;
  • предоставление дотаций пред­приятиям;
  • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется ак­туальностью поставленных задач и способами их реше­ния в соответствии с концепцией экономической поли­тики.

6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями го­сударственного бюджета. Здесь возможны три различ­ных варианта:

  • Сбалансированный бюджет – расходы бюдже­та равны доходам. Это самое оптимальное со­стояние бюджета.
  • Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше дохо­дов. Дефицит – раз­ность расходов и дохо­дов бюджета.
  • Профицитный бюджет – доходы бюджета выше рас­ходов. Профицит – раз­ность доходов и расходов бюджета.

7. Источники покрытия бюджетного дефицита

Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)

  • Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).
  • Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

Дефицитное бюджетное финанси­рование служит важным средством против спадов част­ных инвестиций и потребления, а значит и против сокра­щения занятости.

— Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Ес­ли инфляция принимает угрожающие размеры, то необ­ходимо срочно сократить бюджетные расходы.

8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета

  • долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
  • фаза экономического цикла в стране;
  • текущая политика государства.

9. Государственный долг — это сумма задолженнос­ти государства по выпущенным и непогашенным зай­мам, включая начисленные по ним проценты.

10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной сум­мы долга.

11. Государственный долг

— Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.

Внутренние долговые обязательства:

  • Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций
  • Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)

— Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам между­народным и государст­венным банкам, орга­низациям, правитель­ствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте

12. Внутренний государственный долг – ре­зультат дефицита бюджета и выпуска облигаций госу­дарственного займа для его покрытия. Го­сударство – должник владельцев облигаций.

Читайте так же:  Заполнение налоговой карточки по ндфл

Причины возникновения внутреннего государственного долга

  • Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
  • Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
  • Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

13. Внешний государственный долг – более серь­езная проблема. С появле­нием внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

  • величина долга на душу населения;
  • отношение долга к ВВП (оно не должно быть боль­ше 80%);
  • отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
  • расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);
  • отношение внешнего долга к размеру золотовалют­ных резервов.
Видео (кликните для воспроизведения).

14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (про­центов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на перво­начальных условиях.

15. Меры по управлению государственным долгом:

  • Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
  • Поиск средств для выплаты долга.
  • Нейтрализация негативных последствий государст­венного долга.
  • Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

Источник: http://humanitar.ru/page/ch5_14

ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Цель:рассмотреть принципы деятельности бюджетно–налоговой системы Российской Федерации.
В результате изучения темы 8 обучающийся должен:

  • знать: основные принципы, функции и задачи налоговой и бюджетной политики государства;
  • уметь: применять полученные знания в профессиональной деятельности;
  • владеть: методами расчета мультипликаторов государственных закупок и налогов.

План занятия

  • Структура государственного бюджета, дефицит и профицит.
  • Государственный долг, способы погашения.
  • Сущность и функции налогов, виды налогов. Принципы и формы налогообложения.
  • Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, виды.
  • Эффект Лаффера.
  • Мультипликатор государственных закупок. Мультипликатор налогов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛЫ

8.1. Структура государственного бюджета, дефицит и профицит
В соответствие со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, под бюджетом понимается «…форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»[1]. В бюджете определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, а также указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней:

  • Федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты);
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);
  • бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это бюджетный профицит. Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это бюджетный дефицит. Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти, на основе предложений органа исполнительной власти, принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.
Доходы государственного бюджета формируются за счет денежных средств, поступающих в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. Доходы бюджета формируются за счет:

  • налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;
  • неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходов целевых бюджетных фондов.

В России подавляющая часть бюджета (как правило, более 80 %) формируется за счет налоговых доходов.
Расходы государственного бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Все расходы можно подразделить на следующие группы:

  • военные;
  • экономические;
  • на социальные цели;
  • на внешнеполитическую деятельность;
  • на содержание аппарата управления.

8.2. Государственный долг, способы погашения
Государственный долг представляет собой результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга:

  • внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.
Для уменьшения государственного долга используются следующие механизмы:

  • реструктуризация долга — замена старых долговых обязательств новыми с более мягкими условиями погашения (более низкие процентные ставки, более длительные сроки уплаты и т.п.), а также частичное списание долга;
  • конверсия долга — обмен долговых обязательств на товарные поставки или акции.
Читайте так же:  Калькулятор начисление пенсии сотрудников мвд

8.3. Сущность и функции налогов, виды налогов
Главная роль в мобилизации средств в государственный бюджет принадлежит налогам. Под налогом, в соответствие со статьей 8 налогового кодекса[2] РФ понимается «…обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и /или муниципальных образований».
Налоги выполняют одновременно следующие основные функции:

Все налоги подразделяются на несколько видов.
Прямые налоги взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства. Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Согласно налоговому законодательству РФ к косвенным налогам относятся: НДС и акцизы; остальные налоги в РФ являются прямыми.
Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента, а подоходные — составляют определенный процент от дохода. Подоходные налоги в свою очередь делятся на три типа:

  • прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка зависит прямо пропорционально от уровня дохода;
  • регрессивные налоги — налоги, где средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода;
  • пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Налоговая система должна: быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно–политическим потребностям; обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП; быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета (рис. 8.1).

8.4. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, виды
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

  • стабильного экономического роста;
  • полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
  • стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
  • подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций);
  • косвенные налоги (в первую очередь, НДС);
  • пособия по безработице;
  • пособия по бедности.

8.5. Эффект Лаффера
Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение.
Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства.

Рис. 8.1. Кривая Лаффера
Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит А. Лафферу. А. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 8.1), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет.
Используя налоговую функцию Т = t×Y, А. Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t*), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax.).

8.6. Мультипликатор государственных расходов. Мультипликатор налогов
Из простой кейнсианской модели следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику.
Мультипликатор государственных закупок – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличился (сократился) национальный доход при увеличении (сокращении) государственных закупок на единицу:
, (1)
где m — налоговый мультипликатор; MPC — предельная склонность к потреблению; MPS — предельная склонность к сбережению.
Общий прирост национального дохода (DY) в результате роста государственных закупок (DG) составит .
Налоговый мультипликатор — это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) национальнй доход (ВВП) при сокращении (увеличении) налогов на единицу.
. (2)
Прирост национального дохода в результате изменения налогов составит .
Мультипликатор налогов действует в обратном направлении, чем мультипликатор государственных расходов. Снижение налогов увеличивает реальный ВВП (национальный доход), а их рост уменьшает реальный ВВП (национальный доход).

[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (актуальная редакция).

[2] Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (актуальная редакция).

Источник: http://www.aup.ru/books/m1520/5_5.htm

Государственный бюджет. Налоги: виды и функции

Главным финансовым планом государства, имеющим силу закона, является государственный бюджет – смета денежных доходов и расходов государства. Кроме того, свои бюджеты имеют субъекты федераций, города, учреждений, организации и т.д.

Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Источниками средств, поступающих в бюджет, являются налоги и предпринимательская деятельность государства. Эти средства расходуются на содержание государственного аппарата, армии, поддержку отраслей промышленности, содержание бюджетных организаций (образование, медицина, соцобеспечение), инвестиции в народное хозяйство, на государственные закупки, на природоохранные мероприятия.

Виды бюджета:

— сбалансированный – когда доходы бюджета равняются его расходам;

— дефицитный – когда расходы выше доходов;

— профицитный – когда доходы выше расходов.

Бюджетный дефицит возникает в результате экономической политики государства или в результате чрезвычайных ситуаций. Преодалевается дефицит сокращением государственных расходов, изысканием дополнительных доходов, денежной эмиссией, займами у населения и других государств и международных финансовых организаций.

Дефицит бюджета приводит к появлению государственного долга.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам.

Читайте так же:  Льготный уход на пенсию для мужчин

Внутренний государственный долг – задолженность государства перед собственным населением и предприятиями; внешний – задолженность государства международным банкам, правительствам иностранных стран, крупным частным банкам.

Кредиторы создают специальные организации – клубы, чтобы влиять на выплаты долгов. Наиболее известны Лондонский клуб, куда входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, состоящий из стран-кредиторов.

Налог– это платежи, взимаемые центральными и местными органами власти, идущие в бюджеты соответствующего уровня.

Функции налогов:

— фискальная – налоги поступают в бюджет;

— регулирующая – с помощью налогов государство стимулирует или сдерживает развитие того или иного производства;

— социальная – через налоги перераспределяются доходы населения и поддерживаются неимущие слои.

Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо (предприятие, организация, учреждение), которое обязано платить этот налог в законодательном порядке.

Объект налога – предмет (доход, имущество, товар), подлежащий налогообложению.

Источник налога – это доход налогоплательщика (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог.

Совокупность налогов, методы и принципы их построения, а также способы взимания составляют налоговую систему государства.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник: http://studopedia.org/11-42688.html

Государственный бюджет доходы бюджета налоги

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три источника доходов государственного бюджета. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие источники доходов государственного бюджета:

1) налоги и сборы (например, источником доходов бюджета является налог на доходы физических лиц);

2) доходы от использования государственной собственности (например, источником доходов государственного бюджета является прибыль от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является государство);

3) займы (например, выпуск правительством облигаций государственного займа и их размещение среди граждан и организаций привело к поступлению в государственный бюджет значительных средств);

4) доходы от приватизации государственного имущества. (например, правительство продало частной компании здание, находившееся в государственной собственности, день поступили в бюджет страны).

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами другие источники доходов государственного бюджета

Источник: http://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=11315

Государственный бюджет доходы бюджета налоги

НАЛОГИ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Зобкова Анастасия Владимировна

Коростелева Ксения Михайловна

студенты 3 курса, кафедра мировой экономики ОГАУ, РФ, г. Орёл

Докальская Вера Калиновна

научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, кафедра мировой экономики ОГАУ, РФ, г. Орёл

Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов, ведь их возникновение обусловлено становлением государственности. На сегодняшний момент государственное устройство неразрывно связано с налоговой системой, поэтому его изменение коренным образом влияет на систему. Общеизвестно, что еще ни одно государство в мире не смогло обойтись без налогов, которые необходимы для выполнения функций — удовлетворения коллективных потребностей, обусловленных необходимостью определенной суммы денежных средств, которая может быть собрана посредствам налогов.

Бюджеты многих стран в основном формируются за счет поступлений, полученных от взимания налогов. На протяжении последних столетий менялась роль тех или иных налогов в формировании бюджетов. Одним из основных источников налоговых доходов государственных бюджетов стран в настоящее время стал подоходный налог с населения. Посредством этого налога государства перераспределяют до 45 % ресурсов государственного бюджета. В доходах центрального бюджета различных государств налоги составляют 80—90 % [3].

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц [1]. Налоговые системы стран базируются на соответствующем законодательстве, устанавливающем определенные методы построения и взимания налогов, а также конкретные элементы налогов.

Так, неотъемлемой частью экономики любой станы мира являются налоги, играющие решающую роль в процессе перераспределения ВВП и НД, вне зависимости от политического устройства государства. У каждой налоговой системы есть свои особенности, обус­ловленные характером ее развития, состоянием экономики страны, националь­ными традициями, общественной психологией, но в основном она на организационной основе, которая позволяет ей функционировать с наименьшими издержками как для страны в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения.

Представим сравнительную характеристику налогов поступающих в бюджет России и в страны: США, Франция, Казахстан. Они были выбраны по принципу схожего государственного устройства — Федеративная республика, противоположному — Унитарная республика, и страна, входящая в СНГ, соответственно.

Федеральные налоги в РФ установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. К налоговым доходам относятся: налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины, сборы.

Федеральный бюджет РФ более чем на 90 % формируется за счет налогов. Основными налогами, перечисляемыми в бюджет страны, являются: НДС, который составляет примерно 45 % всех налоговых поступлений в бюджет государства и акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, каждый из которых составляет примерно по 15 % [3].

Коллегия налоговой службы подвела итоги работы в 2013 году, по которым в консолидированный бюджет РФ в минувшем году поступило 11,3 триллиона рублей, что на 3,4 % больше, чем в 2012 году. Прирост зафиксирован, несмотря на заметное ухудшение макроэкономических показателей: рост ВВП в 2013 году замедлился с 3,4 % до 1,3 %, промышленности — с 2,6 % до 0,3 %, а сальдированный финансовый результат компаний снизился на 15,6 % на фоне роста убытков в 1,6 раза. Все эти факторы в итоге сократили сборы двух из четырех бюджетообразующих налогов — это налог на прибыль и НДС. А компенсировать данный недобор удалось за счет роста двух других налогов — НДФЛ, которого собрано на 10,5 % больше, чем годом ранее и НДПИ — на 4,7 % больше, чем в 2012 году. Кроме того, сборы акцизов в 2013 году выросли на 22 %, имущественных налогов — на 15 % [6].

Читайте так же:  Оптимизация налога на имущество организации это

В США главным источником финансовых поступлений в федеральный бюджет страны являются налоги, взимаемые с экономически активного населения, одновременно представляющие собой важнейший канал контролируемого федеральным правительством перераспределения национального дохода. Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующих уровням власти:

· верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет;

· среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов;

· нижнего, где собираются налоги, вводимые органами местного само управления, поступающие в местные бюджеты [4, с. 88—91].

К числу основных налогов США относят: налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами и корпорациями; налог на социальное обеспечение (взнос); налог на имущество юридических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, которые взимаются только на уровне штатов и местных органов власти; акцизы. Также в США отсутствует налог на добавленную стоимость, являющийся одним из ведущих у большинства стран Европы.

Большую часть поступлений в федеральный бюджет составляет налог на доходы физических лиц или подоходный налог, плательщиками которого являются резидентов и нерезиденты США. Ставка данного налога увеличивается пропорционально росту дохода в диапазоне от 10 % и почти до 40 % [7, с. 35].

Плательщиками корпорационного налога в США являются местные организации, созданные по закону страны, а также иностранные организации и иные юридические лица. Максимальным значением, по которому взимается данный налог, является 35 %. Анализ данного налога в динамике и в сравнении с другими немало важными налогами страны можно проследить на графике [8].

Из выше сказанного можно сделать вывод, что налоговая система США не ориентирована на формирование бездефицитного бюджета, так налоги страны являются одними из самых низких среди индустриально развитых стран, ведь их доля составляет 28 % ВВП, тогда как в среднем в других государствах этот показатель достигает 38 % [7, с. 35].

Рисунок 1. Доля корпоративного налога США с 1934 года по 2012 год [8]

Французская налоговая система состоит из совокупности своеобразных налогов и сборов, а также обладает стабильным перечнем взимаемых налогов и сборов, и их применения. Ставки налогов во Франции пересматриваются ежегодно, учитывая экономическую ситуацию и направления экономико-социальной политики государства.

Денежные средства, получаемые от налогов, являются главным источником формирующим доходы бюджета страны. Они обеспечи­вают более 90% его доходной части. В налоговой системе Франции преобладают косвенные налоги, а 50 % от косвенных налогов составляют НДС.

Французская фискальная политика построена с учетом строгого деления системы сборов, идущих в центральный бюджет и местные платежи, составляющие 30 % от общего налогового бремени страны. В последнее время правительство Франции с целью сокращения дефицита бюджета страны проводит политику отмены налоговых льгот для крупных предприятий и повышения нагрузки для юридических лиц и состоятельных французов [7, с. 36].

Значительную долю бюджета Казахстана в 2012 году составил корпоративный подоходный налог, составивший 37,5 %, и НДС, на долю которого пришлось 30,3 % [7, с. 36]. Налогооблагаемый доход по корпоративному подоходному налогу страны, ставка по которому в 2013 году составляет 20 %, а к 2014 году планируется ее снижение до 15 %, представляет собой разницу между совокупным годовым доходом и расходами налогоплательщика, разрешенными к вычету [5].

Данный налог в Казахстане подлежит уплате с учетом прогрессивной шкалы ставок от 5 % до 20 %, применяемой к зависимости от размера полученного годового дохода. Однако данная шкала ставок не применяется в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений и выигрышей, облагаемых по ставке 15 %. При этом в Казахстане отсутствует всеобщее декларирование доходов физических лиц.

Также значительную роль в формировании доходной части бюджета страны играет налог на добавленную стоимость, ставка которого на сегодняшний момент составляет 12 %.

Ориентируясь на получение максимальных денежных поступлений в государственный бюджет, с одновременным созданием благоприятных условий для работы инвесторов и их восприятия Казахстана как государства со стабильным фискальным режимом, особое внимание уделяется налогообложению недропользователей. В настоящее время значительную часть поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет обеспечивают крупные налогоплательщики, такие как нефтяные предприятия, предприятия горнорудного сектора, обрабатывающей промышленности и другие недропользователи [4, с. 273—276].

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что в большинстве стран мира большую часть доходов бюджета страны формирует поступления от налогов и сборов.

Структура доходной части бюджетов стран за 2012 год

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://sibac.info/studconf/econom/xxi/38616

Государственный бюджет доходы бюджета налоги
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here