Пенсионная реформа вступила в силу россия

Сегодня предлагаем статью на тему: "Пенсионная реформа вступила в силу россия" с выводами профессионалов. Узнать актуальность информации на 2020 год можно обратившись к дежурному специалисту.

Пенсионная реформа 2019 года: суть и последние новости

В России с 2019 года вступили в силу обновления в пенсионной реформе, вызвавшие множество споров, обсуждений в СМИ и среди населения. Рассмотрим причины изменений в политике ПФ РФ, и как это повлияет на индексацию отчислений.

Что будет с пенсией в 2020 году

Пенсионная реформа подписана указом Президента РФ № 204 от 7 мая 18 года. Цель исполнения предписаний касается национальных и стратегических задач развития вплоть до 2024 года.

Поэтому перед российским Правительством был поставлен ряд указаний, отражающий суть в пенсионной реформе:

  • снижение уровня бедного населения в два раза и предупреждение повышения этого порога за счет лиц, находящихся на заслуженном отдыхе по старости;
  • увеличение роста выплат с опережением инфляционного уровня;
  • создание и внедрение федеральных и региональных программ по поддержке пенсионеров и увеличение качественного уровня жизни граждан страны.

На основании этого, начиная с 1 января 2019 года, Правительство РФ начало осуществлять меры по стабилизации системы путем повышения отчислений до 40% от оплаты труда. Естественно, что на это должна оказать влияние индексация практически в два раза, превышающая ежегодную инфляцию. Помимо этого, на планируемый объем будет оказывать влияние повышение выхода на заслуженный отдых в рамках пяти лет.

Дополнительно в планах у государственных деятелей разработать и внедрить систему персонального формирования капитала на старости лет. Система ИПК выступит в качестве альтернативы накопительной части и в перспективе должна повысить размер выплат по старости лет на 15%.

Скачать для просмотра и печати:

Причины новой реформы

Причины, приведшие к пенсионной реформе в России, касаются изменений социально-экономической области.

Повышение продолжительности жизни граждан

Среднестатистические сведения советского времени указывают на продолжительность жизни в 40 лет. Поэтому эти данные стали основанием для установления следующих сроков выхода на заслуженный отдых по старости:
  • для женского населения — в 55 лет;
  • для мужского населения — при достижении 60 лет.

В 2018 г. прогноз составил 72,9 года.

К сведению: дополнением в майском указе Президента стала необходимость повысить средний срок жизни населения до 78 лет к 2024 г., и до 80 лет к 2030 г.

По сведениям Росстата численность мужчин и женщин трудоспособного возраста сократится на четыре миллиона человек.

Нехватка средств в Федеральном бюджете

Правительством было подсчитано, что для осуществления всех запланированных национальных проектов, нужно изыскать 8 трлн руб. Эти дополнительные средства необходимы в течение 6 лет, т. е. до 2024 года. Примечательно, что эта сумма составляет 50% от годового федерального бюджета.

Отсутствие положительной динамики в системе накопительных пенсий

Начиная с 2014 года, на верховном уровне было принято решение о временной «заморозке» накопительной части. Таким образом, работающие люди не получают в накопительный фонд средств, а все отчисления скапливаются на страховой части в ПФ России.

Последствия

В соответствии с необходимостью, проанализированной государственными структурами, в 2019 году прошла пенсионная реформа:
  • повышение пенсионного возраста в качестве получения страховых выплат;
  • изменение индексации, а также каждый год будет прибавляться к отчислениям по 1000 рублей;
  • возможность получения социальной пенсии за счет увеличения стажа;
  • коррекция действующих правил по выходу на заслуженный отдых льготников по выслуге лет и для работающих людей в условиях Крайнего Севера.

Выход на пенсию в 2020 году

Согласно Федеральному закону № 400-ФЗ от 28 декабря 13 года (статья № 8), необходимо выполнить три обязательных условия для оформления страховых отчислений по старости:
  • достигнуть установленного новыми правилами пенсионного возраста;
  • иметь минимальный уровень стажа (11 лет в 2020 г.);
  • наличие на индивидуальном счете в ПФ России определенного числа баллов (18,6 в 2020 г.).

Скачать для просмотра и печати:

Увеличение периода по выходу на пенсию в РФ

В 2019 году вступили обновления, предъявляемые к стажу и количеству баллов, накопленных в ПФ РФ.

Таким образом, в 2020 г. граждане выходят на пенсию со следующими показателями:

Примечательно, что здесь указаны минимальные требования для получения трудовых выплат в связи со старостью. Данные нововведения обусловлены предложением В. В. Путиным о смягчении пенсионной реформы.

Категории лиц, идущих на пенсию

На основании графика, установленного Федеральным законом, на пенсию в 2020 г. выходят:
  1. На общих основаниях в первом и втором квартале никто не сможет пройти оформление страховой части по выслуге лет, пока гражданин не достигнет соответствующего возраста;
  2. Во втором полугодии оформлением могут заниматься мужчины, рожденные в первые 6 мес. 1959 г. и женщины 1964 г.

Помимо этого подать документы могут следующие категории:

  • при достижении старости до 2020 г., но временно откладывающие выход на заслуженный отдых;
  • наличие основания для досрочного получения отчислений по старости.

Принимая во внимание корректировки и новости о пенсионной реформе (Россия) в первом полугодии грядущего года появление новых пенсионеров почти сведено к нулю.

Льготная пенсия

Согласно принятому закону Правительством России, обновление реформы также затронет ряд участников льготных категорий. Начиная с января 2019 г. для следующих граждан были скорректированы общие правила по оформлению выплат:
  1. Люди, проживающие и трудоустроенные на Крайнем Севере, а также в других регионах, приравненных к таким же суровым условиям. Для женщин это касается при достижении 50/55 лет, для мужского населения — 55/60 лет. Следовательно, учитывая новые правила, северяне оформляют отчисления с 50,5 и 55,5 лет;
  2. Для учителей, служащих медицинской сферы и тружеников творческих профессий решено сохранить специальный стаж. Однако оформление документов будет отсрочено на восемь лет с момента получения нужного стажа работы.

К сведению: на основании переходных правил в следующем году ожидается, что учителя и медицинские служащие отложат оформление пенсии по страховому стажу на один год, т. е. в 2020 г. Однако эта информация сейчас находится на рассмотрении. Члены государственной Думы будут рассматривать этот законопроект во 2 и 3 чтении.

Когда возможен досрочный выход на пенсию при длительном стаже

В соответствии с пенсионной реформой и новостями о ней, предполагается обновить период оформления отчислений на заслуженный отдых для людей льготных категорий.

Необходимый стаж работающего человека, г. Планируемая отсрочка, г. Выход на пенсию по новому ФЗ , г.
2019 2019 плюс 1 2020
2020 2020 плюс 2 2022
2021 2021 плюс 3 2024
2022 2022 плюс 4 2026
2023 и далее 2023, 2024… плюс 5 2028 и т. д.

Становится очевидным, что информация от Кабмина о повышении пенсионного возраста затрагивает каждого человека, который не успел подать документы в ПФР . То есть согласно действующему ФЗ № 400 от 28 декабря 13 г. (статья № 8 пункт 1), люди, не достигшие 55 и 60 лет, будут оформлять отчисления по старости по новым правилам.

Читайте так же:  Если продаешь автомобиль нужно платить налог

Информация о выходе на пенсию с 2019 по годам

Переходный период, приуроченный к обновлению сроков выхода на заслуженный отдых, составит для населения России пять лет. При этом он затрагивает всех, кто собирался выйти на пенсию с 19 по 23 гг., т. е. мужское население 1959-63 гг. рождения и женское 1964-68 гг. рождения.

Дата оформления по старому закону, г. Новые правила Дата оформления по новому ФЗ
Мужчины Женщины
01-06 мес. 2019 60+1-0,5=60,5 55+1-0,5=55,5 3-4 квартал 2019

1-2 квартал 2020

07-12 мес. 2019 01-06 мес. 2020 60+2-0,5=61,5 55+2-0,5=56,5 3-4 квартал 2021

1-2 квартал 2022

07-12 мес. 2020 2021 60 плюс 3 55 плюс 3 2024 2022 60 плюс 4 55 плюс 4 2026 2023 и т. д. 60 плюс 5 55 плюс 5 2028 и т. д.

Кого не коснется повышение возраста в России

Повышение пенсионного возраста, а также другие изменения в Законодательстве РФ затрагивает большую часть населения. Однако существует ряд категорий, для которых прежние правила остались действительными, невзирая на нововведения в системе:

Пенсионная реформа — последние новости

Ознакомившись с пенсионной реформой и последними новостями, также следует отметить выдвинутое предложение Президентом от 29.08.2018. Смягчение периода для получения отчислений по старости следует увеличить для женщин не больше, чем на пять лет и ввести льготный период в первые 2 года действия нового закона.

Примечательно, что соответствующую поправку уже подготовили и внесли в Государственную думу для рассмотрения во 2 и 3 чтении. Корректировке также подвергнуеся и ряд других положений, о чем будет известно после заседания Госдумы.

Кроме того, в новом законопроекте разработаны основания для «досрочников». К примеру, у мужского населения трудовой стаж должен быть непрерывным не менее 40 лет, а у женского — 45. Таким образом, при соблюдении этого условия, лица смогут претендовать на получение отчислений на 24 месяца раньше установленного срока. Однако и здесь есть поправка — не раньше 55-летнего и 60-летнего возраста. Тем не менее, Президент указал на необходимость смягчения этих условий на 36 месяцев, что также будет рассмотрено во 2-м чтении законопроекта Государственной думой.


Источник: http://pensionniy-vozrast.ru/novaya-pensionnaya-reforma-v-2019-godu.html

Чем закончится пенсионная реформа 2019 года в России

С наступлением 2019 года в законную силу вступила пенсионная реформа. В последнее время все больше граждан интересуется вопросом, в каком же возрасте идти на пенсию. Также важным моментом является введение нового статуса — предпенсионера. Все нововведения правительства направлены исключительно на защиту прав граждан преклонного возраста. Несмотря на ранние обещания не проводить реформу, президент все же пошел на такой непопулярный шаг. По словам Путина , только такая мера позволит улучшить жизнь пенсионерам и повысить их доходы.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

В нынешнем 2019 году на пенсию мужчины и женщины смогут выйти на год позже. Проще говоря, мужчинам с текущего года пенсия положена с 61 года, а женщинам — с 56 лет. Именно с этого момента пенсионный возраст ежегодно будут поднимать на 1 год, пока мужчины не станут выходить на заслуженный отдых в 65 лет, а женщины в 60 лет. Однако гражданам, которые должны выйти на пенсию в 2019-2020 годах, правительство сделало поблажку. Оформить пенсию по старости они смогут на 6 месяцев раньше новых сроков.

Также по старым срокам в этом году могут выйти на пенсию мужчины, имеющие стаж не менее 42 лет, и женщины со стажем в 37 лет и более. Также стоит отметить льготную категорию граждан, которые могут оформить документы раньше всех. Это касается матерей, имеющих 3 и более детей. Но и им нужно иметь стаж не менее 15 лет. Кроме этого, под льготные сроки попадают:

  • врачи;
  • учителя;
  • сотрудники противопожарной охраны;
  • работники на Крайнем Севере и регионах, приближенных к нему.

Чем и когда закончится новый этап пенсионной реформы

Концепцию индивидуального пенсионного капитала, призванную модернизировать ранее замороженную часть накопительной пенсии, решили отложить. Причиной такого шага послужила принятая пенсионная реформа. В правительстве сообщили, что запуск накопительной системы перенесен на 2020 год. Согласно ранее разработанному законопроекту, с заработных плат граждан будут высчитывать дополнительный процент. Через 5 лет этот показатель должен достигнуть отметки в 6%.

По словам Министра финансов России Антона Силуанова , создание индивидуального пенсионного капитала невозможно провести в настоящее время. Связана эта проблема с тем, что граждане страны сейчас активно выступают против принятой пенсионной реформы. Но если сейчас начать с зарплат людей высчитывать дополнительные средства на их пенсии, то это и вовсе может стать поводом для массовых акций протеста. Такого страна и правительство не сможет выдержать.

Президент рассмотрит возможность отмены пенсионной реформы

Ранее в ходе “Прямой линии” президент Российской Федерации ответил на вопрос, реально ли отменить пенсионную реформу. С таким вопросом к главе государства обратился один из журналистов. Владимир Владимирович Путин сказал, что это очень даже возможно. Но правительству в сложившейся ныне ситуации все равно придется провести такую непопулярную меру, вопрос только во времени. Но в таком случае президент отметил, что никаких льгот людям не будет предоставлено.

Напомним, что в предвыборной программе Путин заявлял, что выступает против пенсионной реформы. Однако после выборов сменил мнение и сообщил, что это необходимая мера. Владимир Владимирович предоставил статистику, где видно, что численность работающего населения в стране с каждым годом снижается, а пенсионеров — растет. Связано это в первую очередь с миграцией трудоспособного населения в другие страны.

Источник: http://news.myseldon.com/ru/news/index/204671178

Пенсионная реформа 2019 окончательный вариант

Итоговый вариант изменений в пенсионное законодательство принят. Начались изменения с января 2019 г с перспективой на 10 лет. О необходимости и неизбежности ее проведения заявляли многие эксперты и аналитики, но для многих россиян, будущие изменения стали абсолютной неожиданностью. Граждане выходили на пикеты, митинги.

Начало новой реформы положено с принятым 3 октября 2018г федеральным законом No 350.

Общий обзор реформы, поправки:

  • Поэтапное повышение пенсионного возраста с 2019 по 2023 гг.
  • Досрочное получение выплат от государства для отдельных категорий граждан.
  • Замораживание индексации.
  • Соцподдержка безработных лиц и предпенсионеров.
  • Повышение возраста возникновения права на соцвыплату.
  • Сохранение прав на накопительную часть.

Основными причинами нововведений и необходимости поправок законодательной базы послужил дефицит денежных средств в ПФР (Пенсионном фонде). Эти деньги необходимы на достойное содержание — пенсии, сопоставимые с уровнем заработной платы. После распада Советского Союза произошел провал в экономике, что принесло негативные последствия.

Читайте так же:  Можно ли взыскать алименты с морального вреда

Общепринятый возрастной предел выхода на пенсию был установлен в первой половине 20 века, поэтому отвечал реалиям того периода. Раньше продолжительность жизни составляла более сорока лет, а на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо людей работоспособного возраста. Продолжительность жизни, число пенсионеров увеличилось. На одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных граждан, а за ближайшие периоды эта цифра сократится.

Пенсионная реформа снизит финансовую нагрузку на ПФР из-за роста объема поступлений в госказну, отчисляемых работающими гражданами. Поправки изменили бюджетный, налоговый, трудовой и уголовный кодекс РФ. Это касается ответственности за дискриминацию населения предпенсионного возраста. Для потенциальных пенсионеров сохранились налоговые льготы, введены дополнительно оплачиваемые нерабочие дни медицинского осмотра. Государство выделяет средства на допфинансирование от продажи конфискованного имущества или изъятого у коррупционеров.

Законопроект рассматривался депутатами с разногласиями, некоторые предлагали альтернативные методы изменения ситуации в пенсионной сфере.

  • Установление длительного периода с 2019-2034 гг. За это время можно осуществить плавный переход на новые изменения законодательства.
  • За введенный период адаптации нужно каждый год увеличивать планку пенсионного возраста (в 65 и 63 г у мужчины и женщин).
  • Льготы для граждан, отработавших длительное время.

В адрес Президента страны было направлено множество жалоб россиян. В августе 2018 г состоялось Прямое обращение Главы государства к гражданам России. Он объяснил причины долгих раздумий, молчаний стремлением во всем разобраться и прийти к правильному решению. Были проанализированы и учтены все письма, обращения, видеозаписи россиян. Реформирование пенсионной системы неизбежно и выгодно всем.

Во избежание дискриминации женского пола, увеличить их возрастную дату выхода на заслуженный отдых необходимо на такое же количество лет, как и для мужского населения страны. Время адаптации завершится к 2028 г.

Под особым контролем государства находятся вопросы материнства, а многодетные матери прилагают огромные усилия на воспитание молодого поколения, необходимы поддерживающие меры. Правительство предложило отпускать таких матерей на досрочную пенсию на три-пять лет раньше положенного.

Дополнительные меры поддержки жителей сел, деревень содержатся в новом законе. Люди, проживающие или отработавшие свыше 30 лет в сельской местности, получают надбавку 25 % к стандартным пенсионным выплатам (ПВ).

Для наглядного представления перехода, этапы и период достижения нового пенсионного возраста отражаются в таблице.

Возрастной порог в годах

Согласно планам аппарата Правительства, проводимые преобразования позволят добиться роста выплат, стоимости баллов. Спрогнозирован период индексации ПВ с 2019-2024 гг.

Стоимость 1 балла (в рублях)

По подсчетам, примерно за шесть лет размер выплат возрастет на 1000 р за месяц ежегодно. По планам авторов реформы, средний размер ПВ по стране достигнет 20000 р.

По причине специфического формирования выплат, поправки не распространяются на силовые и ведомственные структуры (МВД, Минобороны, ФСБ, Росгвардии, МЧС, прокуратура).

С целью борьбы с «черными», неофициальными выплатами заработной платы в конвертах несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора — пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл).

  • Принципы начисления выплат пенсии:
    Необходимое число баллов.
  • Достижение установленного возрастного предела.
  • Выработанный стаж.

При несоответствии одного из представленных параметров, выплата не начисляется до достижения всех пунктов. Полагается только социальная денежная помощь государства.

Поправки с 01.04.2019

I группы с детства, дети-инвалиды

I-II гр. с детства

Дети до 18 лет (или 23 лет, если являются студентами очной формы обучения)

потерявшие одного родителя

потерявшие двух родителей, если родители неизвестны

Народы Севера (женщины от 50 лет и мужчины от 55 лет)

Нетрудоспособные ж. от 60 л и м. от 65 лет

Из-под действия реформы выведены лица, находящиеся на особых условиях труда (вредные, опасные), участники-ликвидаторы аварии ЧАЭС, граждане по состоянию здоровья не способные зарабатывать. Также отдельную категорию занимают летно-испытательный состав авиации, жители Севера страны, медицинский персонал, педагоги. Длительность стажа для льготных групп останется прежней, но будет перенесен срок обращения.

Пенсионерам, отработавших в холодных условиях климата выплачивается повышенная фиксированная выплата (ФВ).

  • Стаж 15 лет в северных широтах, не менее 25/20 лет общего стажа. Прибавка составляет половину ФВ. К пенсии по старости добавляют 2667,09 р.
  • Работа не менее 20 лет на Севере, не менее 25/20 л общего стажа. Надбавка — 30 % ФВ. Доплачивают 1778,06 р.

Подсчитывая стаж, ежегодно трудовая деятельность в малочисленных районах Крайнего севера или аналогичных регионах приравнивается к девяти месяцам работы на Севере. По достижении возраста 80 лет или имеющих на попечении нетрудоспособных иждивенцев доплата определяется в повышенной ФВ.

Вид страховой пенсии

Инвалидность (по группам)

Для работников района Севера

Приравненные регионы к условиям Севера

Видео (кликните для воспроизведения).

Реформа несет положительный и отрицательный результат и последствия. Среди плюсов выделяют снижение нагрузки на бюджет в части ПФР, восполнение дефицита, предположительный рост ПВ выше инфляционного порога, введение поддержки со стороны государства лицам предпенсионного возраста.

  • Уменьшение реальных доходов населения.
  • Сокращение потребительского спроса.
  • Рост количества граждан, не вышедших на пенсию по старости по причине их смерти.
  • Увеличение расходов со стороны государства на программу переобучения.

Предпенсионерам гарантируют налоговые льготы — освобождение от имущественного, а также снижение суммы земельного налога. При потере работы пособие выплачивается длительный срок, возможно переобучение за счет государства, введение дополнительных дней для прохождения медосмотра. Введена не только административная, но и уголовная ответственность работодателя за дискриминацию лиц предпенсионного или пенсионного возраста.

Особая категория работающих граждан наделена правом досрочного выхода на пенсию, а также получения ПВ за выслугу лет. Это государственные служащие. Необходимыми условиями являются: нарабатывание стажа госслужбы и достижение возраста. После принятых изменений законодательства, требования к стажу будут ужесточаться. К 2026 г планируется увеличение срока службы с 15 до 20 лет. Требования к возрастному признаку — для женщин 63 и мужчин 65 лет.

Уровень ПВ зависит от отработанного стажа и варьируется в пределах 45-75 % от среднего за месяц дохода служащего. Минимальный уровень составляет 45 %, но планируется его увеличение ежегодно на три процента. Общий размер выплат не может быть более 75% от среднемесячного дохода. Военнослужащие, сотрудники силовых структуру, ведомств получают ПВ по выслуге лет (20 или более), при наработанном стаже военной службы 12,5 лет и общего трудового стажа — 25 л. Планируется военный стаж повысить до 25 лет.

Чтобы лучше понять, что такое пенсионные баллы и что означают изменения, связанные с перерасчетом от баллов, достаточно сравнить начисления до изменения условий назначения пенсий и после. В дореформенный период надо было иметь только стаж и зарплату. Расчет производился от количества страховых взносов, которые перечисляли работодатели. Последняя реформа проходит под девизом: «Чем больше баллов, тем выше пенсия».

Читайте так же:  Положена ли военному пенсионеру социальная пенсия дополнительно

Ежегодно рассчитываются баллы, официальный доход человека умножается на процент отчислений в ПФР. Серьезные проблемы возникают у потенциальных пенсионеров, работавших в 90-х г. Информации об организации не сохранилось, отчисления не осуществлялись. Этот период работы входит в стаж, если имеется запись в трудовой книжке, иначе, государство не учтет этот заработок. Таким гражданам положен минимальный размер денежных выплат от государства.

Подсчет пенсионных баллов (ПБ) зависит от официальных отчислений работодателем в ПФР, исходя из дохода работника на протяжении всей трудовой деятельности и средней зарплаты по стране. Не весь доход облагается одинаковыми процентами.

Пенсионный балл на 2019 г после индексирования стоит 87,24 р. Пересматриваться сумма будет ежегодно. С начала года повысился размер фиксированной выплаты.

Законодательством установлены категории пенсионеров, получающие повышенную фиксированную выплату. Это надбавки за «северный» стаж или проживание в северных регионах страны, за иждивенцев (несовершеннолетних детей), при достижении 80 лет.

С начала года к получателям повышенной фиксированной выплаты относятся пенсионеры со стажем работы в сельской местности 30 лет.

Источник: http://pfrf-kabinet.su/117-pensionnaja-reforma-2019-okonchatelnyj-variant.html

«Автор пенсионной реформы» подвел ее первые итоги

Экономист Владимир Назаров объяснил, почему пенсионный возраст повышали в такой спешке

05.01.2020 в 09:00, просмотров: 213730

Экономиста Владимира Назарова, директора научно-исследовательского финансового института Минфина, многие именуют «автором пенсионной реформы». Самому Назарову до пенсии далеко — ему 37 лет. В его послужном списке -институт Гайдара, членство в Комитете гражданских инициатив Кудрина, коллегии Минфина и экспертном совете при правительстве. Мы побеседовали с Назаровым о первых итогах пенсионной реформы и о том, почему она стартовала так неожиданно для россиян. Насколько слова г-на Назарова соответствуют реальной жизни, каждый может оценить сам.

— В некоторых СМИ вас называют «автором» и даже «злым гением» пенсионной реформы. А Википедия сообщает: «Принимал участие в качестве эксперта в работе рабочей группы по пенсионной реформе». Продолжаете ли вы сотрудничать с правительством в этом направлении?

— Самым активным мое взаимодействие с правительством по пенсионной тематике было до 2012 года, когда я сформулировал идею необходимости разных пенсионных систем для разных поколений. Эти идеи не секретны и каждый может с ними ознакомиться, например, в журнале «Вопросы экономики» за 2012 год.

Потом это были эпизодические встречи с экспертами на разных площадках. Сейчас в таком же режиме обсуждается развитие добровольных пенсионных накоплений.

Но автором пенсионной реформы я себя не считаю. Я, скорее, один из первых в российском экспертном сообществе, кто обратил внимание на необходимость модернизации самой философии классической распределительной пенсионной системы.

С переходом в постиндустриальное общество ослабевает связь между достижением пенсионного возраста и потребностью в социальной поддержке, которая может возникнуть гораздо раньше или гораздо позже общеустановленного пенсионного возраста. В ряде случаев эта потребность может выражаться не в регулярной выплате денег, а в услугах по уходу и присмотру, в обеспечении лекарствами, в помощи в трудной жизненной ситуации и так далее.

Долгое время именно пенсионная система была в центре общественной повестки, а важнейшие для нашей страны проблемы борьбы с бедностью, обеспечения граждан доступными лекарствами, помощи в уходе за пожилыми людьми оставались за рамками основной дискуссии.

Сейчас фокус внимания начинает понемногу смешаться в сторону решения конкретных проблем граждан в различных жизненных ситуациях. Я верю, что по этим вопросам рано или поздно будет достигнут значительный прогресс, что мы будем жить в обществе, где каждому вне зависимости от его возраста будет гарантирован минимальный доход и оказана необходимая помощь с лекарствами.

— Как вы оцениваете промежуточные итоги реформы?

— Основной итог на данный момент – это индексация пенсии для неработающих пенсионеров в начале 2019 года на 7,05%, то есть, почти вдвое выше прошлогодней инфляции.

Такая же ситуация повторится и в 2020 году: с 1 января пенсии вырастут на 6,6% при инфляции около 3%. Без повышения пенсионного возраста индексация пенсий едва-едва успевала бы за ростом цен. Таким образом, только за два года реформы рост пенсий обгонит инфляцию более, чем на 6%. Говорить о других итогах реформы, например, о стабилизации расходов Пенсионного фонда или влиянии на рынок труда, пока еще слишком рано.

— За счет повышения пенсионного возраста правительство предполагало урегулировать дефицит государственной пенсионной системы. Как с этим обстоят дела?

— Основной целью было сохранение размеров пенсий в условиях сокращения числа работников, за счет страховых взносов которых и выплачивались пенсии. Например, в 2019 году численность занятых, по данным официальной статистики, снизилась почти на миллион человек. Согласно демографическим прогнозам, такое снижение будет происходить еще как минимум 5-10 лет.

Речь о снижении дефицита бюджета Пенсионного фонда не шла, в текущих непростых демографических условиях практически ни одной развитой стране не удается добиться превышения доходов пенсионного фонда над расходами. Но и увеличивать дефицит пенсионной системы также невозможно – от этого могут пострадать расходы на другие направления социальной политики. Некоторые развитые государства пошли даже на снижение размера пенсий.

В России такой подход был и остается неприемлемым. В итоге повышение пенсионного возраста позволило одновременно увеличить индексацию самым уязвимым категориям пенсионеров – пожилым неработающим людям, и при этом не допустить неконтролируемого роста дефицита.

— Предполагалось, что число занятых на официальном рынке труда граждан будет расти. Какова ситуация сейчас?

— Повышение пенсионного возраста сможет в лучшем случае замедлить темпы снижения численности рабочей силы, но ожидать роста количества занятых не стоит. Именно поэтому реформа создает сейчас меньше рисков для населения старшего возраста, которое дольше остаётся на рынке труда, чем если бы эта мера осуществлялась десять-пятнадцать лет назад, когда численность занятых росла.

— Вопросы вызывает реализация пенсионной реформы. В развитых странах о таких вещах принято предупреждать заранее, например, в Германии уже сейчас известно, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году. Почему у нас это судьбоносное решение было принято в такой спешке? Люди не получили возможности адаптироваться к новой ситуации. Не лучше бы было пойти по пути референдума, как, например, в Швейцарии?

— В развитых странах сама идея повышения пенсионного возраста также не подвергается сомнению: пенсионный возраст за последние двадцать лет повышали как в Европе, так и практически во всех странах СНГ. Однако и там это не вызывает восторга населения, достаточно вспомнить недавние протесты во Франции. Причем острота общественной реакции далеко не всегда зависит от продолжительности подготовительного периода.

Читайте так же:  Сохраняется ли пенсия работающим инвалидам

Действительно, в России реформа была проведена значительно быстрее, но это цена того, что решение откладывалось столь долгое время. Времени на раскачку уже не было, ведь повышение пенсионных возрастов — процесс длительный, основные результаты появляются через 5-10 лет после начала реформы.

Что касается референдума, то он в России неприменим, поскольку повышение пенсионного возраста безальтернативно, это единственный способ надежно, в долгую сохранить размеры пенсии в условиях старения населения. А пойти на их сокращение невозможно – пенсии и так относительно невысоки, а у государства есть определенные обязательства: выплаты должны индексироваться не ниже, чем инфляция, размеры пенсий не могут быть ниже прожиточного минимума пенсионера.

Замечу также, что референдум требует четкой постановки вопроса. Если спросить «Хотите ли вы повышения пенсионного возраста?», основная масса граждан во всех странах ответит «нет».

Если же спрашивать «Что вы предпочитаете: повысить пенсионный возраст, повысить налоги, снизить пенсии или урезать другие расходы?», — набор возможных комбинаций окажется столь велик, что вынести его на референдум не представляется возможным.

Поэтому в большинстве стран мира референдум по такому вопросу не проводят. Просто в какой-то момент политики берут на себя ответственность за своё решение и стараются по возможности снизить свои электоральные потери, убеждая людей в том, что альтернативы были хуже. А в большинстве случаев они действительно хуже.

— Сейчас, по прошествии года, можно ли говорить, что какие-то последствия пенсионной реформы были не просчитаны? Или технически все было сделано правильно?

— Сейчас мы не видим каких-то серьезных просчетов в самой пенсионной реформе, но есть ряд проблем в сфере соцзащиты населения.

Это, во-первых, введение уголовной ответственности за увольнение граждан предпенсионного возраста. Очевидно, что такая мера приведет к увеличению дискриминации по возрасту при найме сотрудников: работодатель лишний раз подумает, стоит ли ему нанимать такого работника, увольнение которого может повлечь для него уголовную ответственность.

Во-вторых, новые меры по сохранению населения старшего возраста на рынке труда (например, по переобучению) направлены почему-то только на лиц в предпенсионном возрасте, то есть за пять лет до выхода на пенсию. Но ведь абсолютно ясно, что повышение пенсионного возраста может увеличить риски на рынке труда и у более молодых групп населения – в возрасте 45-50 лет. Как мне кажется, новые программы должны включать большее широкий круг возрастов.

В-третьих, и это главное — по-прежнему остается актуальной проблема отсутствия в России двух важнейших программ, позволяющих значительно снизить социальные риски для наших семей: гарантированный минимальный доход и лекарственное страхование в амбулаторно-поликлиническом звене.

По обоим направлениям в последнее время были сделаны важные шаги: введена выплата на первого и второго ребенка для семей, у которых среднедушевой доход не превышает 2 прожиточных минимума, а с 2020 года стартует пилотный проект по обеспечению лекарствами граждан, имеющих сердечно-сосудистые заболевания. Но, несмотря на эти шаги, мы еще далеки от создания универсальных общенациональных программ по поддержке доходов семей и обеспечению нуждающихся лекарствами.

— Одна из главных проблем российского рынка труда – большой теневой сектор, из-за которого бюджет и внебюджетные фонды (включая ПФР) недополучают значительные деньги. Создает ли правительство условия для нормального роста «белого» сектора?

— Я бы не стал относить большой теневой сектор к числу главных проблем российского рынка труда. Существует довольно четкая связь между уровнем экономического развития и неформальной занятости. И, если сравнивать Россию с близкими по ВВП на душу населения странами СНГ, Восточной и Южной Европы, то выяснится, что уровень неформальной занятости у нас близок или даже ниже, чем в этих странах.

Тем не менее, потенциал для снижения доли теневого сектора существует. Важный фактор, определяющий его размеры на рынке труда — административные барьеры в «белом» секторе экономики: чем больше налоги на труд и жестче трудовое законодательство, тем больше будет неформальная занятость.

Совокупные издержки по налогам на труд достаточно велики (вместе с НДФЛ – это около 40% от фонда оплаты труда), а трудовое законодательство зарегулировано. Поэтому некоторые работодатели предпочитают не заключать с работниками официальный трудовой договор, а нанимать на основании устных договоренностей или платить большую часть зарплаты в конверте.

Если ставить задачу снизить уровень неформальной занятости помимо ужесточения налогового администрирования, неплохо было бы снизить налоги на труд и создать государственную программу гарантированного дохода, чтобы предпринимателям было проще расторгнуть трудовые отношения с работникам, но те при этом оставались под защитой государственной помощи. Только совокупность этих мер позволит вывести заработные платы из тени, не убьет бизнес и сохранит занятность и доходы граждан.

— Сейчас почти 30% граждан (около 14 млн человек) выходят на пенсию раньше срока, в 40 с небольшим лет. Речь идет о военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих. Ничего подобного нет в других странах мира.

Многие из этой категории лиц, как правило, не имеющих хронических проблем со здоровьем и сохраняющих возможность работать, получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета. Справедливо ли это? Ведь досрочные пенсии дают немалую нагрузку на ПФР, кроме того, за них платят все граждане.

— Действительно, около трети граждан выходят на пенсию досрочно, вот только большую часть из них составляют вовсе не военные и полиция, а работающие во вредных и опасных условиях (например, шахтеры, работники химической промышленности), работающие на Крайнем Севере, учителя, врачи, инвалиды, многодетные матери – суммарно их как раз около трети от всех пенсионеров по старости. А вот пенсии по выслуге лет в России получают не более 5% всех пенсионеров.

По учителям, врачам и жителям крайнего Севера уже приняты решения о повышении возраста выхода на пенсию, но при этом режим их выхода на пенсию останется льготным по сравнению с большинством граждан. Что касается гражданских госслужащих, то они в России всегда выходили в общеустановленном пенсионном возрасте, никаких льготных возрастов у них нет. Напротив, пенсионный возраст для них начали поднимать еще в 2017 году, причем новый пенсионный возраст для женщин данной категории составляет 63 года, для мужчин – 65 лет.

Заголовок в газете: «Злой гений» реформы
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28166 от 10 января 2020 Тэги: Пенсии, Налоги, Экономика, Финансы, Бизнес Персоны: Алексей Кудрин Организации: Пенсионный фонд Места: Россия

Источник: http://www.mk.ru/economics/2020/01/05/avtor-pensionnoy-reformy-podvel-ee-pervye-itogi.html

Пенсионная реформа и пенсионное законодательство в России. Справка

15 и 17 декабря 2001 года были приняты федеральные законы, направленные на реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Читайте так же:  Имеет ли ребенок право на алименты

С вступлением этих законов в силу с 1 января 2002 года началась пенсионная реформа в России.

Цель пенсионной реформы – дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты.

Таким образом, от распределительного принципа выплаты пенсий Россия перешла к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования. К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.

Для граждан 1967 года рождения и моложе пенсия теперь состоит из трех частей – базовой, страховой и накопительной.

В новой пенсионной модели была предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы определяется размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

Федеральным законом от 24 июля 2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» были установлены правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определены особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установлены основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

30 апреля 2008 года президент РФ подписал Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Согласно закону, начиная с 1 октября 2008 года, гражданин лично может подать заявление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по форме «ДСВ-1» работодателю или в Пенсионный фонд России (ПФР).

Государство берет на себя обязательства паритетного софинансирования добровольных отчислений граждан по схеме «один к одному». При этом минимальный взнос от гражданина не должен быть менее двух тысяч рублей в год. Максимальный «соплатеж» государства не превысит 12 тысяч рублей в год. Таким образом, годовая сумма на счету большинства россиян, начавших копить, может составить максимально 24 тысячи рублей в год.

Вступить в добровольную систему можно с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года. Если граждане подали заявления в этот период, то на протяжении 10 лет государство обеспечивает софинансирование их накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.

1 октября 2008 года премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании правительства объявил, по какому пути в России пойдет пенсионная реформа ‑ единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами, взнос на обязательное пенсионное страхование будет взиматься по единой ставке 26% до уровня годовой зарплаты 415 тысяч рублей. Эту сумму планируется индексировать по мере роста средней заработной платы в стране».

30 марта 2009 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации». Согласно Постановлению, Пенсионный фонд, помимо уже установленных инвестиционных инструментов, может использовать банковские депозиты в кредитных организациях для размещения временно свободных пенсионных накоплений. Это позволит повысить эффективность управления этими деньгами.

Базовая часть трудовой пенсии по старости, также как и страховая часть пенсии индексируются ежегодно по Постановлениям Правительства РФ.

В начале пенсионной реформы (на 1 января 2002 года) размер базовой части трудовой пенсии составлял 450 рублей. В результате осуществленной с 1 февраля 2002 года индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 6,5 %, минимальный размер пенсии составил 700 рублей, средняя пенсия ‑ 1 тысяча 380 рублей.

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля.

Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года будет проведена еще одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 миллиона россиян.

14 апреля 2009 года, выступая на экономическом совещании по развитию пенсионной системы Российской Федерации, президент России Дмитрий Медведев заявил, что уже с 1 января 2010 года трудовые пенсии старшему поколению будут повышены с учетом «советского» стажа работы. Денежная оценка пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, будет проиндексирована на 10% плюс один процент за каждый год общего трудового стажа до 1 января 1991 года».

В результате средний размер прибавки к пенсии составит для тех, кто старше 70 лет, ‑ 1650-1700 рублей, для тех, кто в возрасте 65-60 лет, ‑ около 1300, для «молодых» пенсионеров – около 950 рублей.

Дмитрий Медведев также поставил задачу создать к 2020 году условия, чтобы россиянин, выйдя на пенсию, получал в качестве пенсии до 40% от своего прежнего заработка.

Говоря о ближайших изменениях в пенсионной системе, президент заявил, что с 1 января 2010 года вместо единого социального налога будут введены страховые взносы и заработает страховая модель пенсионной системы, при этом рост страховых взносов начнется с января 2011 года. Чтобы избежать в условиях кризиса увеличения финансовой нагрузки на бизнес, было принято решение не увеличивать в 2010 году тарифы страховых взносов. Они останутся на уровне действующей в последние годы ставки единого социального налога, которая равна 26 %. Их рост в целях балансировки пенсионной системы начнется с января 2011 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://ria.ru/20090427/169328924.html

Пенсионная реформа вступила в силу россия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here