Налогоплательщик исчисляет сумму налога подлежащего уплате

Сегодня предлагаем статью на тему: "Налогоплательщик исчисляет сумму налога подлежащего уплате" с выводами профессионалов. Узнать актуальность информации на 2020 год можно обратившись к дежурному специалисту.

Статья 52. Порядок исчисления налога, страховых взносов

СТ 52 НК РФ.

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Не применяется с 1 января 2017 г.

2.1. Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

5. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

6. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Комментарий к Ст. 52 Налогового кодекса

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Порядок исчисления конкретного налога является обязательным элементом налога. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоговый период, согласно ст. 55 НК РФ, представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов определяются ст. 53 НК РФ. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Положения ст. 52 НК РФ не относятся к конкретному налогу и имеют универсальный характер. Одновременно порядок уплаты установлен по каждому конкретному налогу. Самостоятельное исчисление налога является формой реализации самостоятельного и добровольного исполнения налогоплательщиком своих обязанностей и соответствует ст. 45 НК РФ, согласно которой налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ) и самостоятельно заполняет поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежной суммы в уплату налога (п. 7 ст. 45 НК РФ).

2. Правило самостоятельного исчисления суммы налога налогоплательщиком имеет исключение в случае, когда это полномочие осуществляет налоговый орган или налоговый агент (п. 2 ст. 52 НК РФ).

Кроме того, налогоплательщик может поручить исчисление налога представителю, который будет действовать от его имени.

Исчисление налога налоговым органом может иметь место в том случае, если это установлено НК РФ (например, по транспортному налогу, уплачиваемому физическими лицами, в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ, или по земельному налогу, уплачиваемому физическими лицами, в соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ, при уплате авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц, согласно п. 3 ст. 396 НК РФ), а также по итогам проведения налогового контроля, при проведении камеральных или выездных проверок.

В первом случае налоговым органом направляется налогоплательщику налоговое уведомление, а во втором случае, по итогам налогового контроля, может быть направлено налоговое требование. Данное полномочие налоговых органов установлено пунктом 1 ст. 32 НК РФ, согласно которому налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Читайте так же:  Порядок взыскания налогов за счет имущества

Налоговое уведомление также может направляться по результатам проверки и корреспондирует праву налогоплательщиков получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов (п. 9 ч. 1 ст. 21 НК РФ).

Как отметил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 марта 2005 г. N 13592/04, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора и носит характер взыскания налоговым органом недоимки.

Для налоговых агентов обязанность исчисления за налогоплательщика сумм налогов, подлежащих уплате, вытекает из их обязанностей, установленных ст. 24 НК РФ. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.

3. Для случая, когда исчисление уплаты налога возложено на налоговый орган (например, по транспортному налогу или по земельному налогу, при уплате их физическими лицами, авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц), пунктом 3 комментируемой статьи регулируются структура и форма налогового уведомления, которое должно содержать сумму налога, подлежащую уплате, объект налога, налоговую базу и срок уплаты.

Форма налогового уведомления утверждается как Минфином России, так и Федеральной налоговой службой, которая наделена НК РФ соответствующими полномочиями как орган, уполномоченный осуществлять контроль и надзор в сфере налогообложения. В частности, форма налогового уведомления утверждена совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 5 октября 2010 г. N ММВ-7-11/[email protected] Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.07.2004 N САЭ-3-04/[email protected] была утверждена форма налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц.

4. Пунктом 4 комментируемой статьи установлен перечень способов направления налогового уведомления налогоплательщика. Данный перечень является закрытым, но предусматривает все возможные способы передачи информации: лично под расписку; заказным письмом по почте; по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме. В случае, если все указанные способы недоступны, налоговое уведомление направляется по адресу регистрации налогоплательщика заказным письмом через организацию почтовой связи и считается врученным по истечении шести дней с даты направления.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», в Российской Федерации действуют следующие виды почтовой связи:

— почтовая связь общего пользования, осуществляемая государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи;

— специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи;

— федеральная фельдъегерская связь;

— фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны.

Налоговые органы при направлении налогового уведомления пользуются услугами почтовой связи общего пользования, которые действую по единым Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221. Согласно указанным Правилам, заказные письма являются одной из категорий почтовых отправлений, которые характеризуются совокупностью признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения) данного отправления.

5. Пунктом 5 комментируемой статьи определены особенности исчисления налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков, которое выполняется ответственным участником группы, статус которого определен ст. 25.1 НК РФ.

6. Пункт 6 ст. 52 НК РФ устанавливает общее для всех налогов правило округления до полных рублей при исчислении сумм налогов. В то же время не уточняется, применяется ли данное правило к исчислению сборов, пени и штрафов.

Источник: http://www.nalkod.ru/statia52

Порядок исчисления налога. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно

Налог налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

При регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. Если регистрация и снятие с регистрации транспортного средства происходит в течение одного календарного месяца, то указанный месяц принимается как один полный месяц.

Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Порядок уплаты налога. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Причем срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

При пропуске сроков уплаты авансовых платежей за каждый день просрочки подлежат уплате пени.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, должны представлять в налоговые органы налоговую декларацию (по итогам налогового периода, до 1 февраля следующего года), а также налоговый расчет по авансовым платежам (по итогам отчетного периода, не позднее последнего числа следующего месяца).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/6_97341_poryadok-ischisleniya-naloga-nalogoplatelshchiki-yavlyayushchiesya-organizatsiyami-ischislyayut-summu-naloga-i-summu-avansovogo-platezha-po-nalogu-samostoyatelno.html

Статья 52. Порядок исчисления налога, страховых взносов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 52 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

Читайте так же:  Размер пенсии по инвалидности после инсульта

Статья 52. Порядок исчисления налога, страховых взносов

ГАРАНТ:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 1 статьи 52 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ в пункт 2 статьи 52 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Не применяется с 1 января 2017 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Статья 52 дополнена пунктом 2.1 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

2.1. Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 28 января 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 546-ФЗ

3. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

4. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, форма заявления о выдаче налогового уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление не направляется налогоплательщику, за исключением случая направления налогового уведомления в календарном году, по истечении которого утрачивается возможность направления налоговым органом налогового уведомления в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Сумма налога на прибыль организаций, исчисляемая по консолидированной группе налогоплательщиков, исчисляется ответственным участником этой группы на основании имеющихся у него данных, включая данные, предоставленные иными участниками консолидированной группы.

Информация об изменениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

6. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Источник: http://base.garant.ru/10900200/5f8ae450aa10a78f0b0005a38b5989df/

Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2007 г.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац второй исключен.

Абзац третий утратил силу с 1 января 2007 г.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса.

Читайте так же:  Какие налоги надо платить при патенте

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

Комментарий к Ст. 173 НК РФ

Общая сумма налога, которую нужно заплатить в бюджет, подсчитывается по итогам каждого налогового периода. Определяется сумма так: к общей сумме налога, рассчитанной по правилам ст. 166 НК РФ, прибавляется НДС, восстановленный по правилам ст. 170 НК РФ, и вычитается тот налог, который подлежит вычету, на основании ст. 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ).

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на сумму налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Постоянные споры вызывают ситуации, когда организации к возмещению ставят НДС при отсутствии в налоговом периоде реализации. Налоговики настаивают, что в данном случае с вычетом нужно подождать. При этом они как раз ссылаются на п. 2 ст. 173 НК РФ. По логике чиновников, раз у фирмы не было НДС к начислению, налоговая база равна нулю. Получается, что и вычитать не из чего. А раз так, то и к возмещению НДС в этом периоде поставить нельзя. Надо сказать, что арбитражные суды в данном случае фискалов не поддерживают. Пример: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2008 г. N Ф04-848/2008(409-А70-25) по делу N А70-5284/7-2007.

В пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.

Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п. 5 ст. 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями гл. 21 НК РФ не предусмотрена (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ организации, которые не являются плательщиками НДС, но выставившие счет-фактуру и выделившие в этой бумаге налог, должны перечислить его в бюджет. А если НДС не заплатить, грозят ли организации какие-либо санкции? Вопрос спорный. Неоднозначно решают его и в арбитражных судах.

В некоторых округах судьи считают, что привлечь упрощенца к налоговой ответственности за неуплату НДС нельзя вообще. Дело в том, что штраф можно наложить только на плательщиков НДС (п. 2 ст. 44, ст. 122 НК РФ), коими упрощенцы не являются. Более того, в п. 5 ст. 173 НК РФ речь идет «о лицах, не являющихся налогоплательщиками». По этой же причине не грозят предприятию-упрощенцу и пени. Ведь в ст. 75 НК РФ в качестве лиц, которые обязаны их заплатить, также упоминаются только налогоплательщики и налоговые агенты. Упрощенцы, неправомерно выделившие в счете-фактуре НДС, таковыми не являются. Значит, налагать штрафы и требовать заплатить пени незаконно. Единственная их обязанность — это перечислить выделенный и полученный от покупателей НДС в бюджет. Такой вердикт прозвучал, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф04-8795/2004(6991-А70-7), от 18 августа 2004 г. по делу N Ф04-5769/2004(А27-3834-26), ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2004 г. по делу N А13-4110/04-26.

Правда, есть и противоположные мнения на этот счет. В некоторых случаях суды приходили к выводу, что, если упрощенцы выставили счета-фактуры с НДС и своевременно не перечислили налог в бюджет, штраф за данное правонарушение, а также пени взысканы правомерно. Правда, зачастую судьи никак не мотивируют свое решение (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 28 мая 2004 г. по делу N А54-88/03-С11-С2). В другом решении судьи этого же округа признали, что налог и пени фирма заплатить должна, а вот штраф ей, как неплательщику НДС, не грозит (Постановление от 5 августа 2004 г. N А64-29/03-19).

Итак, большинство судей признает: санкции за то, что упрощенец несвоевременно перечислит выделенный в счетах-фактурах НДС в бюджет, Налоговым кодексом РФ не предусмотрены. Следовательно, начислять штрафы и пени незаконно. Правда, доказывать это придется в судебном порядке. Если же приведенная аргументация не убедит налоговиков или судей, можно привести еще один довод.

Читайте так же:  Чему равна минимальная пенсия по старости

Чтобы начислить штраф и рассчитать пени, нужно четко знать, в какой срок надо уплатить налог. Между тем в п. 4 ст. 174 НК РФ сказано, что перечислить неправомерно удержанный с покупателя налог упрощенец должен не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (п. 4 ст. 174 НК РФ). В свою очередь, ст. 163 НК РФ в зависимости от суммы выручки определяет налоговый период — месяц или квартал. При этом для лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ, никаких исключений не сделано. А раз так, четко определить, не позднее 20-го числа какого именно месяца НДС нужно перечислить в бюджет — по окончании месяца или квартала, «упрощенец» не может. Получается, что момент, с которого следует начислять пени и налагать штраф, не определен.

Следовательно, несмотря на установленную обязанность по уплате НДС, «упрощенец» продолжает оставаться лицом, который не имеет статуса налогоплательщика. Поэтому такие организации не обязаны уплачивать штрафы и пени. Тем не менее отсутствие санкций вовсе не означает, что налог не нужно платить в бюджет.

«Упрощенцам», которые выставляют счета-фактуры с выделенным налогом, можно не опасаться штрафа за опоздание с декларацией по НДС. Судьи ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 25 января 2006 г. N А29-8459/2005А согласились с тем, что компании на «упрощенке» обязаны отчитываться по НДС, полученному от покупателя (п. 5 ст. 174 НК РФ). Однако за несвоевременное представление декларации могут быть наказаны лишь плательщики налога (ст. 119 Налогового кодекса). Фирмы же, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса).

Источник: http://stnkrf.ru/173

Порядок исчисления налога. Порядок и сроки уплаты налога

Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога (так называемого налогового оклада), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом.

В зависимости от вида налоговой ставки исчисление налога производится: 1) как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы – для твердых налоговых ставок; 2) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы – для процентных (адвалорных) налоговых ставок; 3) в комбинированной форме – для комбинированных налоговых ставок.

Налог может исчисляться по итогам налогового периода без учета ранее уплаченных налоговых платежей либо нарастающим итогом. В последнем случае размер подлежащего к уплате налога определяется путем вычитания из суммы налога, исчисленной по итогам налогового (отчетного) периода, ранее уплаченных ежемесячных (ежеквартальных) авансовых платежей.

Налоговый орган исчисляет ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог). В данном случае законодатель стремится освободить граждан от сложной и трудоемкой работы по исчислению налогов, требующей знания налогового законодательства и специальной квалификации.

Исчислив налог, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику уведомление, где должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Если налогоплательщик уклоняется от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Налог должен быть уплачен до 24 часов последнего дня срока, установленного для его уплаты. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо по частям (авансовые платежи в течение налогового периода). Налог может быть уплачен в наличной или безналичной форме.

Обязанность по уплате налога исполняется в национальной валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9668 —

| 7539 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/14_133349_poryadok-ischisleniya-naloga-poryadok-i-sroki-uplati-naloga.html

Расчет налога

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физлиц для финансирования государства или муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ). А кто и каким образом производит расчет налога? Об этом расскажем в нашем материале.

Порядок исчисления налога

По общему правилу налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п. 1 ст. 52 НК РФ).

В отдельных случаях обязанность по расчету налога возлагается на налоговые органы или налогового агента (п. 2 ст. 52 НК РФ).

Так, к примеру, налоговая инспекция самостоятельно рассчитывает транспортный налог с физических лиц (п. 1 ст. 362 НК РФ), а также земельный налог (п. 3 ст. 396 НК РФ) и налог на имущество (п. 1 ст. 408 НК РФ), уплачиваемые физлицами. А, в частности, НДС с арендной платы, перечисляемой органам власти или местного самоуправления, исчисляется и удерживается арендодателем, выступающим в данном случае налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Налоговым законодательством предусмотрено, что сумма налога исчисляется в полных рублях. Это значит, что полученная в результате расчета сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется в большую сторону (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Формула расчета налога

В упрощенном виде формула расчета налога может быть представлена в следующем виде:

Н = Б * С,

где Н – исчисленный налог;

Б — налоговая база;

С – ставка налога.

При этом в отношении конкретного налога порядок определения налоговой базы, ставки налога, льготы устанавливаются отдельной главой НК РФ, а в ряде случае и принятым в соответствии с Кодексом региональным и местным законодательством.

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504246

Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Обязанность исчислить сумму налога м.б. возложено либо на налоговый орган, либо на 3-ое лицо выступающее в роли налоговых агентов. Принципы разрешение общихвопросов, исчисление налоговой базы, представлена в ст. 54 НК. Согласно этой статье налогоплательщики организации, юр. л. исчисляют налоговую базу по итогом каждого периода на основании данных: 1. бухгалт. учета либо на основе иных документально поврежденных об объектах. Индивид. предприниматели – они используют для исчисления налоговой базы данные учета доходов и расходов и хозяйственных операции.

Читайте так же:  Повторное заявление о взыскании алиментов

Порядок уплаты налога – это совокупностьустановленный налоговым законод-вом способов или приемов по внесению конкретных сумм налогов в соответствующий бюджет или гос. внебюджетный фонд. Сумма которая вносится в бюджет плательщиком по основному налогу называется налоговым окладом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9164 —

| 7308 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/4_166164_poryadok-ischisleniya-i-uplati-nalogov-i-sborov.html

Основания и порядок применения налоговым органом расчетного пути при определении сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджет

С чего начинается выездная налоговая проверка? С вручения налогоплательщику решения о проведении проверки и требования о предоставлении документов, необходимых налоговому органу для проведения проверки.

В некоторых случаях данное требование налогового органа налогоплательщик не может выполнить при всем желании, так как документы уничтожены пожаром (наводнением, землетрясением), похищены, утеряны и т. п.

Отдельные налогоплательщики просто игнорируют требование налогового органа о предоставлении документов. Чем же они рискуют в таком случае?

Последствия непредставления необходимых для проверки документов (помимо штрафа) могут быть следующими:

— В ходе проведения проверки налоговики могут провести осмотр помещения, используемого проверяемым лицом в целях извлечения дохода (офис, склад и т. п.). При этом осмотр при наличии определенных условий (присутствие проверяемого лица или его представителя) может перерасти в выемку документов.
— В результате проверки суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджет, могут быть определены налоговым органом расчетным путем в соответствии с положениями подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Помимо этого, расчетный метод может быть использован налоговиками в случае воспрепятствования доступу сотрудников налогового органа в помещение, используемое проверяемым лицом в целях извлечения дохода (в офис, на склад и т. п.).

В этом случае в соответствии со ст. 91 НК РФ руководителем проверяющей группы составляется акт, на основании которого налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

В определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2005г. № 301-О отмечено: «. применение расчетного метода обеспечивает, с одной стороны, безусловное исполнение всеми лицами обязанности по уплате законно установленных налогов, независимо от каких-либо обстоятельств (отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета), с другой стороны, налог не должен быть взыскан в размере большем, чем с аналогичных налогоплательщиков».

Что может послужить поводом к применению налоговым органом расчетного метода, понятно, а вот как применять данный метод на практике, не совсем. По крайней мере даже среди налоговиков нет единого мнения по данному вопросу. А все из-за того, что данная процедура никак не регламентирована, нет никаких методических рекомендаций или разъяснений. Кроме указания в ст. 31 НК РФ на наличие у налогового органа такого права, Кодекс содержит положение, согласно которому в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам (п. 7 ст. 166 НК РФ).

В результате на практике мы имеем множество вариантов применения налоговыми органами расчетного пути с целью определения суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.

В большинстве случаев налоговые органы выбирают очень простой путь – получают сведения о доходах налогоплательщика за проверяемый период (например, запрашивают выписки по расчетным счетам налогоплательщика) и, считая это налоговой базой, начисляют налоги, естественно, без учета расходов.

Аргументация при этом очень простая – расходы, заявленные в налоговых декларациях (если декларации представлялись и они не «нулевые»), документально не подтверждены, соответственно, не подлежат учету при определении налогооблагаемой базы.

Однако арбитражные суды, о чем свидетельствует обширная арбитражная практика по данному вопросу, такой путь обоснованно считают неправомерным, поскольку в данном случае налоговая база определена без учета расходов (см. например, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2004г. № 668/04; Постановление ФАС Уральского округа от 24.08.2010г. № Ф09-6744/10-С3 по делу № А07-25289/2009).

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 15.01.2010г. № А70-9235/2008 указал следующее: «При отсутствии первичных документов отсутствует возможность проверить не только правильность заявленных расходов и налоговых вычетов, но и правильность определения обществом налоговой базы по названным налогам. Определение расчетным путем суммы налога, подлежащего внесению в бюджет, производится на основании данных о доходах и расходах. При невозможности установить одну из составляющих, необходимых для исчисления налога, следует руководствоваться соответствующим правилом, предусмотренным подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ».

Зная любовь налоговых органов к использованию формального подхода, некоторые налогоплательщики намеренно не предоставляют документы и ждут вынесения налоговым органом заведомо незаконного решения. Но всегда есть риск получить решение налогового органа, содержащее мотивированный и главное, составленный в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, расчет сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Как же выглядит такой расчет? Обоснованный расчет должен содержать информацию об уровне расходов (о доле вычетов по НДС) аналогичных налогоплательщиков. При этом для сравнения налоговым оргном должно быть выбрано не менее двух аналогичных налогоплательщиков, которые должны быть отобраны с учетом следующих критериев:

— аналогичность деятельности по отраслевому принципу (заявленный основной код ОКВЭД);
— соразмерность полученных доходов по году деятельности;
— осуществление деятельности с использованием одной и той же системы налогообложения по сравнению с проверяемым лицом.

Полученные сведения об уровне расходов (о доле вычетов по НДС) аналогичных налогоплательщиков приводятся к среднему знаменателю. Например, доля расходов в составе доходов одного аналогичного налогоплательщика составляет 90 %; доля другого — 80 %. Соответственно, средний уровень расходов составит 85 %. Именно данный показатель и будет являться уровнем расходов (вычетов) проверяемого лица.

Если расчет налогового органа не соответствует указанным критериям, можно смело обращаться в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, основанного на подобном расчете.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/209766/

Налогоплательщик исчисляет сумму налога подлежащего уплате
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here