Ответственность за несвоевременный возврат субсидии

Сегодня предлагаем статью на тему: "Ответственность за несвоевременный возврат субсидии" с выводами профессионалов. Узнать актуальность информации на 2020 год можно обратившись к дежурному специалисту.

Ответственность за несвоевременный возврат субсидии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Между органом исполнительной власти субъекта РФ и муниципальным предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию недополученных доходов. Орган исполнительной власти часть суммы возместил на три месяца позже установленной договоренности. Муниципальное предприятие выставило претензию по погашению основной задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами. Соглашением не предусмотрены какие-либо штрафные санкции.
Распространяются ли общие положения об ответственности за неисполнение денежного обязательства, установленные ст. 395 ГК РФ, на отношения, связанные с предоставлением субсидии на компенсацию недополученных доходов (в случае перечисления средств субсидии с нарушением сроков, установленных соглашением между органом исполнительной власти субъекта РФ и непосредственным получателем субсидии)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Положения ст. 395 ГК РФ в приведенном случае не применяются.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/civil_law/1113220/

Компенсация части расходов по оплате процентной ставки по кредиту

На этой странице размещены краткие аннотации судебных решений по рассматриваемой теме и ссылки на файлы с полным текстом судебного решения.

(б) Проверкой установлено нецелевое использование обществом кредитных средств по кредитному договору. В связи с чем, поступившие на возмещение части затрат на уплату процентов по указанным кредитам денежные средства являются неправомерным использованием средств федерального бюджета.
П-УО4

(а) Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, установлено, что субсидии предоставляются заемщикам при выполнении следующих условий:
а) предоставление установленного перечня документов;
б) выполнения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором.
Указанные условия были выполнены, следовательно, средства субсидии выданы или получены правомерно.
П-ПО13, П-ПО14, П-ПО17, П-ПО21, П-ПО28, П-ПО31

(а) Нормативными правовыми документами предусмотрено, что субсидии предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению долга и уплаты начисленных процентов. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются.
ТУ ФСБН настаивает, что нарушение указанных норм выразилось в том, что обществом обязательства по погашению кредита выполнены по истечении срока действия кредитного договора. Таким образом, на дату предоставления субсидии общество имело просроченную задолженность.
Между тем, в случае обнаружения такого факта представление могло быть вынесено в отношении Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию администрации области. В рассматриваемом случае законных оснований для возврата обществом в бюджет полученных субсидий не имеется, поскольку Соглашение о предоставлении субсидий недействительным не признано.
П-ПО31

(а) ТУ ФСБН установлены нарушения в части не обеспечения возврата средств на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставленным сельскохозяйственному товаропроизводителю, не достигшему значений целевых показателей развития животноводства по итогам года. Не обеспечена численность поголовья КРС, предусмотренная в приложении к соглашению, что подтверждается федеральной статистической отчетностью.
Условие о достижении определённоё численности поголовья введено субъектом РФ. Из Определения Верховного Суда РФ от 08.06.2011 N 39-Г11-15, субъект РФ вправе устанавливать порядок предоставления субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей только в том случае, если они выплачиваются исключительно за счет собственного бюджета.
Поскольку субсидия была предоставлена за счет средств федерального бюджета, ссылка на невыполнение ответчиком положений соглашения является необоснованной.
П-ЦО12

(б) ТУ ФСБН в результате проведения встречной проверки установлено следующее. Общество (получатель субсидии — суммы компенсации части расходов на уплату процентной ставки банка) платежным поручением перечислило денежные средства поставщику в качестве предоплаты за селитру аммиачную. На основании письма общества поставщик платежным поручением произвел возврат денежных средств. Поставка и отгрузка селитры аммиачной по договору не производилась.
Таким образом, выделение субсидии обществу за фактически не приобретенную аммиачную селитру является неправомерным использованием средств федерального бюджета.
П-СКО22

Читайте так же:  Элементы единого налога на вмененный доход

(б) Сельскохозяйственное предприятие, являясь получателем субсидии на возмещение части процентной ставки по кредиту, направило полученные в банке кредитные средства подрядчику, который их возвратил обратно. Таким образом, отсутствуют доказательства целевого использования денежных средств, полученных по кредитному договору.
Поскольку субсидии носят целевой характер, предоставляются при соблюдении определенных условий, а заявителем такие условия не соблюдены, в удовлетворении заявленных требований отказано правильно.
П-ВСО56

(б) Выводы ТУ ФСБН, поддержанные судами: Департамент при выплате сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам расчет субсидии осуществлял с применением ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора, а следовало применять ставку рефинансирования, установленную на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, которым сторонами изменялась процентная ставка за пользование кредитными денежными средствами.
Департаментом допущена неправомерная выплата субсидий.
П-ЦО29

(б) Выводы ТУ Росфиннадзора, подтверждённые решениями судов: Департаментом выплачены субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, исчисленной на дату заключения кредитного договора (28.08.2009) в размере 10,75%. Департаментом следовало предоставить субсидии исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 7,75%, действовавшей на дату заключения уведомления от 06.08.2010 к кредитному договору (с датой вступления в силу 06.08.2010). Перечисление излишней суммы получателю субсидий по причине неправильного ее расчета рассматривается как неправомерная выплата субсидии.
П-ЦО32

Источник: http://revisor-finansist.ru/kompensaciya-rashodov-po-oplate-cha

Возврат неправомерно потраченной суммы субсидии

Автор: А. Гусев

Комментарий к Письму Минфина РФ от 14.09.2017 № 02-07-10/59464.

В комментируемом Письме от 14.09.2017 № 02-07-10/59464 Минфином рассмотрен вопрос о возврате бюджетным учреждением неправомерно потраченной суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Согласно положениям ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» законами субъектов РФ может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет субъекта РФ остатка субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания бюджетными учреждениями субъекта РФ в объеме, соответствующем не достигнутым ими показателям госзадания.

Положениями ст. 69.2 БК РФ определены основные требования к формированию государственного (муниципального) задания и его финансовому обеспечению. В силу п. 5 ст. 69.2 порядок формирования задания и финансового обеспечения его выполнения должен устанавливать в том числе правила и сроки определения объема такого обеспечения, включая возврат субсидии в объеме, соответствующем показателям задания, которые не были достигнуты.

Таким образом, законодательство предусматривает возврат бюджетными учреждениями субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в случае невыполнения его качественных и (или) количественных показателей. А вот возврат данной субсидии в связи с неправомерным ее использованием действующим законодательством не предусмотрен.

Вместе с тем следует отметить, что в ч. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» сказано: бюджетные средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям контрольных органов в течение месяца после выявления указанных нарушений.

Напомним, что понятие «неправомерное расходование» действующим законодательством не определено, вместе с тем квалификация выявленных нарушений в качестве такового широко распространена в практике государственного (муниципального) финансового контроля. По мнению Минфина, высказанному в Письме от 25.04.2017 № 02-09-08/24851, при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств надо исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия) – если они противоречат требованиям правовых норм.

В сложившейся практике к неправомерному расходованию средств относят действия (бездействие) должностных лиц учреждения, противоречащие требованиям общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым относятся БК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Следовательно, под неправомерным расходованием подразумевается расходование бюджетных средств с нарушением действующего законодательства, то есть термин «неправомерное расходование» является синонимом термина «незаконное использование средств».

Исходя из требований названного выше указа Президента № 1095 контрольные органы вправе потребовать возврата суммы незаконно израсходованных бюджетных средств.

БК РФ предусматривает право органов внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля направлять в адрес проверяемых организаций и учреждений свои представления и предписания.

В силу ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий данных нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, представление органа государственного (муниципального) финансового контроля предусматривает обязанность рассмотреть и уведомить в письменной форме орган госфинконтроля о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Читайте так же:  Уменьшение алиментов на первого ребенка

В свою очередь, предписанием является документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в поименованный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию.

Предписание от представления отличается тем, что выносится в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования лицом проведению контрольных мероприятий, и тем, что неисполнение предписания в силу ч. 4 ст. 270.2 БК РФ является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с исковым заявлением о возмещении ущерба. То есть предписание, в отличие от представления, содержит обязательные для исполнения требования об устранении нарушений и (или) о возмещении ущерба.

Направляемые в учреждение представления органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны содержать:

требования о принятии мер по устранению причин и условий выявленных нарушений или о возврате предоставленных средств бюджета;

обязательные для рассмотрения в установленные в названном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В свою очередь, предписания чаще всего содержат в себе требования:

в определенный срок устранить выявленные нарушения или возместить причиненный нарушениями ущерб;

проинформировать в определенный срок контрольный орган о результатах исполнения предписания.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/933235.html

Ответственность за несвоевременный возврат субсидии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 28 апреля 2016 г. N 02-10-06/24775 О возврате субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросам, связанным с применением отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования положений законодательства Российской Федерации и практики их правоприменения.

Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг (далее — получатели субсидий), должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Установленная Кодексом необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.

Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.

Обязанность по восстановлению права публично-правового образования, нарушенного в результате действия (бездействия) получателя субсидии, ответственностью не является, поскольку ответственность представляет собой обязанность виновного лица отвечать за противоправные действия (бездействие), то есть за совершенные правонарушения.

В данном случае правонарушением, служащим основанием наступления ответственности, в соответствии со статьей 15.15.5 КоАП является нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП.

Санкцией, установленной за указанное административное правонарушение является административный штраф на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Таким образом, возврат субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, и наложение административного штрафа на нарушителя указанных условий имеют различную правовую природу и двойным наказанием не являются.

По аналогичным основаниям возврат из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета предоставленных из федерального бюджета субсидий в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, и наложение административного штрафа, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов» или статьей 15.15.4. КоАП «Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций», двойным наказанием не являются.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71315666/

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

О суде

Нарушение сроков отчетности не может быть расценено как нарушение условий предоставления субсидии

Нарушение сроков предоставления отчетности не может быть расценено как нарушение условий предоставления субсидии

Вступившим в законную силу решением от 09.06.2016 по делу №А58-1510/2016 Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) отказал Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по делам Арктики в иске к СХПК Кочевая родовая община «Аартык» о взыскании 1 179 500 рублей субсидии на развитие рыбохозяйственного комплекса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Суд установил следующие обстоятельства. В рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 — 2020 годы» ответчику были перечислены финансовые средства на приобретение рефрижераторных контейнеров морозильного и холодильного типов и (или) оборудования шоковой заморозки рыбы. Ответчиком принято письменное обязательство приобрести контейнер и представить подтверждающие документы истцу при проведении отбора на возмещение части затрат в III квартале 2015 г. Между тем, в указанный период ответчик не представил в ГоскомАрктики Республики Саха (Якутия) заявку и необходимый пакет документов.

Читайте так же:  Сроки назначения пенсий и перерасчетов

Истец направил ответчику уведомление о возврате средств в связи с непредставлением отчетности. От ответчика поступило письмо о признании несвоевременного предоставления отчетности, предоставлен отчет об использовании средств субсидии.

Ссылаясь, на то, что ответчиком нарушен срок предоставления отчета об использовании средств субсидии на финансовое обеспечение затрат по приобретению рефрижераторного контейнера истец обратился в арбитражный суд с иском о возвращении субсидии в размере 1 179 500 рублей в государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

Суд, изучив и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к выводу о том, что иск не подлежит удовлетворению, так как ответчик использовал предоставленные денежные средства по целевому назначению, и, несмотря на нарушение сроков предоставления отчетности, цели, обозначенные в соглашении о предоставлении субсидии, фактически достигнуты, бюджетные средства истрачены по целевому назначению.

При этом суд разъяснил истцу, что возложение на получателя субсидии обязанности по предоставлению определенной отчетности преследует цель контроля за использованием предоставленных денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий, а также может явиться основанием для взыскания санкции (штрафа) за ненадлежащее исполнение соглашения, если такие санкции предусмотрены соглашением, но не для возврата всего полученного во исполнение соглашения о предоставлении субсидии.

Подробно с решением суда можно ознакомиться в картотеке арбитражных дел.

Источник: http://yakutsk.arbitr.ru/node/15341

Нарушение условий предоставления субсидий юридическим лицам, ИП, физическим лицам, в том числе применение статьи 15.15.5. КоАП РФ

На этой странице размещены краткие аннотации судебных решений по рассматриваемой теме и ссылки на файлы с полным текстом судебного решения.

( б) Установлено правонарушение, предусмотренно е ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Нарушитель, являясь должностным лицом ГРБС , заключил соглашение о предоставлении субсидии организации, и не включил в его условия согласие получателя субсидии на осуществление органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка его предоставления, чем нарушил п. 3 ст. 78.1 БК РФ. Субсидия предоставлена получателю без его согласия на осуществление проверок.
Р-СОЮ47 , Р-СОЮ48, Р-СОЮ49

(а) ТУ ФСФБН привлекло Общество к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. В нарушение требований пункта 3 постановления Администрации «Об утверждении порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в 2013 году» и пункта 1.4 договора о предоставлении субсидий Общество не выполнило условия предоставления субсидий — не достигло определенных договором показателей хозяйственной деятельности.
Суды установили, что привлечение Общества к административной ответственности является ошибочным, так как достижение определенных результатов хозяйственной деятельности является условием использования субсидии, а не условием ее предоставления.
О-ВС24

(б) Вывод ТУ ФС ФБН, подтверждённые судами: Администрация в нарушение статьи 132 БК РФ, Соглашения о предоставлении субсидии на реализацию подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» в части модернизации региональных систем дошкольного образования, пункта 2.4. муниципального контракта не выполнила условия софинансирования и не осуществила уплату за счет средств муниципального образования за приобретение здания детского сада с земельным участком в течение 10 дней после подписания сторонами акта приемки-передачи. Администрация привлечена к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
П-СКО68

(б) К административной ответственности по ст. 15.15.5. КоАП РФ привлечён первый заместитель главы городского округа А., нарушивший условия предоставления субсидий. В нарушение п. 3 ч. 2 ст. 78 БК РФ, п. 2 ч. 5 ст. 14 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», п. 6.3 Положения о расходовании средств бюджета муниципального образования на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства …, А. излишне предоставил индивидуальному предпринимателю субсидию на сумму … руб.
Р-СОЮ86

Источник: http://revisor-finansist.ru/narusheniye-usloviy-predostavleniya-subsidiy-yuridicheskim-litsam-ip-fizicheskim-litsam-v-tom-chisle-primeneniye-stati-15-15-5-koap-rf

В случае нецелевого использования бюджетной субсидии получатель оплатит проценты по ст. 395 ГК РФ

Административным органом и обществом заключен договор о предоставлении субсидии из средств краевого бюджета в для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитному договору в части целевого использования кредита на цели, установленные Порядком субсидирования из средств краевого бюджета процентной ставки по банковским кредитам, полученным юридическим лицом, в том числе жилищными и жилищно-строительными кооперативами, на строительство жилья, в том числе малоэтажного и (или) эконом-класса, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края (далее – Порядок предоставления субсидий).

Надзорным органом проведена проверка на предмет соблюдения бюджетного законодательства при расходовании денежных средств, выделенных в рамках реализации государственных программ Краснодарского края.

По результатам проверки надзорный орган пришел к выводу о нецелевом использовании средств краевого бюджета, выразившемся в завышении суммы субсидии, предоставленной обществу, в результате несоблюдения требований Порядка предоставления субсидий.

Административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества излишне выплаченной субсидии и процентов, взыскиваемых по правилам ст. 395 ГК РФ.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, требование о взыскании средств субсидии удовлетворено, в остальной части требований отказано. Суды исходили из того, что правоотношения по возврату субсидий вытекают из норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ). Возможность применения к таким отношениям норм гражданского законодательства не предусмотрена, в связи с чем у административного органа не возникло право требования процентов на основании ст. 395 ГК РФ.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты в части отказа во взыскании процентов по следующим основаниям.

Читайте так же:  Сколько пенсионер должен платить налог за машину

В п. 3 ст. 78 БК РФ предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий. В частности, эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.

БК РФ не предусматривает начисления процентов на сумму субсидии, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу п. 2 ст. 3061 БК РФ такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, к отношениям сторон по исполнению условий договора о предоставлении субсидии могут быть применены нормы ГК РФ.

Тот факт, что денежные средства были израсходованы обществом не по целевому назначению, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что полученные денежные средства являлись бюджетными.

В силу п. 1 ст. 1102, п. 2 ст. 1107 ГК РФ неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты в порядке, предусмотренном ст. 395 ГК РФ.

Учитывая, что договором, заключенным сторонами, предусмотрена ответственность общества за использование субсидии на цели, не соответствующие условиям ее получения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, следует признать, что требование административного органа о взыскании с общества излишне выплаченной субсидии и процентов по правилам ст. 395 ГК РФ является обоснованным.

п. 32 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

Источник: http://lawyer196.ru/posts/3547835

Несвоевременный возврат субсидий: последствия и ответственность

Одним из способов повышения эффективности использования бюджетных средств является контроль за своевременным возвратом в бюджет средств, неиспользуемых в установленном порядке их получателем и (или) находящихся у физических и юридических лиц при отсутствии законных на это оснований.

Александр Викторович КЛЕВЦОВ,
начальник отдела методологии контрольной деятельности Главного контрольного управления города Москвы, кандидат юридических наук

Статьей 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны в том числе определять:

порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, неи спользованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотр енных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.

Так, порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 5 апреля 2011 года № установлено, что порядок возврата субсидии (остатка субсидии) в бюджет столицы должен быть предусмотрен в договоре (соглашении) о предоставлении субсидии.

Незаконное пользование

ОПРЕДЕЛИМСЯ С ПОНЯТИЯМИ

Согласно Бюджетному кодексу субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Положениями статьи 78 БК РФ и указанного порядка установлено:

1. При выявлении нарушения условий предоставления субсидии получателем субсидии уполномоченный орган составляет акт, в котором указывает нарушения и сроки их устранения.

Доступ ограничен

Материал опубликован в сокращенном виде. Прочитать публикацию целиком вы можете, подписавшись на журнал «Финконтроль»

Источник: http://rufincontrol.ru/article/291316/

Нарушение ИП сроков сдачи отчетности об использовании субсидии не является основанием для ее возврата

Нарушение ИП сроков сдачи отчетности об использовании субсидии не является основанием для ее возврата

Субсидии являются одной из мер поддержки малого бизнеса. Они имеют безвозмездный характер и не возвращаются после использования, поэтому для начинающих бизнесменов представляют большой интерес.

Чтобы бюджетные средства были использованы по назначению и не растрачивались впустую, государство разрабатывает правила их получения и расходования. Пройдя строгий отбор и получив доступ к финансированию, предприниматель приобретает вместе с правами перечень обязанностей. Их неисполнение влечет для получателя субсидии наступление гражданско-правовой или публично-правовой ответственности.

На предпринимателя может быть наложен штраф или применены меры бюджетного принуждения, вплоть до возврата переданных ему средств.

Такие меры необходимы, чтобы побудить бизнесмена добросовестно исполнять условия получения субсидии и при необходимости иметь возможность вернуть государству неправомерно используемые средства.

В 15-ом ААС рассматривалось дело о применении к предпринимателю меры принуждения в виде взыскания с него субсидии, полученной на возмещение части затрат по договору лизинга (постановление по делу № А32-49367/2018 3 июня 2019 г.). Предпринимателю вменялось в нарушение несвоевременное представление отчетности в рамках заключенного договора о субсидировании. Суд встал на сторону ответчика.

Основания для обращения в суд

Реализацией программ государственной поддержки предпринимателей в Краснодарском крае занимается Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства (далее — Департамент).

С января 2014 г. по конец 2015 г. в Краснодарском крае реализовывалась государственная программа по поддержке индивидуальных предпринимателей.

В сентябре 2014 года ИП Гладких И.В. подала заявку на участие в данной программе в целях получения субсидии в соответствии с разработанным в Краснодарском крае порядком субсидирования из бюджета доли затрат на внесение первого взноса по договорам лизинга (далее — Правила субсидирования).

ИП прошла отбор и в конце декабря 2014 г. с ней был подписан договор о предоставлении субсидии на развитие ее бизнеса в размере 292 тыс. руб. Перевод был произведен согласно платежному поручению 24 декабря 2014 года.

Читайте так же:  Налог на доход в исламе

В договоре субсидирования содержалась обязанность предпринимателя предоставить в установленный срок документы о покупке автомобиля в лизинг. ИП Гладких И.В. приобрела грузовой самосвал 10 мая 2018 г., поставила его на учет 15 июня того же года. Документы о выкупе она передала в Департамент 30 июля 2018 г., то есть по истечении более 30 дней со дня оформления машины в собственность ИП.

Департамент усмотрел в данных действиях нарушение правил распоряжения субсидией, в связи с чем направил в адрес Гладких И.В. уведомление о необходимости возврата суммы в бюджет края. Предприниматель не вернула выделенные средства, что явилось поводом для их принудительного взыскания через арбитраж.

Суд первой инстанции отказал Департаменту в иске. Данное решение истец обжаловал в апелляцию, но и тут не нашел поддержки своим доводам.

Особенности предоставления субсидий из бюджета

Средства бюджета расходуются по принципу их адресного и целевого назначения, то есть они направляются определенным получателям под конкретные задачи.

Отличие субсидии от других форм государственной поддержки выражается в ее безвозмездном и безвозвратном характере. Ее основное назначение — возместить недополученные доходы или произведенные расходы в рамках своей предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 78 БК РФ).

Субсидирование может осуществляться из бюджета любого уровня по правилам, прописанным в федеральных и региональных нормативных правовых актах (п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ).

Бюджетное законодательство предъявляет к указанным правовым актам ряд требований (п. 3 ст. 78 БК РФ). Они должны определять:

  • признаки, по которым ведется отбор организаций, физических лиц и предпринимателей;
  • направления расходования субсидии и правила ее получения;
  • основания для возврата финансирования при неисполнении условий ее предоставления;
  • последовательность действий при возврате остатков субсидии в завершившемся финансовом году в случаях, прописанных в договоре о субсидировании;
  • нормы, касающиеся проведения проверки соблюдения целевого использования субсидии и остальных обязательных правил.

Принятые в Краснодарском крае Правила субсидирования обязывали ИП в течение 30 дней со дня оформления в собственность транспортного средства, купленного в лизинг, направить в Департамент следующие документы:

  • копию документа о сдаче-приемке автомобиля в прошитом и пронумерованном виде, заверенную подписью лизингополучателя;
  • заверенную лизингодателем копию соглашения о продаже автомобиля в лизинг;
  • копию документов с техническими характеристиками машины или оборудования;
  • заверенные копии ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства.

Такой же перечень документации был указан в договоре о предоставлении субсидии.

Предприниматель, получивший финансирование из краевого бюджета, был обязан в конце каждого финансового года отчитываться о своей деятельности за прошедший год с приложением выписки из налоговой, полученной за 30 дней до направления в госорган соответствующей информации.

Письменная информация обязательно должна быть подписана и скреплена печатью (при ее наличии). Направить ее можно почтой или непосредственно по месту нахождения Департамента.

Установленное нарушение сроков сдачи отчета не повлияло на право пользования субсидией

Суд удостоверился, что предприниматель нарушила установленные сроки сдачи отчетной документации об использовании субсидии на покупку самосвала почти на два месяца. Однако суд посчитал указанный проступок недостаточным для того, чтобы требовать возврата финансирования в краевой бюджет. Он указал, что ИП Гладких И.В. использовала денежные средства по целевому назначению, поэтому задержка в предоставлении документов о покупке не является достаточной причиной для их возврата.

По смыслу статьи 78 БК РФ, требовать возврата финансирования можно в случае его получения ненадлежащим лицом и при его нецелевом использовании. Истец не предоставил доказательств ни по одному из указанных причин. Следовательно, суд принял верное решение по данному делу.

Апелляция акцентировала внимание подателя жалобы на соблюдении принципа справедливости при принятии судебного акта по такого рода делам. Заключается он в том, что в результате решение спорной ситуации не должно приводить к ущемлению интересов другой стороны. Подобного мнения придерживался Верховный суд РФ в определении от 2 ноября 2016 г. (по делу №308-ЭС16-16453).

Суд не принял довод апеллянта о наличии гражданско-правовых отношений между сторонами

В своей жалобе истец настаивал на том, что ИП привлекается к ответственности в связи с заключением договора субсидирования, который регулируется нормами ГК РФ. По мнению истца, ИП не является субъектом, к которому применимы меры бюджетного принуждения.

В большинстве случаев предприниматели получают финансирование из бюджета на договорной основе. В действующих нормативных правовых актов природа таких договоров не обозначена, поэтому суды трактуют условия договоров субсидирования по-разному: либо с позиции гражданско-правовых отношений, либо в рамках публичных правоотношений.

Часть решений судов основывается на мнении, что передача субсидии оформляется в виде договора, что влечет за собой применение к нему гражданско-правовых норм с некоторыми особенностями, предусмотренными нормами бюджетного права. ГК РФ не устанавливает какие-либо особенности исполнения сделок, в основе которых лежит получение бюджетного финансирования, поэтому взаимоотношения сторон в связи с заключением договора субсидирования являются исключительно гражданско-правовыми.

В то же время среди судей существует иная позиция по данному вопросу. Согласно п. 3 ч. 2 ГК РФ, имущественные отношения, в основе которых лежит властное подчинение, не регулируются гражданским правом, а лежат в правовом поле бюджетного, налогового или административного законодательства.

Апелляционный суд придерживался второй позиции при принятии решения по делу. Довод был признан необоснованным и отклонен.

Таким образом, формирование отчетности об использовании субсидии и ее своевременная сдача имеют под собой единственную цель — проконтролировать целевое использование финансовых средств. Нарушение ответчиком сроков сдачи документов может повлечь применение штрафных санкций, но не меры бюджетного принуждения в виде возврата полученной суммы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://business-planner.ru/articles/yur-stati-articles/narushenie-ip-srokov-sdachi-otchetnosti-ob-ispolzovanii-subsidii-ne-yavlyaetsya-osnovaniem-dlya-ee-vozvrata.html

Ответственность за несвоевременный возврат субсидии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here