Налог на доход в исламе

Сегодня предлагаем статью на тему: "Налог на доход в исламе" с выводами профессионалов. Узнать актуальность информации на 2020 год можно обратившись к дежурному специалисту.

Мудрость в запрете ростовщичества

Многие спрашивают, если это делается по обоюдному согласию, почему нельзя заниматься ростовщичеством.

Во-первых, человеку не подобает задавать вопрос «почему?», кроме как человеку, равному себе. Например, вопрос «почему?» не задаётся рабом своему господину и творением своему Творцу. После повеления Всевышним Аллахом раб обязан выполнять приказы, не задавая подобных вопросов.

Во-вторых, так как в основном ростовщичество бывает связано с деньгами, деньги должны всегда использоваться во благо народа. Они должны всегда приносить народу пользу. Когда деньги вложены под проценты, то время, пока они переводятся от одного места к другому, эти деньги бывают остановлены от общенародной пользы и вредят общей экономике.

В-третьих, когда деньги отдают в долг на определённое время под проценты, а вернуть долг в указанное время не у каждого получается, до тех пор, пока он не вернёт долг, проценты изо дня в день будут увеличиваться. Из-за процентов этот человек будет вынужден продать своё жилье, расстаться со своей женой и детьми, это даже может заставить его прибегнуть к самоубийству. Порою без стыда и совести, хотя Всевышний Аллах дал им больше, чем достаточно имущества, они требуют вернуть долг вместе с процентами, угрожая должнику и его семье убийством, кражей детей, взрывом дома. Разве мало в последнее время таких печальных случаев, связанных с процентами?!

Почему же не дают деньги в долг без процентов, когда кто-то, кого постигла беда, просит в долг? В действительности, тот, кто даёт имущество в долг под проценты, представляясь человеком, совершающим добро, на самом деле является притеснителем, который отбирает чужие деньги. Он подобен волку, облачившемуся в овечью шкуру.

Если хотят получить обоюдную денежную прибыль, то ведь можно, изучив шариатские законы, заключить сделку под названием «кираз». Большинство людей употребляют ростовщичество, давая деньги в долг. Когда люди дают деньги под проценты, то в этом случае дающему, берущему, оформляющему и свидетелям записывается грех за ростовщичество.

Некоторые люди вкладывают деньги в кассу с целью получить проценты, это также является ростовщичеством. Не нужно вкладывать деньги в кассу. А если нет другого места для хранения денег, то можно их вкладывать в банк, но только с намерением сохранить деньги. А что касается процентов с денег, полученных этим путём, то их нужно израсходовать, раздав бедным, вложив в постройку мечетей, мостов, родников, то есть их нужно использовать для общей пользы, но ни в коем случае их нельзя оставлять в кассе, также нельзя использовать их в собственных целях, ибо это является ростовщичеством. Так пишет всемирно известный мусульманский учёный Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути в книге «Маа ан-нас» (с. 57).

Посмотрите же, какую политику строят вокруг этих денег мусульман. Если деньги богатых людей Ирака они посчитали деньгами иракских бедняков, тогда почему не посчитают деньги олигархов других государств деньгами бедных, проживающих в этих государствах? Пусть тогда и их счета заморозят, если Америка так беспокоится о бедняках.

Некоторые богатые жители мусульманских стран, посчитав ростовщичеством эти проценты, оставляют проценты там же в банке. (И получается, что к одному греху добавляют ещё один). Они должны знать, что оставленные в банках средства вновь будут использовать против Ислама.

И как же им поступить в подобной ситуации?

Как мы уже говорили, нельзя оставлять эти проценты в банке, нужно забрать деньги и использовать их на пользу бедных, на пользу Ислама.

Дорогие мусульмане, не дайте обмануть себя всяким псевдоалимам, которые делают дозволенным ростовщичество и вкладывание денег в банк. Они иногда приводят примеры из Корана и хадисов, но, неправильно толкуя их тексты, тем самым обманывают мусульман. Желающие узнать об этом подробно, могут прочесть книгу всемирно известного учёного, доктора Мухаммада Саида Рамадана аль-Бути «Кадая фикхийятун му‘асиратун» (с. 47- 73).

Некоторые могут сказать: «Так как в шафиитском мазхабе в монетах ростовщичества не получается, то в бумажных рублях и долларах тем более не получается». Это мнение тоже неверное! По мнению имама аш-Шафии, ценностью являются золото и серебро, так как в то время ценность существовала в них. А на сегодняшний день ценность находится в бумажных деньгах. Поэтому в бумажных деньгах тоже получается ростовщичество. Кто хочет больше об этом узнать, пусть посмотрит в книгах: «Аль-Фикх аль-манхаджи», «Аль-Фикх аль-ислами», «Кадая фикхийятун му‘асиратун».

Некоторые могут подумать, что с немусульманами разрешается заниматься ростовщичеством, что дозволяется хранить деньги в их банках и что проценты, полученные от них, тоже становятся дозволенными. Руководствуясь этим мнением, некоторые мусульмане занимаются ростовщичеством. Три имама, то есть имам аш-Шафии, имам Ахмад и имам Малик, считают, что ростовщичество по отношению к немусульманам тоже является запретным. Только имам Абу Ханифа говорит, что если этот неверный из числа «ахль аль-харби», т.е. воюющий против Ислама, и если проценты приходят к мусульманам, вот тогда разрешается ростовщичество с немусульманами.

Соблюдают ли те, кто хранит деньги в кассах неверных людей, эти два условия имама Абу Ханифы? Нет! Во-первых, нынешние государства не являются воюющими против Ислама, кроме Израиля и Америки, которые ведут войну против Палестины и Ирака. Во-вторых, прибыль, хранящихся в их банках денег, не поступает непосредственно к мусульманам. Деньги мусульман, хранящиеся в банках неверных, идут в карман врагов Ислама.

Поэтому ни по одному из четырёх мазхабов не разрешается хранить деньги в банках неверных людей и получать от них проценты. И человеку, который всё-таки настаивает на хранении денег в банках, следует не оставлять проценты врагам Ислама, а использовать их во благо Ислама.

Некоторые думают, что банковской системой и кредитованием Россия помогает экономическому продвижению страны. Это мнение человека, который вовсе не понимает в политике. Мы видим, как государство беднеет или попадает под власть другого государства за счёт кредитования. Как же не понимают люди, одурманенные банковскими процентами, что получение денег за счёт денег не продвигает экономику?! Так же, как они не понимают, что банкиры используют их вложенные в банки средства против Ислама и в ростовщичестве, что мусульманину нельзя радоваться прибыли, полученной посредством вкладывания денег в запретное и против религии Аллаха.

О том, что вкладывать деньги в банк, и полученная оттуда прибыль является ростовщичеством и что это запрещено, очень ясно и доходчиво говорится в сборнике фетв всемирно известного учёного-богослова, амира науки хадисоведения, Мухаммада Алави аль-Малики «Маджм аль-фатави ва ар-расаиль» (с. 152−153).

Ростовщичеством является и кредит, данный государством. Если человек даёт в долг с условием, от которого он получает выгоду, то это является ростовщичеством. В хадисе, переданном ат-Табарани, говорится: «Любой долг, который влечёт за собой прибыль, является ростовщичеством» («Фикх аль-минхаджи», т. 3, с. 95).

Если человек поставил условие: «Я дам тебе тысячу рублей в долг, если ты продашь свою машину или заступишься за меня перед кем-либо», то это является ростовщичеством. То есть когда человек даёт в долг, он должен давать ради Всевышнего, но если, кроме вознаграждения от Всевышнего, он поставит условие получить денежную, телесную или словесную пользу, то это является ростовщичеством. А если он возьмёт в долг без каких-либо условий и, возвращая долг, отдаст больше, чем полагалось, то это не является ростовщичеством, кроме случая с деньгами, которые выдаются в банке, ибо за счёт вложенных денег банковские работники используют ростовщичество, потому это является запрещённым. Вышеупомянутый вид ростовщичества называется долговым ростовщичеством.

Читайте так же:  Во сколько сейчас идут на пенсию

Другим видом ростовщичества является указание времени или требование с излишком, когда что-либо даётся в долг. В каких же случаях это бывает? Подобный вид ростовщичества может иметь место в продуктах питания и в деньгах. Продуктами питания является всё, что употребляет человек, даже если среди них есть и такие продукты, которые едят животные, например, все злаковые культуры: пшеница, ячмень, рожь, горох, рис, кукуруза и т. п., также сахар, конфеты, мука, масло, сыр, а также все фрукты, овощи, травы. В соли, в воде, в лекарствах также получается ростовщичество. В категорию денег входят золото, серебро и все виды бумажных денег. Имам аш-Шафии указал на две вещи, за счёт которых человек может попасть в ростовщичество: ценная вещь и еда.

Как же поступить, чтобы обменяться сортами одного продукта? Вначале необходимо продать один сорт, затем за полученные на руки деньги следует купить другой сорт. Например, если захотят обменять два мешка ржаной муки на мешок муки высшего сорта, то нужно этот мешок продать хозяину двух мешков, допустим, за 400 рублей, затем хозяин муки высшего сорта, получив эти деньги, купит за них те два мешка у их хозяина, при этом он купит только после того, как получит деньги за свой мешок. А если он купит за деньги, которые он ещё не получил, то это будет ростовщичеством.

Есть такие продукты, в которых невозможно соблюдать равенство. Такие продукты обменивать нельзя, даже если они будут поровну в весе, ибо учёные-богословы пишут, что получится ростовщичество. У таких продуктов, чтобы они были равны, рассматривают время, в котором они достигают совершенства. Например, виноград достигает совершенства, когда он превращается в изюм. Поэтому сорт винограда, который не превращается в изюм, обменивать между собой нельзя, так как их невозможно уравнять. К примеру, продукты, свойства которых изменены огнём, т. е. сваренные, пожаренные на огне, нельзя менять, опять-таки здесь нет равенства, так как один продукт бывает прожарен хорошо, а другой – недожарен. Но в тех продуктах, при получении которых был использован огонь для отделения одного вещества от другого и при этом не изменяется их состав, например, мёд от воска, масло от кефира, сохраняется равенство. Подобные продукты можно менять между собой, соблюдая равенство и там нет ростовщичества.

По утверждению алимов, при обмене овощей и фруктов, которые не поддаются естественной сушке, не соблюдается равенство, например, огурцы, арбуз, картофель и т. д. Как пишут компетентные алимы, обменивать между собой огурец на огурец, арбуз на арбуз, картофель на картофель является запретным. Но по мнению некоторых алимов, разрешается менять такие овощи и фрукты, если они равны по весу (см. «Фикх аль-манхаджи», т. 3, с. 67). Также нельзя менять сырое мясо на сырое или на сушёное, поскольку невозможно сравнять в нём содержание жидкости. Можно менять сушёное мясо на такое же, если оно будет без костей, без большого количества соли и будет равным по весу. Пшеничную муку – на такую же, а также муку других злаков на себе подобные обменивать нельзя, так как помол у них различается.

Из молочных продуктов, кроме молока, кефира и масла, остальные (сыр, творог, сметана, сыворотка и т.д.) не подлежат обмену, так как количество добавляемых в них веществ, таких как соль, вода, сыворотка, молоко, бывает разное.

Решения, которые были перечислены (т. е. равенство обмениваемых продуктов), являются условием при обмене одинаковых вещей между собой. Но если же происходит обмен двух разных товаров, в которых присутствуют причины ростовщичества (т.е. они продукты питания или деньги), например, пшеницу на рожь, сахар на муку, картофель на грушу, доллары на рубли и т. д., то условие равенства с обеих сторон отпадает. Поэтому разрешается обменять мешок пшеницы на 2 мешка ржи и т. д.

Но всё же, если обмениваться какими-либо продуктами питания, нельзя отложить на определённый срок и нужно, чтобы обмен, передавая из рук в руки, состоялся на месте заключения договора, пока не разошлись, в противном случае получится ростовщичество. Например, если совершили бартер, и один дал тонну сахара весной с условием, что другой отдаст тонну пшеницы осенью после сбора урожая, то это – ростовщичество. Также получится ростовщичество, если дать 100 долларов с условием вернуть 3000 рублей, к примеру, завтра. Много бывает случаев, когда люди ездят в горные сёла с мукой и сахаром, чтобы затем взять взамен картошку или фрукты осенью после их сбора – это тоже ростовщичество. Обменивая любой пищевой продукт, если обмен не производится на месте (ты – мне, я – тебе), человек впадает в ростовщичество.

Некоторые люди, по телефону заключив договор обменять доллары на рубли, расплачиваются друг с другом потом при встрече. Это является ростовщичеством. Если же они договорились обменяться деньгами или пищевыми продуктами сразу (не перенося на другое время), но не передали друг другу на месте сделки, то это тоже ростовщичество. Некоторые люди отдают в пекарню мешок муки и, рассчитав, сколько получится из него хлеба, берут из пекарни хлеб – это тоже ростовщичество. Также если дать хозяину мельницы пшеницу и взять его муку, получится ростовщичество. Но в том случае, если он заплатит за приготовление хлеба и заберет все, что получилось из своей муки, то ростовщичества не будет.

Существуют такие продукты, у которых названия одинаковы, а основа различная, например, мясо, молоко, мука, соки и т. д. Такие продукты, у которых основа разная, можно обменивать, будь то в большем или меньшем количестве, т. е. на месте сделки.

Так как живой скот не является продуктом, его можно обменивать любым образом. А продуктами питания они становятся после того, как их зарежут. Поэтому можно обменивать одну овцу на две овцы и так же можно обменивать быка на лошадь. Но нельзя обменивать животное на мясо и наоборот, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил это.

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43352

Закят как альтернатива налогам?

Закят – обязательное предписание Ислама, один из его столпов, основа социальной солидарности, база экономического развития и один из источников финансирования жизненно необходимых сфер существования общества.

Сегодня появились совершенно новые виды капиталовложений, развиваются технологии предпринимательской деятельности, не имевшие распространения в период становления исламской государственности. Назрела необходимость подробно изучить и переосмыслить, как, учитывая современные реалии, правильно и адекватно сформулировать определение закята и осуществить его расчёт.

Развитие бизнеса влечёт за собой появление новых источников доходов. Достаточно привести в качестве примера такие виды предпринимательской деятельности, как вложения в акции, векселя, чеки; банковские сберегательные счета; облигации; производственные инвестиции и вклады в недвижимость; фермерская деятельность, пасечная деятельность, рыболовство, скотоводство, производство молочных продуктов; фармацевтика; информационный бизнес, а также платные медицинские и образовательные услуги.

Читайте так же:  Методические рекомендации по взысканию алиментов фссп

В связи с вышеизложенным считаем уместным изучить вопросы, касающиеся условий расчёта и извлечения закята с этих видов деятельности.

Закят не входит в категорию добровольной милостыни и не является благотворительностью со стороны богатых по отношению к социально незащищённым слоям населения. Учёные-правоведы, как и учёные других областей науки, много высказывались по поводу того, какую мудрость составляет закят и какую пользу он приносит. Обобщённо эти высказывания сводятся к таким определениям мудростей закята, как духовное и нравственное воспитание, гарантия социального обеспечения, участие в развитии экономики и сохранение равноправия между членами общества.

Закят – обязательное предписание, установленное и закреплённое Кораном и Сунной, подтверждённое (на основе общего согласия) консенсусом учёных-правоведов. Организационные и экономические элементы закята с имущества регулируются совокупностью определённых норм, принятых и сформулированных на базе принципов исламского права и правосознания.

Учёные-правоведы в понятной форме установили обобщённые юридические принципы и определённые правовые границы, закрепляющие порядок и систему исчисления и уплаты. Так, если рассматривать закят с точки зрения привычного нам бюджетного и налогового права, то он имеет конкретные категории объектов, по которым следует его собирать, распределять или расходовать, – они получили своё нормативное закрепление в Шариате исходя из Корана и Сунны.

Закят – безотлагательное предписание, имеющее чётко установленный срок уплаты, который не предусматривает откладывания или отсрочивания. Надо отметить, что закят исключает и возможность двойного налогообложения, т. е. не выплачивается дважды за один год (или срок) с одного и того же имущества.

Учитывая повсеместную проблему уклонения от уплаты налогов, хочется заметить, что в основу закята положено именно чистое намерение и неподдельная честность, которые проявляет правоверный мусульманин, следуя повелениям Корана и Сунны, осознавая, что закят является именно обязанностью. Недопустимы ухищрения или уловки в попытках избежать выплаты закята. Потому что закят – в первую очередь вид поклонения, необходимым элементом которого является чистое намерение и неподдельная преданность Всевышнему. Наказание за неуплату закята имеет идеологическую основу: в исламской юридической практике человек, отказывающийся выплачивать закят (при наличии и выполнении соответствующих условий), становится грешником. Но важно учитывать и тот факт, что тот, кто отказывается признать закят как обязательное предписание, автоматически исключает себя из рядов приверженцев Ислама, так как этим он пренебрёг заведомо известными положениями Ислама как религии. Правитель, в свою очередь, обязан реагировать на нарушение норм закята и предъявлять санкции против неплательщиков, сопряжённые с определёнными наказаниями.

Одним из важнейших элементов закята является объект обложения, который должен соответствовать определённым условиям. Приведём несколько условий:

1. Имущество должно быть абсолютной собственностью закятоплательщика.

2. Имущество должно быть возрастающим или пригодным к возрастанию.

3. Имущество должно достигать определённого нисаба – кворума, который составляет стоимость 85 г золота.

По мнению учёных, расчёт закята должен осуществляться только за один финансовый год. Также надо отметить и то, что при расчёте закята принимается во внимание срок пользования имуществом (доходом), – так, оно должно находиться в собственности закятоплательщика в течение целого года с того момента, как оно достигнет нисаба. Это условие не распространяется на сельскохозяйственную продукцию или обнаруженный клад и драгоценные металлы.

И самое главное – к закятообложению принимается имущество (доход), приобретённое или полученное дозволенным путём и из так называемых халяль-отраслей. В противном случае такой доход теряет условие законности владения им.

Современные учёные классифицируют имущество и доходы, которые подлежат к закятообложению, на следующие группы:

1. Имущество, которое облагается закятом вместе с полученным от его использования доходом (например, капиталовложения в торговлю, в промышленность, вклады в ценные бумаги, прочие финансовые инвестиции).

2. Имущество, которое само по себе подлежит закятообложению (например, клад, урожай с посевов и фрукты, доходное имущество).

3. Заработная плата и доходы от свободных профессий.

Исходя из этой классификации выделены следующие виды имущества, которые облагаются закятом:

1. Драгоценности на продажу, прибыльное имущество (например, аренда, лизинг).

2. Имущество, вложенное в торговую или производственную деятельность и т. п.

3. Урожай с земли – посевных и садоводства и т. п.

4. Скот – домашние животные и т. п.

5. Находка клада, драгоценных металлов и камней.

Существуют в Шариате и льготы по закятообложению, то есть выделяется имущество (доход), с которого закят уплачивать не надо. Учёные выделяют несколько видов имущества, которые не облагаются закятом в силу того, что они не отвечают условиям закятообложения. К подобному имуществу относятся:

1. Доходы и имущество, используемые на личные потребительские нужды. Они включают расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного пользования (дом, автомобили, холодильники, видеомагнитофоны, книги и т. п.), на товары текущего потребления (одежду, хлеб, молоко и пр.), а также потребительские расходы на услуги (врачей, юристов, учителей и т. п.).

2. Имущество устойчивой собственности (стабильного владения), используемое на предоставление услуг бизнесменам, производителям и т. п. Оно включает недвижимую собственность (землю, сооружения), а также движимую собственность (станки, машины, аппаратуру и другие орудия производства). Оно также называется имуществом устойчивой собственности для эксплуатации и предоставления услуг. В привычном для нас налоговом праве также есть льготы по налогам, в случае если предприятие использует имущество для выполнения уставной деятельности или тратит часть получаемой прибыли на благотворительность.

3. Безвозвратные кредиты, так называемая безнадёжная задолженность.

4. Имущество, приобретённое незаконным, нечестным путём, или доход, полученный от недозволенных по Шариату видов деятельности.

5. Арестованное имущество или имущество, ограниченное в пользовании. Закяту оно будет подлежать только тогда, когда появится возможность распоряжаться им.

6. Имущество или доход, отложенные на уплату долгов, или имущество, не достигающее нисаба, после вычета долговых обязательств.

7. Имущество, вообще не достигающее нисаба. Минимальная величина нисаба зависит от вида закятооблагаемого имущества.

8. Реликвии и художественные произведения, не предназначающиеся к продаже и не приносящие прибыль, с условием, что владение ими не переходит границы дозволенной роскоши и расточительства.

9. Драгоценности в качестве повседневных украшений, но в разумных пределах. В противном случае, по мнению большинства учёных, с них причитается закят по истечению каждого года.

10. Имущество благотворительных, общественных организаций, ассоциаций исламской пропаганды, так как сферы расходов этих организаций покрываются именно за счёт фонда собранного закята. Сюда же следует отнести и имущество школ по изучению Корана, имущество комитетов по закяту, по науке и образованию.

11. Общественное имущество или имущество, зарезервированное на общественные нужды.

В заключение особо хочется отметить и ставку закята, которая составляет для всех видов дохода или имущества всего 2,5 процента. Это уникальная модель налогообложения, построенная по принципу «единого налога», уплачиваемого раз в год и со строго определённых категорий имущества и дохода.

В рамках проведённого исследования мы обнаружили преемственность положений Шариата относительно закятообложения с нынешним налоговым законодательством России. Это подчёркивает универсальность исламской модели экономики и её гибкость для применения в современных условиях. Мы считаем целесообразным и возможным изучить богатейший опыт истории закята в странах с исламским укладом жизни в целях применения опыта в том числе и в России.

Источник: http://islam.ru/content/economica/30891

Налоговая система исламских стран

Одной из особенностей исламской экономической модели яв­ляется развитая система социальной активности посредством отчисления ежегодного обязательного налога (занят) и активной благотворительной деятельности. Разнообразие видов и механизмы отчисления социальных налогов регламентируются нормами шари­ата. При совмещении двух налоговых систем — государственной и исламской благотвори­тельной — возможны позитивные результаты. На практике это может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет страны.

Читайте так же:  Списание долгов по налогам физических лиц
Видео (кликните для воспроизведения).

Закят не является налогом в строгом, европейском понимании этого термина, его скорее можно назвать религиозной обязанностью. Он — один из пяти «столпов» ислама, и не считается бременем для верующего. Закят включает в себя милостыню. Закят должен пе­редаваться нуждающимся. Богатство считается незаконным, если сосед испытывает нужду.

Закят означает ‘очищать’. Выплачивать закят – значит, очищаться от грехов. Поэтому должна быть точно указана цель занята. Он не должен идти на общественные нужды. Считает­ся, что закят, должен непосредственно передаваться от богатых к бедным. Закят следует собирать даже в том случае, если в обществе нет нуждающихся. Денежные средства должны храниться в госу­дарственной казне — бейт ал-мал — и использоваться государством в соответствии с его планами.

Хотя в исламе нет формальной налоговой системы, вопрос об обязанности богатых в отношении бедных занимает центральное место. В соответствии с исламским учением, Аллах создал богатс­тво для распределения его среди верующих.

Аль-джизья — налог, взимаемый с немусульман в мусульманских странах (за исключением женщин и детей). Необходимость данного налога мотивируется тем, что немусульмане должны платить за свое неверие и за защиту, предоставляемую им мусульманским государст­вом. Немусульмане не должны отбывать воинскую повинность, так как защита страны — религиозный долг мусульманина. Так как немусульмане не выплачивают закята, исламский закон требует, чтобы они делали своей вклад, который соответствовал бы исламскому налогу.

Размер джизьи зависит от платежеспособности. Немусульмане подразделяются на три группы: бедняков, средний класс и богатых. Джизья — регрессивный налог: с богатых он не превышает 0,5% их сос­тояния, со среднего класса — 12% и с бедных — еще большей суммы.

Имеется и другая разновидность налога — аль-харадж, который существовал до ислама и все еще сохраняется.

В отличие от закята и джизьи, харадж — «нейтральный» налог: он может взиматься и с мусульман и с немусульман — в зависимости от статуса их земли. Исконная арабская земля освобождается от хараджа: с нее взимается ушр — десятина. Объем ушра колеблется от 5 до 10% (в зависимости от плодородия земли).

Харадж можно разделить на две части: поземельный налог, ос­новывающийся на налоге на имущество, и налог на доход. Величина дохода на имущество определяется в зависимости от размера зе­мельной собственности, почвы, системы орошения, числа деревьев и т.д. Подоходный налог — пропорциональный и достигает 20-50%, находясь в зависимости от величины урожая и рыночных цен.

Так как харадж не упоминается в Коране, исламское государст­во имеет большую свободу действий в отношении его взимания и размера.

В исламских странах взимается корпоративный налог, его ставка составляет 28%. Однако по нему имеется большое количество льгот. Например, вновь созданные предприятия полностью или частично освобождаются от него сроком на 5-10 лет (в зависимости от сфе­ры деятельности). Полностью освобождаются от него предприятия, производящие высокотехнологичную продукцию. Не подлежат налогообложению инвестиции на развитие производства и т.д. Кро­ме корпоративного налога, исламские предприятия платят налог на продажу как импортных, так и отечественных товаров.

Производители нефти в Малайзии платят налог на нефть по ставке 38%. Жители стра­ны отчисляют налог со своих доходов: он носит прогрессивный ха­рактер и взимается по ставке от 1 до 28%.

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 802 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/8-64451.html

Термин закят налог мусульманина

В своей книге «Современный трактат по исламскому богословию» (Hamza Boubakeur. Traite moderne de theologie islamique, Maisonneuve et Larose, 1985) Хамза Бубакер (да будет Аллах милостив к нему!) указывает: это означает предписанное Богом обязательство, и нелегко удовлетворительно выразить это понятие по-французски одним термином, потому что его смысл видоизменялся в ходе его установления. Этимологически слово «закят» означает очищение, прирост, а в широком смысл — милостыню, общественную и религиозную повинность, взнос путем отчисления процента от имущества.

На самом деле это исламский налог, которым облагается имущество, эвфемистически называемый «приростом» богатства, ибо посредством этих отчислений, в пользу нуждающихся, производится очищение. Это не подаяние и не церковная десятина, это отчисление, совершаемое по моральным причинам. Отчисление, которое, в конце концов, узаконено.

В свете Корана, Предания и юридического права мусульманского налога представляется одновременно актом милосердия и социальным налогом в исламе, благотворительным действием и долгом солидарности.

Общеизвестно, что это ежегодный налог на имущество мусульманина, исчисляемый прогрессивно, пропорционально характеру и объему облагаемого имущества, его устойчивости и годовому доходу.

Термин закят – налог мусульманина встречается в Коране тридцать семь раз

Ппочти всегда рядом со словом «молитва». Такое совпадение привело некоторых законников к мысли о связи между этими двумя обязательствами, они даже пришли к выводу, что молитва действенна, только если сопровождается актом благотворительности, и в этом мы с ними согласны. Следовательно, мусульманский налог занимает первостепенное место в религиозной жизни. Нужно ли напоминать в связи с этим, что обязательства ислама в Традиции и праве классифицируются по степени важности: исповедание веры (шахада), молитва (салат) и благотворительность (закят) — это безусловные обязательства. Пост в течение месяца рамадан (сийам) и паломничество в храм Ка’аба (хадж) обязательны только для тех, кто в состоянии их исполнять.

На мусульманское государство (или на представительное мусульманское учреждение) изначально возлагались обязанности контроля над этим налогом в исламе, его сбора и распределения между теми, кто имеет на это право в данной местности: между неимущими, обездоленными, вдовами и сиротами без средств и поддержки, бойцами, безденежными странниками, доведенными до разорения или долговой тюрьмы должниками, общественно полезными учреждениями. На него могут иметь право и не мусульмане, которые никогда не выказывали враждебности к исламу. Сборщикам мусульманского налога выплачивается жалованье из центральной кассы закят, которая вскоре стала общественным учреждением — Байт альма-Ль («Общественная казна»).

Что такое закят

Современная экономика коренным образом изменила понятие облагаемого налогом имущества в исламе: теперь это не только земля и скот, но прежде всего промышленные, торговые мощности и ценные бумаги. Поэтому правоверному не обязательно знать в подробностях все формы налогообложения или разбираться в частных случаях исламских налогов.

Посмотрим на этот вопрос проще, рискуя вызвать возражения, которые теоретически будут вполне оправданы, но практически ими в данном случае можно пренебречь.

Закят налагается на достояние всех мусульман, мужчин и женщин, любого возраста, даже душевнобольных и малолетних. Долговые обязательства, однако, свободны от него. Он взимается в пору сбора урожая или окота и должен быть выплачен натурой или деньгами, согласно расценкам, непосредственно правомочным вышестоящим лицам.

Такса мусульманского налога, натуральная или денежная, затят составляет 2,5 процентов.

Закят выплачивается, когда имущество, по размеру или стоимости, превышает:

— тридцать голов крупного рогатого скота,

— пять мер зерна, или фиников, или равноценного продукта.

Для каждого вида облагаемого исламским налогом имущества можно легко установить таксу и сумму в местной валюте.

Читайте так же:  Почему у инвалидов 2 группы разные пенсии

Наряду с общим податным налогом в исламе которым облагается имущество, существует мусульманский налог на физические лица.

Он должен выплачиваться ежегодно в конце рамадана. Он также называется «закат окончания поста рамадана» (закат аль-Фитр, или просто фитра). Но если налог в исламском мире на имущество исходит из Корана, то закат аль-Фитр основывается на традиции. Всякий мусульманин, совершеннолетний или несовершеннолетний, свободный или несвободный, мужчина или женщина, должен выплачивать его. Pater familias (глава семейства) должен выплачивать закат аль-Фитр за всех членов своей семьи, у которых нет собственного имущества, — за родственников, малолетнее потомство, за всех лиц, молодых или пожилых, которые живут под его крышей и на его попечении или служат ему.

Мусульманский налог на физические лица, закят аль-Фитр, единообразен.

Этот налог в исламе рекомендуется выплачивать либо вечером последнего дня рамадана, либо на заре в день прекращения поста, перед мусульманской молитвой.

Хотя и позволяется выплачивать его в последние три дня месяца рамадан, но достойно порицания задерживать платеж, если ничто не препятствует уплатить его в положенное время (утром 1-го числа месяца шаввал).

Исламкий налог закят на физические лица ни в коем случае не должен находиться в ведении государства.

Он распределяется, целиком или частями, по усмотрению и выбору самих правоверных, которые при выплате должны принимать в расчет следующую очередность: на неимущих родственников (исключая родителей и малолетних детей, живущих с отцом под одной крышей); на сирот и вдов, не имеющих поддержки; на инвалидов; на бедняков; на религиозные установления. Позволяется разделить налог между несколькими получателями, но можно и отдать его целиком одному человеку. Незачем подчеркивать социальную сторону этого налога, а в духовном плане, он стал означать очищение и искупление неблаговидных поступков, которые человек мог совершить за год, особенно тех, которые являются нарушением религиозных предписаний: несоблюдение религиозных обязанностей, провинности по отношению к ближнему, явные грехи, непристойные действия и т. д. Именно в этом смысле Коран учит:

— «Взимай из их достояния милостыню, чтобы очистить их и сделать незапятнанными»,

а Пророк Мухаммед говорил иносказательно:

— «Заслуга поста рамадана пребывает подвешенной между небом и землей, пока Закат не облегчит ей вознесение».

Источник: http://www.sudba.info/termin-zakat-nalog-musulmanina/

Бизнес по-исламски

Принципы ведения бизнеса в соответствии с Шариатом построены на соблюдении двух правил: недопустимости запретных действий (харам) и достижении богоугодного поведения путём совершения разрешённых и желательных действий (халяль).

В Коране неоднократно подчёркиваются следующие фундаментальные принципы правильного поведения в бизнесе:

– свобода предпринимательской деятельности и заключения договора;

– этичное поведение управляющих и подчинённых;

– благотворительность и милосердие.

Рассмотрим каждый принцип в отдельности.

Свобода предпринимательской деятельности

Решающим условием экономического прогресса признаётся свобода предпринимательской деятельности. Догмат о равенстве людей перед Аллахом понимается и как равенство экономических возможностей, и как свобода конкуренции. Предприниматель, владеющий капиталом, и наёмный рабочий выступают как равноправные участники рыночных отношений. Человек имеет полную свободу вести бизнес и выбирать любую деятельность в рамках, определённых Шариатом.

Согласно требованиям Ислама, все участники рыночных отношений должны руководствоваться принципом справедливого обмена. Он предполагает свободное заключение деловых соглашений, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку продавцов и покупателей, честность в торговле, наличие полной и достоверной информации о качестве, количестве и цене товаров. Такой подход означает запрет на спекуляцию, демпинг и монополию и, естественно, на все виды экономических преступлений, которые одинаково трактуются в законодательствах разных стран. Соблюдение этих норм становится возможным лишь при участии на рынке свободных, равноправных, информированных и ответственных лиц.

Коран запрещает любое незаконное вмешательство в права владения чужой собственностью. Мусульманину не позволено использовать какую-либо вещь, принадлежащую другому, если на то не дано разрешение её владельца. Пророк (мир ему и благословение) в последней проповеди ещё раз провозгласил неприкосновенность имущества, возведя его на один уровень с неприкосновенностью жизни и чести: «В этот день, в этот месяц, на этом месте Всевышний сделал священной и неприкосновенной жизнь, имущество и честь мусульманина до тех пор, пока вы не встретите Своего Господа».

Особое место в Коране уделяется торговле: «. а Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (Сура Аль-Бакара, аят 275). Подробное рассмотрение правил ведения торговли говорит не только о разрешённости, но и об одобрении честных и взаимовыгодных торговых отношений. Открытая и равноправная конкуренция должна быть основана на естественном установлении равновесия спроса и предложения. Правило свободной конкуренции, однако, не отменяет предписанные нормы достойного поведения в бизнесе. Человек должен строго следовать этическому руководству, независимо от поведения и вероисповедания партнёров или конкурентов. Запрещается наносить ущерб конкурентам приёмами, выходящими за рамки конкурентной борьбы.

Во всех сделках должна присутствовать взаимная договорённость и согласие обеих сторон. Полное согласие на сделку является условием признания её действительности: «. если это только не торговля по взаимному согласию между вами. » (Сура Ан-Ниса, аят 29). Причём взаимное согласие не должно ущемлять права одной из сторон, например, извлечением выгоды одной стороной за счёт убытков и потерь другой. Ростовщичество, азартные игры, лотереи запрещены, так как здесь налицо обогащение группы лиц без усилий и труда. Сделка должна носить честный и открытый характер.

Другими словами, законными могут быть признаны только сделки, лишённые двусмысленности и несправедливости, но не те, которые могут стать причиной использования доверия в своих интересах, например, мошенничество или умышленный обман. Это подтверждается следующими положениями Корана: «Горе обманщикам, которые, когда берут меру /причитающуюся им/ от людей, то берут её полностью, а когда измеряют или взвешивают им /людям/, то уменьшают!» (Сура Аль-Мутаффифин, аят 13).

Для того чтобы пресечь все возможные пути обмана и возникновения споров, Коран оговаривает условия заключения контрактов, которые должны быть письменно зафиксированы и, по возможности, при наличии свидетелей. Такая предосторожность оправдана и становится необходимой особенно в настоящее время, когда экономические преступления и нечестное поведение деловых людей стали частым явлением в бизнесе. В случае заключения трудового договора характер, период работы, уровень оклада должны быть чётко оговорены без каких-либо угроз и ультиматума со стороны работодателя либо наёмного работника.

Коран предостерегает от ложных обвинений, фальсификаций и подделки документов. Правдивость и праведность, которыми отличались все пророки, признаются важной добродетелью не только в деловой активности, но и во всех остальных областях деятельности человека.

Справедливость

Справедливость является стержнем божественных предписаний, а также одной из причин ниспослания коранических откровений с целью установления истины и равенства на земле. Исламу чужды формальные различия между людьми по социальному или этническому признакам, имущественному положению. Предпочтение отдаётся только тем, кто более привержен вере: «Ведь самый благородный из вас перед Богом – самый благочестивый» (Сура Аль-Худжурат, аят 13).

Требование справедливости в деловой активности проявляется в следующих принципах:

– выполнении данных обещаний и условий договора;

– точности количественных и качественных характеристик товара при продаже;

– добросовестной работе и справедливой оплате труда;

– честности и искренности отношений;

– компетентности и эффективности в работе;

– проверке коммерческой информации на достоверность.

В Коране при описании деловых отношений особое место уделяется соблюдению условий договора и данных обещаний. Не допускается нарушать обещания и заключённые договоры, даже если есть повод думать, что вторая сторона намеревается нарушить этот договор. Если такая ситуация возникает, то в данном случае необходимо уведомить партнёра о своём решении относительно расторжения контракта: «А если ты боишься от людей измены, то отбрось договор с ними согласно со справедливостью: поистине Аллах не любит изменников!» (Сура Аль-Анфаль, аят 58).

Читайте так же:  Заявление от освобождения налога на имущество

Это божественное указание призывает к справедливости в деловых контактах даже в ситуации расторжения договора. Излишне говорить о той роли, которую играет доверие клиента в бизнесе любого предпринимателя. Каждый бизнесмен стремится создать хорошую репутацию, вкладывая огромные средства в создание своего брэнда и постоянно следя за поддержанием имиджа. С этой точки зрения мусульманин должен стремиться к тому, чтобы его имя было создано не одной рекламной кампанией, а стало отражением результатов его честной работы.

Этика Ислама, так же, как и общепринятая этика в сфере трудовых отношений, требует, чтобы уровень оплаты, должностные функции и условия работы были оговорены в момент подписания трудового соглашения между работником и работодателем. Заработная плата должна быть выплачена в полной мере и без задержки: «И не удерживайте от людей того, что им принадлежит по праву. » (Сура Аш-Шуара, аят 183).

В Коране также сообщается, что в зависимости от качества и объёма работы различно вознаграждение для разных категорий работников. Таким образом, дифференцированная система оплаты труда должна стимулировать работника к увеличению производительности и предотвратить злоупотребление рабочим временем. Сам работник должен стремиться стать компетентным специалистом в своей области и эффективно выполнять работу. При отборе кандидатов на вакантную должность Ислам предписывает руководствоваться профессионализмом и заслугами кандидата, а не личными или родственными связями или, что ещё хуже, взятками. Необходимо обеспечить равноправное собеседование всем кандидатам с целью выявления наиболее компетентного работника. В процессе принятия решений Ислам рекомендует проверять достоверность любого утверждения или информации: «Не следуй тому, в чем ты не сведущ…» (Сура Аль-Исра, аят 36), а перед покупкой товара проверять его качество, дабы избежать обмана и дальнейших споров.

Законность бизнеса

Законность бизнеса с точки зрения Шариата является основным критерием выбора того или иного вида деятельности предпринимателем.

В Коране в категоричной форме запрещается как взимать, так и платить проценты с долга (риба), но в противовес данному запрету сразу же оговаривается законность торговли: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (Сура Аль-Бакара, аят 275). Ограничения в торговле касаются только некоторых видов товаров и услуг, запрещённых Шариатом, а именно:

– свинина и различные продукты, имеющие в составе свинину;

– мясо домашних животных, забитых не по правилам Шариата;

– алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики;

– проституция и порнографическая продукция;

– всё то, что приносит вред религии и обществу.

Коммерческая деятельность может включать и бартерные сделки. Предпочтение отдаётся денежному обращению, так как это позволяет избежать возможного неравноценного обмена, что в свою очередь станет причиной риба, то есть незаконного прироста дохода. Пророк (мир ему и благословение) приказал своему сподвижнику Билялу, когда тот хотел обменять две меры плохих фиников на одну меру хороших, сначала продать плохие, а потом на вырученные деньги купить хорошие. Продажа в кредит и отсрочка платежа не должны влиять на цену, установленную в контракте, её повышение или понижение.

Этичное поведение управляющих и подчинённых

Мягкость и тактичность является основой хороших и прочных взаимоотношений и служит созданию здоровой рабочей атмосферы. Большое значение хорошим манерам придавал сам Пророк (мир ему и благословение). Он сказал: «Пусть Всевышний ниспошлёт благословение человеку, который отличается добрым нравом, когда он покупает, когда продаёт и когда выполняет свои обязанности». Коран предписывает быть внимательным и любезным при обращении к другим, оставаться вежливым даже в споре.

Руководителю не позволяется необоснованно удлинять рабочий день, возлагать дополнительные обязанности на подчинённых, не оговорённые изначально. Он, наоборот, должен стремиться помочь в каком-либо затруднении и сложном вопросе, создать команду в решении проблемы. Важно, чтобы руководитель умел регулировать конфликты и споры, возникающие в коллективе. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Мусульмане имеют право урегулировать конфликт при обоюдном согласии сторон, если при этом они не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено. Мусульмане должны выполнять условия соглашений, если только эти условия не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено» (ат-Тирмизи).

Прощение обид и понимание чужих ошибок считается лучшим, чем хорошее деяние, после которого последует сожаление и обида: «Доброе слово и прощение лучше подаяния, за которым следует обидный попрек…» (Сура аль-Бакара, аят 263). Если человек не поддаётся соблазну и не опускается до грубости и оскорбления другого в ситуации делового конфликта, а, наоборот, всеми путями старается избежать его и разрешить наилучшим образом, то, возможно, он приобретёт друга в лице недавнего врага: «Не равны добро и зло. Откинь тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий друг и сторонник». (Сура Фуссылят, аят 34).

Мусульманин должен быть мягким в общении с нуждающимися, даже если он не в состоянии помочь им материально, его моральная поддержка и доброе слово или совет являются долгом. Обеспечение социальной защиты и гарантии прав подчинённых является обязанностью работодателя, включая материальную помощь при несчастных случаях, болезни и так далее. Ислам поощряет бизнес, который удовлетворяет социально значимые потребности общества, а также развитие культуры и образования

Благотворительность и милосердие

Благотворительность является одной из основных характеристик мусульманской экономической этики. В Коране подчёркивается: «. что бы вы ни потратили из добра, то для самих себя, и вы тратите из стремления к лику Аллаха. И что бы вы ни потратили из блага, будет полностью воздано вам, и вы не будете обижены» (Сура Аль-Бакара, аят 272). На вопрос, какое пожертвование является наилучшим, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Пожертвование для того, кто испытывает материальные затруднения. Но начинай с тех, кто находится на твоём иждивении».

Богоугодность милостыни обосновывается ссылкой на Коран (Сура Аль-Бакара, аят 261): «Те, кто расходует свои имущества на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе – сто зёрен; Аллах удваивает, кому пожелает. Поистине Аллах Объемлющ, Знающ». Мусульманин жертвует, раздаёт милостыню нуждающимся исходя из своих возможностей и по собственной инициативе. В хадисе говорится: «Лучшей милостыней является то, что подаётся от достатка». Одинаково высоким достоинством отличается благородный человек, расходующий свои средства, и бедняк, проявляющий терпение в надежде на награду Аллаха.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что следование исламским этическим нормам позволит сократить риск в коммерческих отношениях и создаст благоприятные условия для развития эффективного и стабильного бизнеса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://islam.ru/content/economica/30956

Налог на доход в исламе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here