Налоги и платежи за ресурсы

Сегодня предлагаем статью на тему: "Налоги и платежи за ресурсы" с выводами профессионалов. Узнать актуальность информации на 2020 год можно обратившись к дежурному специалисту.

Платежи за пользование природными ресурсами и их особенности

Согласно современному законодательству, использование природных ресурсов не может производиться безвозмездно. Какие платежи при этом необходимо производить и как их подсчитать – рассмотрим далее. В данной статье мы рассмотрим сборы и платежи за пользование природными ресурсами.

Разновидности платежей за пользование природными ресурсами

На сегодняшний день к категории природных ресурсов относится колоссальный объем многочисленных объектов окружающей среды. Пользование ими на территории того или иного государства, как правило, облагается налоговыми или иного вида выплатами. В частности вопросы налогообложения встают в тот момент, когда пользователь извлекает личную выгоду из такого пользования (см. → кто платит экологический сбор). При этом осуществляемые в пользу государства платежи за подобное пользование идут на следующие цели:

  1. Право на обладание и пользование ресурсами.
  2. Плата за частичное восстановление утраченных ресурсов.
  3. Плата за превышение минимального использования ресурсов (штрафная плата).

Платежи за природные ресурсы подразделяются на федеральные и местные. К федеральным относятся экологический, лесной, водный налоги, а кроме налоги за пользование недрами, выплаты для производства минерально-сырьевой базы и сбор за право пользования ресурсами животного мира. Единственным налогом, который относится к местным, считается земельный: его размер определяется краевым либо районным законодательством.

К сегодняшнему дню в РФ не выработана система, позволяющая провести объективную оценку имеющихся природных ресурсов, а экономические методы, разработанные для подсчета платежей за природопользование, не стимулируют деятельности по сохранению и воспроизводству природных запасов страны. Бюджет, в котором налоги и сборы отражают исключительно используемые природные ресурсы, таким образом, постепенно обедняется.

Законодательная база

Регуляцией платежей за использование природных ресурсов занимается Налоговый кодекс, а также ряд нормативных и законодательных актов РФ. Обратимся к следующей таблице, чтобы подробно рассмотреть наиболее важные нюансы, регулируемые тем или иным документом:

Документ Важные детали содержания, описание документации
Налоговый кодекс В налоговом кодексе предложено не только трактование всех необходимых понятий (налогоплательщик, налог, система платежей и т.д.), то также более конкретная информация. Кодекс содержит необходимые данные об отдельных видах налога (лесной, водный и т.п.), информацию о регуляторах налога, классификацию платежей и иные углубленные данные, с которыми необходимо ознакомиться для грамотного осуществления необходимых платежей.
Специализированные документы Существует ряд специализированных документов, регулирующих отдельные выплаты за тот или иной природный ресурс. Среди них отмечают:
  • лесной кодекс;
  • водный кодекс;
  • земельный кодекс.
Федеральные законы Известно множество особых Федеральных законов, направленных на регуляцию и контроль за описанными выплатами, а также в качестве дополнения к Налоговому кодексу. Особняком среди них стоят ФЗ “О плате за землю”, “О животном мире”, “О плате за пользование водными объектами”.

Информация в некоторых документах может перекликаться, поэтому в целях экономии времени достаточно ознакомиться только с актуальными на сегодняшний день данными, представленными в Налоговом кодексе и ФЗ.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Выплаты за пользование лесными ресурсами

Лесные ресурсы называют одними из наиболее важных, в законодательстве им уделяется особое место. Сборы за пользование лесными ресурсами взимаются со всех пользователей, исключая арендаторов. При этом в качестве лесных ресурсов выступает древесина, живица, лесные материалы и растения, использование леса для нужды охотничьего хозяйства, использование леса для развлекательных/ спортивных целей. Выплаты за использование любых лесных ресурсов называются податями и могут осуществляться как в денежном эквиваленте, так и в любом ином (часть добытого лесного ресурса, иная продукция). Отдельным видом выплат является арендная плата.

Наиболее часто используемым ресурсом в данном случае является древесина. Плата за её использование осуществляется единоразово, если общий объем добытой древесины не превышает 500 куб. м. Если объем больше – то сумма делится на весь год, согласно платы по лесорубочному билету. Всего осуществляется 8 платежей: 10% от лесорубочного билета в периоды с февраля до июля и по 15% в период до февраля, а также с июля по декабрь. За расчетной число признано 15 дата каждого месяца. Так, например, если по лесорубочному билету нужно выплатить 100 000 рублей, то на протяжении года будет осуществлено 4 платежа по 10 000 рублей и 4 платежа по 15 000 рублей.

Сбор за пользование водными ресурсами

В данном случае выплатами облагаются физические и юридические лица, осуществляющие подлежащее лицензированию пользование водными ресурсами с применением специального оборудования или технических устройств. Плата взимается за право пользования таковыми ресурсами, а также за восстановление, охрану используемых водных объектов и выдачу лицензий на реализацию деятельности. При этом выплатами не облагается использование водных ресурсов при следующих условиях:

  1. Сброс вредных вод, в случаях, если содержание в них вредных веществ не превышает норму.
  2. Использование воды в целях устранения аварийных ситуаций либо стихийных бедствий.
  3. Размещение на воде тех или иных объектов, выполняющих охранную роль для водных и биологических ресурсов.
  4. Использование воды для разведения рыб или воспроизводства водного биологического ресурса.
  5. Проведение мониторинга государственного масштаба в целях научных исследований или иных работ (геодезических, гидрографических и т.д.).
  6. Строительство систем осушительного типа на низовых участках болот.
  7. Строительство либо размещение сооружений гидроэнергетического, рыбохозяйственного, воднотранспортного либо канализационного назначения.

Для лиц, производящих выплаты за пользование водными ресурсами, государство предоставляет различные типы льгот или скидочных систем. В первую очередь, особые условия предоставляются льготным категориям граждан.

Выплаты за добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых создан позднее всех остальных – в 2002 году. Его плательщиками признают юридических и физических лиц, которые являются пользователями недр. Более подробно с особенностями данного налога познакомимся при помощи следующей таблицы:

Общая информация Пояснение
Недры могут предоставляться пользователю только для ограниченного списка нужд (закон “О недрах”). Цели, в которых предоставляются недра:
  1. Геологическое изучение регионального масштаба.
  2. Работы, не причиняющие существенного вреда целостности недр.
  3. Строительство и использование различных подземных построек, не связанных с дальнейшей добычей ископаемых.
  4. Разведки с целью дальнейшей добычи полезных ископаемых.
  5. Создание особого рода объектов, выполняющих научное, культурное, оздоровительное либо эстетическое назначение.
  6. Сбор разного рода коллекционных материалов.
Читайте так же:  Производства с тяжелыми условиями труда перерасчет пенсии
В качестве объекта налогообложения могут выступать разные виды полезных ископаемых (НК, ст. 336). Объектами налогообложения являются:
  1. Полезные ископаемые, извлеченные из недр, предоставленных в законное пользование.
  2. Полезные ископаемые, добытые на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых РФ у других государств.
  3. Извлечение полезных ископаемых из отходов добывающего производства, в случае, когда извлечение подлежит дополнительному лицензированию.

Выплаты за использование объектов животного мира

Плательщиками данного вида сбора автоматически становятся те граждане, которые получили разрешение либо лицензию на использование объектов животного мира. Как правило, это подразумевает охотничью деятельность. Разрешение имеют право получить только те лица, у которых возникает право на пользование данным видом ресурсов. Основаниями для разрешения является охота на закрепленном охотничьем угодье, на специально охраняемой природной территории либо в общедоступном охотничьем угодье.

Формула для исчисления сбора за использование объектов животного мира выглядит следующим образом:

Размер сбора = Ставка * Количество

При этом ставка устанавливается НК РФ. Для точного подсчета необходимо использовать актуальную на текущий момент ставку. Обратимся к следующему расчету.

  1. Ставка за 1 особь лося составляет 1500 рублей.
  2. Предполагаемое количество особей – 5 шт.
  3. Подставляем данные в формулу: РС = 1500 * 5.
  4. РС = 7500 рублей.

Обратите внимание, что заниматься охотой допускается лишь после того, как государство выдаст лицензию на такую деятельность. В противном случае действия могут счесть противозаконными, последствиями чего станут судебные разбирательства.

Негативное воздействие на окружающую среду

Экологические платежи либо платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу производятся в соответствии с количеством выбросов согласно указываемому государством коэффициенту (допустимым нормативам). Для рассмотрения вопроса более подробно обратимся к следующей таблице:

Виды негативного воздействия, за которые взимают плату
  • выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами;
  • вредные сбросы в подземные и поверхностные воды;
  • выбросы загрязняющих веществ передвижными объектами;
  • размещение вредных отходов производства.
Плательщики налога Юридические или физические лица, иностранные либо российские граждане, обладающие источниками вредного воздействия на окружающую среду.
Получатель сбора Согласно современной законодательной базе единственным получателем сбора является районный (местный) орган Росприроднадзора.
Ответственность за неуплату В случае неуплаты штрафов не взимается, но подобные действия могут расцениваться как сокрытие экологически важной информации. Последствиями этого могут стать судебные разбирательства и иные проблемы с законом.

Случай неуплаты экологического платежа может быть зафиксирован в случае просрочки. Крайним сроком выплат является 20 число следующего за отчетным периодом месяца.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. На какие нужды расходуются платежи, сборы и налоги за пользование природными ресурсами?

В большинстве случаев сборы представляют собой арендную плату (ренту). Также собранные средства расходуются на восстановление израсходованных ресурсов, реализацию охранной функции, обеспечение безопасности ресурса.

Вопрос №2. Каковы самые большие и самые малые платежи?

По праву самым значительным платежом за пользование является платеж за нефтяные ресурсы или природный газ (до 16% от добытого сырья). Самым малый платеж взимается за черный металл (от 1%).

Вопрос №3. В какие органы перечисляется сумма земельного налога?

Земельный налог считается местным, поэтому его перечисляют в местные органы. Например, если земля находится в пределах сельской местности, платеж поступает в пользу сельских органов самоуправления.

Вопрос №4. Кто устанавливает льготы на платежи за пользование природными ресурсами?

Основным органом, устанавливающим льготы на данные платежи, является законодательная власть РФ. В отдельных случаях такие льготы назначаются в индивидуальном порядке субъектами РФ в пределах их полномочий.

Вопрос №5. В случае, если экологический платеж был просрочен, но плательщик выплатил необходимый налог, освобождается ли он от уплаты просроченного платежа?

Нет, вместе со штрафом потребуется заплатить и необходимую сумму налога.

Источник: http://online-buhuchet.ru/platezhi-za-polzovanie-prirodnymi-resursami/

Платежи за природопользование

Система платежей за природопользование в РФвключает:

— платежи за природные ресурсы;

— платежи за загрязнение окружающей среды;

— платежи на воспроизводство и охрану ресурсов окружающей среды.

В Российской Федерации в настоящее время взимаются сле­дующие виды ресурсных платежей–землю, воду, недра, лесные ресурсы и объекты животного мира.

1. Земельный налог– устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади. Размер налога зависит от место­положения плательщика и качества земли, но не зависит от ито­гов хозяйственной деятельности на земле.

2. Арендная плата– может устанавливаться в денежной и на­туральной форме по договоренности арендатора с арендодателем.

Гражданский Кодекс РФ определяет следующие формы арен­дной платы:

— твердые платежи, дифференцированные по времени или еди­новременные;

— доля прибыли, полученной в результате использования земли;

— предоставление арендатором определенных услуг.

3. Нормативная цена земли– показатель, характеризующий стоимость участка земли определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Этот показатель может применяться при продаже земель в собственность, установлении долевой и совместной собственно­сти, изъятии земельных участков в порядке выкупа для государ­ственных, общественных и иных нужд, а также с целью предостав­ления их гражданам, получения банковского кредита под залог земельного участка.

Объектами налогообложенияявляются земли сельскохозяй­ственного назначения, земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, энергетики, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли городов и других населенных пунктов.

Плательщиками являются физические и юридические лица.

Земельный налог выплачивается в два срока: не позднее 15 сен­тября и 15 ноября.

Юридические лицавыплачивают начисленную сумму земель­ного налога систематически равными долями:

— по землям, связанным с основной деятельностью, — на себес­тоимость продукции и издержки обращения;

— по землям, не связанным с основной деятельностью, — по соответствующим методикам финансирования.

От уплаты земельного налога и на основании ст. 12 Закона «О плате за землю» освобождаются:

Читайте так же:  Какие налоги на прибыль и ндс

— государственные предприятия связи, или предприятия связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, предприятия водных путей и гидроэнергетики и т.д.;

— предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные зем­ли, на первые 10 лет пользования или в целях добычи тор­фа, используемого на повышение плодородия почв.

Плата за пользование водными ресурсами.

Взимается водный налог и плата на восстановление и охрану водных объектов.

Предметом налогообложенияявляются следующие виды пользования водными объектами:

— забор воды из водных объектов;

— удовлетворение потребностей гидроэнергетики;

— использование акватории водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, проведения буревых, строительных и иных работ;

— сброс сточных вод в водные объекты.

В зависимости от вида использования водных объектовплатежная база может иметь следующий вид:

— объем забранной из водоема воды;

— объем продукции (работ, услуг), произведенных, выполненных при пользовании водным объектом без отбора воды;

— площадь акватории используемого водного объекта;

— объем сточных вод, сбрасываемых в водный объект.

При исчислении платы за воду,забираемую из водных объектов в пределах лимита водопотребления, ее размер состав­ляет 30 % от установленного тарифа, за сверхлимитный забор – в 5-кратном размере от установленного тарифа.

Плата за водув пределах лимитов включается в себестои­мость, платежи за сверхлимитное использование осуществляют­ся из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.

При добыче подземных водвзимаются отчисления на вос­производство минерально-сырьевой базы.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанные с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам.

Платежи, связанные с использованием водных объектов, по­ступают в федеральный бюджет (40 %) и бюджет субъекта РФ

Плата за пользование недрами.

Закон «О недрах» определяет следующую систему платежей за пользование недрами: платежи за право пользования недрами;

— отчисления на воспроизводство минеральной сырьевой базы;

— платежи за пользование акваторией и участками морского дна.

Платежи за право пользования недрами, акваторией и участ­ками морского дна включают платежи за право на поиски и раз­ведку месторождений полезных ископаемых, их добычу, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений.

1. Плата за право пользования недрамиможет взиматься в форме:

— части объема добытого сырья или иной производимой пользо­вателем продукции;

— выполнение работ или предоставление услуг;

— зачета сумм предстоящих платежей в бюджет в качестве доле­вого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприя­тия.

Форма платежей устанавливается в лицензии на природополь­зование.

По платежам за право пользования недрамиможет быть установлена скидка, которая предоставляется пользователю недр, осуществляющему добычу:

— дефицитного полезного ископаемого при низкой экономичес­кой эффективности разработки месторождения, если он не на­рушает условия рационального использования месторожде­ния; .

— полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запа­сов полезного ископаемого, в результате выборочной отработ­ки месторождения.

2. Отчисления (налог) на воспроизводство минерально-сырьевой базывыплачивают предприятия, осуществляющие до­бычу полезных ископаемых. Отчисления поступают в федеральный бюджет и имеют строго целевое назначение (ранее существовал внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы).

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производятся следующим образом:

— поквартально – предприятиями со среднемесячной суммой отчислений менее 100 тыс. руб., а также субъектами малого бизнеса;

— поквартально – предприятиями с суммой отчисления от 10 до 100 тыс. руб.;

— авансовые, платежи 15, 25 и 5 числа месяца, следующего за отчетным, предприятиями с суммой отчислений более 100 тыс. руб.

3. Акцизывводятся по отдельным видам минерального сы­рья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристи­ками при получении сверхплановой прибыли.

В соответствии с действующим Налоговым кодексом подак­цизным минеральным сырьем является природный газ.

Плата за пользование лесными ресурсами (лесной налог).

Взимается в виде лесных податей или арендной платы (ст. 103 Лесного кодекса РФ).

Лесные подативзимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата– при аренде участ­ков лесного фонда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования — за гектар нахо­дящихся в пользовании участков лесного фонда,

Арендная плата определяется на основе ставок лесных пода­тей.

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования:

— за древесину, отпускаемую на корню;

— за побочное лесопользование (сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, размещение пасек);

— за пользование участками лесного фонда для культурно-оздо­ровительных, туристических, спортивных целей.

В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда в соответствии с законом РФ «О плате за землю » (с изме­нениями и дополнениями от 07.06.96).

Плательщиками являются лесопользователи, заготавливаю­щие древесину в лесном фонде и разрабатывающие лесные уча­стки, не включенные в лесной фонд.

Порядок внесения платежей за лесные ресурсы:

— при отпуске древесины по каждому лесорубочному билету в объеме до 500 м 3 – полностью перед выпиской лесорубочного билета;

— при отпуске древесины по каждому лесорубочному билету в объеме более 500 м 3 –по срокам: 15 февраля – 15 %; 15 мар­та – 10 %; 15 апреля – 10 %; 15 июня – 10 %; 15 сентября – 15 %; 15 ноября – 15 %; 15 декабря – 15%;

— при долгосрочной вырубке по лесорубочному билету с объе­мом отпуска более 500 м 3 плата вносится по тем же срокам в течение года.

При этом часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы на древесину, отпущенную на корню, поступает в федеральный бюджет – 40 %, бюджеты субъектов РФ – 60 %, оставшиеся средства остаются в распоряжении лесхозов. Согласно ст. 106 Лесного кодекса РФ от уплаты в федераль­ный бюджет части платежей за лесные ресурсы освобождаются субъекты РФ, где лесосека по рубкам главного пользования не превышает 1 млн. м 3 (в настоящий момент 26 субъектов РФ осво­бождены от выплат в федеральный бюджет).

Читайте так же:  Жилищные субсидии проблемы и перспективы

Для восстановления лесного фонда с 01.01.93 с юридических и физических лиц, заготавливающих древесину, взимаются отчис­ления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Плата за загрязнение (экологический налог).

Плата за загрязнение (экологический налог)по действую­щему налоговому законодательству взимается с хозяйствующих субъектов за следующие виды вредных воздействий на окружающую среду:

— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

— сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, любое подземное размещение загрязняющих веществ;

Изначально платежи за загрязнение окружающей природной среды должны были выполнять две функции: компенсаторную и стимулирующую.

Компенсаторная функциясостояла в том, что предприятия-загрязнители должны были возмещать ущерб природе, причинен­ный от вредных веществ в штатном режиме функциони­рования (так называемая эколого-экономическая ответствен­ность).

Стимулирующая функция платежей за загрязнениезаклю­чается в побуждении предприятий-загрязнителей к сокращению объема вредных веществ, выбрасываемых в окружающую природ­ную среду.

В настоящий момент обе функции платежей за загрязнение не выполняются, так как:

— во-первых, размеры платежей не соответствуют величине ущерба, причиненного загрязнением, следовательно, не мо­гут его компенсировать;

— во-вторых, объем капиталовложений в природоохранное обо­рудование намного превышает уровень платежей, и предпри­ятию экономически более выгодно внести плату за заг­рязнение, а не инвестировать средства в новые природоохран­ные технологии или очистное оборудование.

В этой связи необходима корректировка и индексация плате­жей за загрязнение.

При определении платежей за загрязнениеустанавлива­ются два вида базовых нормативов платы:

— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вред­ного воздействия в пределах допустимых нормативов;

— за выбросы, сбросы, размещение отходов, другие виды вред­ного воздействия в пределах установленных лимитов (времен­но согласованных нормативов). Необходимо отметить, что при размещении отходов устанавливаются только лимиты. Вопросы, связанные со сверхлимитным загрязнением должны решаться дополнительно.

При определении размеров платежейучитывается эколо­гическая ситуация и экологическая значимость регионов путем умножения на соответствующие коэффициенты.

Платежи за загрязнение,осуществляемое в объемах, не превышающих ПДВ и ПДС, относятся на себестоимость продук­ции; при превышении уровня допустимого загрязнения они вы­плачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении при-родопользователя после уплаты налогов.

Платежи за загрязнение окружающей среды на­правляются в экологические фонды различных уровней (90 % от­числений) и федеральный бюджет (10 % отчислений). В качестве платежей за вредные выбросы могут засчитываться затраты по выполнению природоохранных мероприятий, кото­рые определяются в соответствии с «Перечнем природоохранных мероприятий».

| следующая лекция ==>
Природоохранные лимиты | Экологическое страхование

Дата добавления: 2017-05-18 ; просмотров: 1450 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/9-15519.html

Платеж или налог за пользование природными ресурсами?

«Юрист», N 10, 2004

Как известно, платность использования земли и других природных ресурсов является одним из принципов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране и использовании животного мира. Он означает, что любое использование природных ресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом плата может выступать в различной форме: начиная от арендной платы за пользование земельным участком и заканчивая сборами за выдачу лицензий и налогом на добычу полезных ископаемых, очевидно имеющими другую правовую природу. Является ли плата все-таки налогом или особым платежом, подлежащим специальному регулированию?

В настоящее время система платежей (налогов, сборов) за пользование природными ресурсами включает в себя:

  1. Платежи за пользование лесным фондом. В соответствии со ст.103 Лесного кодекса Российской Федерации платежи за пользование лесным фондом представлены в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата — при аренде участков лесного фонда.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 5. Ст.610; 2002. N 30. Ст.3033; 2003. N 50. Ст.4857.

  1. Платежи, связанные с пользованием водными объектами. Статья 123 Водного кодекса Российской Федерации к платежам, связанным с пользованием водными объектами, относит плату за пользование водными объектами (водный налог) и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст.4471; 2003. N 27. Ст.2700.

В дополнение ст.126 Водного кодекса Российской Федерации также предусматривает сбор за выдачу лицензий на водопользование, взимаемый специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование водными объектами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду.

Таким образом, формы платы за пользование природными ресурсами различны. При этом в основном используются такие термины, как «налог», «сбор» и «арендная плата», имеющие разную правовую природу, тогда как все платежи за пользование природными ресурсами по своему экономическому содержанию представляются одинаковыми. Оправданно ли?

Для этого обратимся к категориям «налог» и «сбор». В соответствии со ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Это означает, что уплата налога не влечет для налогоплательщика права требовать от государства встречного предоставления (в том числе и права пользования природными ресурсами).

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» практически все платежи за пользование природными ресурсами являются налоговыми доходами. Тем не менее арендная плата за земли, доходы от использования лесного фонда, доходы от реализации соглашений о разделе продукции, плата за геологическую информацию о недрах при пользовании недрами на территории Российской Федерации, плата за пользование водными биологическими ресурсами отнесены к доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций, т.е. к неналоговым доходам.

Читайте так же:  Сроки выплаты накопительной пенсии умершего

Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 34. Ст.4030; 2000. N 32. Ст.3338; 2001. N 33. Ст.3437; 2002. N 19. Ст.1796; 2003. N 19. Ст.1751.

Здесь не совсем ясна логика законодателя. Дело в том, что схожие по своей природе платежи в одном случае отнесены к налоговым доходам (например, арендная плата за пользование лесным фондом), а в других случаях — к неналоговым доходам (например, арендная плата за земли).

Так что такое платежи за пользование природными ресурсами? В действующем законодательстве отсутствует какое-либо определение этих платежей. Однако анализ законодательства позволяет выделить ряд отличительных признаков платежей за пользование природными ресурсами от налогов и сборов. Во-первых, платежи за пользование природными ресурсами подлежат уплате в бюджеты всех уровней в связи с предоставлением государством пользователю прав пользования природными ресурсами. Во-вторых, они являются дифференцированными в зависимости от характеристики объекта (в том числе предполагают изменение ставки на регулярной основе в зависимости от стадии освоения природных ресурсов). В-третьих, они используются по целевому назначению, т.е. на воспроизводство соответствующих природных ресурсов.

Но главная особенность заключается в том, что все природоресурсные платежи являются по своей природе вознаграждением, предоставляемым арендатором-пользователем арендодателю — собственнику природных ресурсов, т.е. они имеют, прежде всего, гражданско-правовой характер. Именно данная концепция позволяет изменять ставку платежей в зависимости от природного качества и географического места, а также предусматривать платежи в натуральной форме (в части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр; выполнения работ или предоставления услуг). Однако это не означает, что отношения между государством и пользователем недр носят только гражданско-правовой характер и к ним подлежит применению только гражданское законодательство. Эти отношения продолжают оставаться сложными по своей природе: частноправовые отношения тесным образом переплетаются с публично-правовыми отношениями, что не позволяет их разграничить друг от друга. Как следствие, регулирование данных отношений осуществляется специальным законодательством — законодательством о недрах, лесным, водным законодательством и др.

С учетом вышеизложенного трудно согласиться с отнесением всех природоресурсных платежей к налогам и сборам. Напротив, их следует признать доходами от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, т.е. неналоговыми доходами, поскольку являются арендной или иной платой за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п.1 ст.42 Бюджетного кодекса Российской Федерации ). Как собственник государство вправе предусмотреть в плате за пользование природными ресурсами разовые и регулярные платежи, которые могут подразумевать:

  1. плату за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  2. плату за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  3. плату на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст.3823; 2000. N 32. Ст.3339; 2001. N 33. Ст.3429; 2002. N 22. Ст.2026; N 30. Ст.3031; N 30. Ст.3027; 2003. N 28. Ст.2892; N 46. Ст.4444; N 52. Ст.5036.

Другой вывод, который необходимо сделать, — это отказаться от терминов «налог» или «сбор» в сфере природных ресурсов и ввести самостоятельную категорию «платеж за пользование природными ресурсами». Так, налог на добычу полезных ископаемых необходимо переименовать в регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти); водный налог — платежи за пользование водными объектами; сборы за пользование объектами животного мира — платежи за пользование животным миром. Однако ряд платежей, таких, как земельный налог, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензий, тем не менее являются налогами и сборами по своей правовой природе (в смысле ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации) и должны по-прежнему относиться к налоговым доходам.

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/21487-platezh-nalog-polzovanie-prirodnymi-resursami

Налоги на пользование природными ресурсами: плательщики и виды, основные элементы налогообложения

Налогоплательщики. Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объект налогообложения. Представляет собой полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации либо за ее пределами, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси).

Налоговая база. Установлена в виде стоимости добытых полезных ископаемых. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налоговый период составляет календарный месяц.

Налоговая ставка. НК устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезного ископаемого. Так, налогообложение производится по ставке 3,8% при добыче калийных солей; 4,0% – торфа, угля каменного и бурого, антрацита и горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4,8% – руд черных металлов; 5,5% – сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6,0% – горнорудного неметаллического сырья; 6,5% – концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7,5% – минеральных вод; 8,0% – руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16,5% – углеводородного сырья.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по итогам каждого налогового периода по каждому виду добытого полезного ископаемого. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

Читайте так же:  Форма рецептурного бланка для налогового вычета

Объекты налогообложения – следующие виды водопользования:

1. забор воды из водных объектов;

2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4. использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения более десяти видов водопользования, включая забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий; забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования; забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов и т.д.

Налоговая база. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

1. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

2. При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного лицензией водного пространства.

3. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

4. При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в твердых размерах (в рублях за 1000 куб. метров воды). При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1000 куб. метров воды, забранной из водного объекта.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога. Иностранные лица представляют также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Порядок и сроки уплаты налога. Общая сумма водного налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Какие-либо налоговые льготы по водному налогу не предусмотрены.

Плательщики сборов – организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, а также организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объекты обложения: объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.

Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в твердых размерах. Так, за благородного оленя или лося размер ставки – 1500 руб.; за пятнистого оленя, лань – 600 руб. Подобным образом устанавливаются ставки за каждый объект водных биологических ресурсов.

Порядок исчисления сборов. Сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и соответствующей ставки.

Порядок и сроки уплаты сборов. Сумму сбора за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в видеразового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа. Уплата сборов производится: физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, – по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение); плательщиками – организациями и индивидуальными предпринимателями – по месту учета.

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 5453 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://helpiks.org/8-30174.html

Налоги и платежи за ресурсы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here