Перерасчет налога за прошлые годы

Сегодня предлагаем статью на тему: "Перерасчет налога за прошлые годы" с выводами профессионалов. Узнать актуальность информации на 2020 год можно обратившись к дежурному специалисту.

Налог на имущество физических лиц: перерасчет за прошлые годы

Вынуждены вас огорчить. Действия налоговиков в рассматриваемой ситуации правомерны, и у вас нет шансов выиграть спор в суде. Поясним подробнее.

Вопросы исчисления и уплаты налога на имущество физичес­ких лиц регулируются Законом РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 2003-1). Собственники квартир и гаражей относятся к лицам, которые являются плательщиками данного налога (п. 1 ст. 1, п. 2 и 5 ст. 2 Закона № 2003-1). Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стои

­мости объектов налогообложения (п. 1 ст. 3 Закона № 2003-1). При этом под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по налогу на имущество физических лиц (п. 3 инструкции МНС России от 02.11.99 № 54 «По применению Закона Российской Федерации „О налогах на имущество физических лиц“», далее — Инструкция № 54).

Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (п. 1 ст. 5 Закона № 2003-1) исходя из данных об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 1 января каждого года (п. 2 ст. 5 Закона № 2003-1 в редакции, действовавшей до 2014 г.). Сведения, необходимые для исчисления налога, они получают от Россреестра и БТИ на основании ст. 85 НК РФ (письмо Минфина России от 12.10.2011 № 03-05-06-01/71). Следовательно, если данные об инвентаризационной стоимости новой квартиры и гаража налоговикам предоставлены не были, они не имели возможности исчислить налог по этим объектам, несмотря на то что у них была информация о том, что вы являетесь собственником этих объектов. При этом неисчисление налога инспекцией не освобождает лиц, имеющих в собственности имущество, признаваемое объектами налого­обложения, от обязаннос­ти по уплате налога в отношении этих объектов (решение Верховного суда РФ от 22.06.2012 № ­АКПИ12-782).

Согласно п. 10 ст. 5 Закона № ­2003-1 лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих году направления налогового уведомления. Перерасчет суммы налога тоже допускается не более чем за три года (п. 11 ст. 5 Закона № 2003-1). Аналогичное положение содержится и в п. 24 Инструкции № 54. Верховный суд РФ в своем решении от 22.06.2012 № АКПИ12-782 указал, что содержащееся в п. 24 Инструкции № 54 правило о пересмот­ре неправильно произведенного обложения за три предшествующих года полностью соответствует положениям Закона № 2003-1. Таким образом, получив данные об инвентаризационной стоимости новой квартиры и гаража, налоговики в 2011 г. правомерно начислили налог по этим объектам за 2008, 2009 и 2010 г. В связи с получением данных о новых объектах, суммарная инвентаризационная стоимость принадлежащей вам недвижимос­ти увеличилась. Поэтому у налоговиков были все основания для того, чтобы пересчитать налоговую базу за 2008 и 2009 г. по трем «старым» квартирам.

Суды согласны с тем, что при неверном расчете налога налоговые органы вправе пересчитать его за три предшествующих года, и налогоплательщик должен произвес­ти доплату, несмотря на то что он уплачивал за эти годы налог в полном объеме на основании налоговых уведомлений (апелляционное Определение Московского областного суда от 12.03.2013 № ­33-5767/2013). При этом тот факт, что начисленная сумма налога оказалась значительной и ее единовременная уплата приведет к существенному ухудшению материального положения налогоплательщика, не может служить основанием для его неуплаты (апелляционное Определение Самарского областного суда от 27.11.2012 № 33-10848).

Если единовременная уплата налога представляется затруднительной, вы можете обратиться в налоговый орган за предоставлением рассрочки или отсрочки по уплате налога (подп. 4 п. 2 ст. 64 НК РФ). Такая отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена физичес­кому лицу на сумму, не превышающую стои­мость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание (п. 2.1 ст. 64 НК РФ). При этом на сумму задолженности будут начисляться проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки (п. 4 ст. 64 НК РФ).

Для предоставления отсрочки (рассрочки) в налоговый орган нужно представить заявление (рекомендуемый образец приведен в приложении 1 к Порядку изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденного приказом ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/[email protected]) и документы, перечисленные в п. 5 ст. 64 НК РФ. Кроме того, надо приложить сведения об имеющемся у вас движимом и недвижимом имуществе (п. 5.1 ст. 64 НК РФ).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении принимается налоговым органом в течение 30 дней со дня получения заявления.

Источник: http://www.eg-online.ru/consultation/235322/

Налог на имущество физлиц пересчитают, даже если за льготой обратились несвоевременно

Специалисты ФНС России разъяснили, в каком порядке будет осуществляться перерасчет налога на имущество физлиц в случае, когда налогоплательщик, имеющий право на льготу, обратился за ней несвоевременно (письма ФНС России от 18 февраля 2016 г. № БС-19-11/18 “О налоге на имущество физических лиц” и от 18 февраля 2016 г. № БС-17-11/18 “О рассмотрении обращения”). Речь идет о такой льготной категории плательщиков налога как пенсионеры.

Как сообщили налоговики, перерасчет налога за прошлые налоговые периоды, в случае, когда пенсионер предоставил копию пенсионного удостоверения с опозданием, возможен. Но пересчитают налог не более чем за три года, предшествующих обращению, но не ранее даты возникновения у налогоплательщика права на налоговую льготу (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Это возможно как за налоговые периоды до 1 января 2015 года, когда порядок налогообложения регулировался Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 ”О налогах на имущество физических лиц”. Так и за периоды, начиная с 1 января 2015 года. Напомним, с этой даты действует гл. 32 НК РФ.

Выявленная переплата подлежит зачету (в счет будущих платежей, пеней или штрафов) или возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 78 НК РФ). Вернут переплату по письменному заявлению в налоговый орган в течение одного месяца (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Также ФНС России напомнила, что льгота, в том числе пенсионеру, в виде полного освобождения от уплаты налога предоставляется с 1 января 2015 года в отношении одного объекта недвижимости каждого вида. Льгота может быть предоставлена по следующим видам объектов:

  • квартира или комната;
  • жилой дом;
  • помещение или сооружение, используемое для профессиональной творческой деятельности (в том числе мастерские, ателье, студии);
  • хозяйственное строение или сооружение площадью менее 50 кв. м, расположенное на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • гараж или машино-место.
Читайте так же:  Вычеты по налогам строка в декларации

Таким образом, гражданин, имеющий право на применение льготы, с 2015 года имеет право на освобождение от уплаты налога в полном объеме только, например, в отношении одного жилого дома, по своему выбору, вне зависимости от количества жилых домов, принадлежащих ему на праве собственности.

О выбранном объекте нужно уведомить налоговый орган до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Такое уведомление составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС России от 13 июля 2015 г. № ММВ-7-11/[email protected]

Если такое уведомление не будет подано, то налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога, сообщают специалисты ФНС России.

Источник: http://www.garant.ru/news/699240/

Физлица не будут доплачивать имущественные налоги в случае их перерасчета в сторону увеличения

IuriiSokolov/ Depositphotos.com

С 1 января 2019 года изменится порядок перерасчета местных налогов на недвижимость физлиц. А именно, речь идет о налоге на имущество физлиц и земельном налоге. Налоговая инспекция сможет производить перерасчет налогов не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления. Такие изменения предусмотрены принятым Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Но при этом перерасчет не допускается, если результат приведет к увеличению ранее уплаченных сумм вышеуказанных налогов физлиц. Соответствующая информация опубликована на сайте ФНС России.

Налоговики привели пример, когда гражданин РФ, владеющий земельным участком, в 2018 году полностью оплатил земельный налог согласно налоговому уведомлению. В 2019 году налог нельзя будет пересчитать при обнаружении в значении кадастровой стоимости ошибки, если такой пересчет ухудшит положение налогоплательщика, то есть приведет к доплате налога. Отметим, что если налогоплательщик переплачивал имущественные налоги в течение какого-либо периода, то он сможет вернуть или зачесть сумму переплаты, которая образовалась за три предыдущих года. В настоящее время налог можно уменьшить начиная с года, в котором физлицо подало заявление об оспаривании (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 Налогового кодекса).

Возникает ли у физлица обязанность по уплате земельного налога до получения уведомления от налоговой инспекции? Узнайте из материала «Порядок и сроки уплаты земельного налога физическими лицами» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Как пояснили налоговики, такая мера направлена на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физлиц своевременно уплачивать имущественные налоги.

Напомним, что оплатить налоги за налоговый период 2017 года на основании полученного уведомления необходимо не позднее 3 декабря.

Источник: http://www.garant.ru/news/1217111/

Перерасчет налога на имущество: последствия для налога на прибыль

Начисленный налог на имущество в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ включается в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Поэтому его ошибочное исчисление в большем размере влечет за собой завышение прочих расходов и, как следствие, уменьшение налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет.

Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). И если ошибка привела к недоплате налога в бюджет, налогоплательщик обязан представить уточненную декларацию за период, в котором допущена ошибка (п. 1 ст. 81 НК РФ). Производить перерасчет налоговой базы и суммы налога в текущем периоде и не подавать уточненную декларацию компания вправе, только если ошибка не привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

Но можно ли считать ошибкой по налогу на прибыль включение в прочие расходы излишне начисленной суммы налога на имущество?

Правовая позиция на этот счет содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10077/11. В этом деле компания допустила в прошлые годы ошибку при исчислении земельного налога, который, так же как и налог на имущество, учитывается в прочих расходах на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. В результате ее исправления сумма исчисленного за прошлые годы земельного налога уменьшилась. После подачи уточненных деклараций и признания налоговиками факта излишней уплаты земельного налога компания учла эту сумму во внереализационных доходах. Но налоговики посчитали, что компания должна была скорректировать налоговую базу по налогу на прибыль за прошлые периоды.

Президиум ВАС РФ указал, что исчисление как земельного, так и иных налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль. Исполнив обязанность по исчислению и уплате земельного налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, компания фактически понесла затраты, отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, и в силу подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ правомерно отнесла их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Высшие арбитры разъяснили, что учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы земельного налога, соответствующий положениям перечисленных норм Кодекса, не может квалифицироваться как ошибочный. Корректировка налоговой базы по земельному налогу должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы земельного налога в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим.

Учитывая эти разъяснения Президиума ВАС РФ, специалисты финансового ведомства приходят к следующему выводу. В случае представления в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (налоговых деклараций) по налогу на имущество в связи с выявлением излишне уплаченной суммы указанного налога соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 03.04.2019 № 03-03-06/1/23109, от 27.12.2018 № 03-03-06/1/95703, от 23.08.2017 № 03-03-06/2/53941, от 16.10.2015 № 03-03-06/59344, от 15.10.2015 № 03-03-06/4/59102.

Источник: http://www.eg-online.ru/consultation/401200/

Перерасчет налога за прошлые годы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 1 декабря 2016 г. № БС-4-21/[email protected] “О перерасчетах налогов на имущество физических лиц”

В связи с поступающими в ФНС России обращениями по вопросам взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками — физическими лицами в случае перерасчета им транспортного налога, налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога (далее — налоги) предлагаем учитывать следующее.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Читайте так же:  Какие пени за несвоевременную уплату налогов

Независимо от вида налога направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363, пункт 4 статьи 397, пункт 3 статьи 409 Кодекса).

Исходя из пункта 5 приказа ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы налогового уведомления» при перерасчете суммы налога, указанной в ранее направленном налоговом уведомлении, формируется раздел «Перерасчет налога» по налогу, по которому произошли изменения. При этом перерасчет налога осуществляется в отношении объекта (объектов) налогообложения в целом по каждому: муниципальному образованию — по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц; субъекту Российской Федерации — по транспортному налогу.

Применение вышеперечисленных положений может осуществляться в случае перерасчета налогов обусловленного, в частности:

1) обращением налогоплательщика о неактуальных сведениях, указанных в налоговом уведомлении, требующем взаимодействия налогового органа с органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими предоставление сведений в соответствии со статьей 85 Кодекса, далее — регистрирующие органы (в т.ч. по основаниям, предусмотренным пунктом 101 Административного регламента, утверждённого приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н);

2) предоставлением налогоплательщиком документов, подтверждающих право на налоговую льготу, налоговый вычет, освобождение от уплаты налога, за налоговый период, указанный в налоговом уведомлении;

3) изданием нормативных правовых актов, изменяющих элементы налогообложения (размеры налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов и т.п.), распространяющихся с обратной датой на налоговый период, за который было направлено налоговое уведомление;

4) определением кадастровой стоимости объектов недвижимости (налоговой базы) по результатам исправления ошибок либо вследствие оспаривания её значения после направления налоговых уведомлений за налоговый период, на который распространяется действие вновь определенной кадастровой стоимости;

5) получением налоговыми органами ранее не предоставленных регистрирующими органами сведений о прекращении (возникновении, регистрации) прав на объект налогообложения, об изменении адреса места жительства физического лица и иных сведений, влияющих на формирование налогового уведомления;

6) иными ошибками (некорректная настройка справочников НСИ, ошибки в идентификации сведений и т.п.).

По общему правилу, в вышеперечисленных случаях налоговому органу требуется проведение проверки на предмет подтверждения наличия / отсутствия установленных законодательством оснований для перерасчета налогов (направление запроса в регистрирующие органы, проверка информации о наличии налоговой льготы, определение даты начала применения актуальной налоговой базы и т.п.), обработка полученных сведений и внесение необходимых изменений в информационные ресурсы (базы данных, карточки расчетов с бюджетом и т.п.).

При этом следует понимать, что Кодексом не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления, за исключением общей нормы о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Кроме того, положениями приказов ФНС России от 25.12.2014 № ММВ-7-11/[email protected] и от 26.05.2016 № ММВ-7-12/[email protected] «Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных» не исключено направление налоговых уведомлений с перерасчетом налогов как в рамках ежегодного графика массовой печати и отправки налоговых документов, так и в режиме единичного формирования налогового уведомления.

С учетом изложенного налоговый орган в срок, установленный законодательством для рассмотрения соответствующего обращения налогоплательщика, принимает исчерпывающие меры, направленные на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении либо на сторнирование налоговых обязательств (при наличии оснований), с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов.

В случае, если до истечения предельного срока рассмотрения обращения, информация, позволяющая определить наличие / отсутствие оснований для перерасчета налогов налоговым органом не получена, налогоплательщик в итоговом ответе на обращение информируется о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений, с сообщением о том, что новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии оснований, предусмотренных Кодексом. Дальнейшее выполнение соответствующих действий мониториться структурным подразделением налоговой инспекции, ответственным за формирование налоговых обязательств по налогам.

В каждом случае при возникновении (документированном подтверждении) оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов), работник налогового органа, ответственный за расчет и формирование нового налогового уведомления, не позднее 30 дней*:

— проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней (с информированием налогоплательщика в установленном порядке);

— определяет новый срок уплаты налога в налоговом уведомлении, при этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении;

— информирует налогоплательщика о том, что актуальная информация о налоговых обязательствах и налоговые уведомления размещаются в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России;

— после завершения процесса формирования налогового уведомления информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении уполномоченного представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию (за исключением пользователей Личного кабинета налогоплательщика), а в случае неполучения налогового уведомления при личном обращении — принимает меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации поручается довести настоящие разъяснения до сотрудников, осуществляющих администрирование налогов, а также обеспечить наличие на информационных стендах по месту приёма налогоплательщиков прилагаемого типового листа информирования.

Приложение: типовой лист информирования (на 1 л. в 1 экз. в каждый адрес).

Заместитель
руководителя ФНС России
С.Л. Бондарчук
Заместитель
руководителя ФНС России
А.Л. Оверчук

* В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.

Приложение
к письму Федеральной налоговой службы
от 1 декабря 2016 г. № БС-4-21/[email protected]
(1)(рекомендуемое)

Типовой лист информирования

налогоплательщиков-физических лиц по вопросу

перерасчета налогов на имущество(1)

Уважаемые налогоплательщики — физические лица!

Если в вашем налоговом уведомлении:

— содержатся неточные (неактуальные) сведения;

— не учтены налоговые льготы и (или) налоговые вычеты —

Вы можете направить соответствующее обращение в налоговую инспекцию

с использованием сервисов «Личный кабинет налогоплательщика» или

«Обратиться в ФНС России», размещенных на официальном интернет-сайте

ФНС России (www.nalog.ru).

При наличии оснований для перерасчета налога (налогов) и

формирования нового налогового уведомления налоговая инспекция не

позднее 30 дней*(2):

1) обнулит ранее начисленную сумму налога и пеней;

2) сформирует новое налоговое уведомление с указанием нового срока

уплаты налога и разместит его в Личном кабинете налогоплательщика;

3) в случае если вы не являетесь пользователем Личного кабинета

налогоплательщика, направит вам новое налоговое уведомление в

4) направит вам ответ на обращение (разместит его в Личном кабинете

Видео (кликните для воспроизведения).

налогоплательщика), в т.ч. в случае отсутствия основания для перерасчета

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой

(указать наименование инспекции)

номер телефона: _____________________________________ либо по бесплатному

телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8 800-222-22-22.

(1) Для размещения на информационных стендах инспекций ФНС России по

месту приёма налогоплательщиков-физических лиц.

(2) В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не

более чем на 30 дней при неполучении по запросу налогового органа

необходимых документов и материалов.

Обзор документа

Разработан типовой лист информирования физлиц по вопросу перерасчета имущественных налогов. В нем указано следующее.

Если в налоговом уведомлении содержатся неточные (неактуальные) сведения либо не учтены налоговые льготы и (или) налоговые вычеты, то гражданин может направить в инспекцию соответствующее обращение. Для этого используются сервисы «Личный кабинет налогоплательщика» или «Обратиться в ФНС России», размещенные на официальном сайте Службы.

Читайте так же:  Банковская гарантия бухгалтерский и налоговый учет

Если имеются основания для перерасчета налога и формирования нового налогового уведомления, то инспекция не позднее 30 дней совершает следующие действия. Она должна обнулить ранее начисленную сумму налога и пеней, сформировать новое налоговое уведомление с указанием нового срока уплаты налога и разместить его в Личном кабинете налогоплательщика. Если гражданин не является пользователем данного сервиса, уведомление направляется в установленном порядке. Ответ на обращение поступит в т. ч. в случае отсутствия основания для перерасчета налога. 30-дневный срок может быть продлен не более чем на аналогичный период при неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов.

Дополнительную информацию можно получить по телефону налоговой инспекции либо по бесплатному телефону Единого контакт-центра ФНС России: 8 800-222-22-22.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71453784/

Налог на имущество физических лиц, доначисление за предыдущий период

Физическое лицо — плательщик налога на имущество физических лиц (налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта) уплатило налог за 2017 г. в размере, исчисленном налоговым органом и отраженном в налоговом уведомлении и квитанции. Обязан ли будет налогоплательщик уплачивать недоимку, в случае если налоговый орган сделает перерасчет и доначислит налог на имущество физических лиц в связи с тем, что в первоначальном расчете налоговым органом допущена ошибка — неправильно указана ставка налога, использована ставка меньшая, чем фактически существовавшая в указанный налоговый период?

Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных земельного налога и налога на имущество физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с данным перерасчетом. При этом перерасчет по таким налогам не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Источник: http://nalog-nalog.ru/forum/dlya-fizicheskih-lic/nalog-na-imushestvo-fizicheskih-lic-donachislenie-za-predydushij-period/

Новые правила пересчета земельного налога и налога на имущество с 01.01.2019 года

Пересчет земельного налога за три года

Тихо и без резонанса дума приняла Федеральный закон № 334-ФЗ от 03.08.2018 г. «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Который в узких кругах назвали «убийца бюджета». В этой статье разберемся в том, что в итоге дает этот закон? И так ли опасен для бюджета принятый закон?

Выше описанным законом внесены серьезные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части изменения порядка определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество и земельному налогу.

Если конкретно, то законом внесен абзац, согласно которого

Подобный абзац введен не только в отношении земельных участков, а также в отношении объектов капитального строительства (ОКС), к которым в том числе относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, объекты недвижимого имущества иностранных организаций, жилые дома и жилые помещения.

Помимо этого, закон устанавливает порядок определения налогооблагаемой базы в случае установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда, но также и вследствие исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости и изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта.

Пересчет земельного налога за прошлые периоды

Также закон уточняет перечень лиц, имеющих право на льготы при уплате налога на имущество и земельного налога. Закон устанавливает перечень имущества, на которое распространяется его действие.

Главная часть закона содержится в его заключительной части, согласно которой:

  • нормы закона о пересчете налога применяются к правоотношениям, которые возникли с 01.01.2015 г. в отношении инвалидов с детства и детей-инвалидов;
  • собственники комнат, квартир, частных домов, машиномест и частей указанных объектов недвижимости могут рассчитывать на правоотношения, которые возникли с 01.01.2017 года;
  • меньше всех повезло собственникам земельных участков. Для них порядок пересчета земельного налога за предыдущие периоды, подлежит применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Пересчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Не за все периоды, согласно нормам приведенного закона, получится пересчитать налог. Закон устанавливает рамки, ограничивая возможность ретроспективного пересчета налога тремя годами с момента направления налогового уведомления о пересчете земельного налога или налога на имущество.

Приведенная выше норма с одной стороны является сдерживающей, защищающей в некоторой мере интересы государства. С другой стороны — очередной лазейкой для затягивания процесса и оттягивания момента пересчета налога для государственных органов и судов.

Пересчет земельного налога задним числом

Меня спрашивают: «Почему законодатель не дал возможность проводить ретроспективный перерасчет по уже имеющимся судебным делам и государственным кадастровым оценкам в отношении земельных участков?» Ответ: «Просто законодатели не захотели, чтобы в следующем налоговом периоде, выше описанный закон стал «убийцей бюджета» нашей страны.»

Источник: http://divius.ru/blog/novye-pravila-perescheta-zemelnogo-naloga-s-01-01-2019-goda/

Правомерен ли перерасчет земельного налога за прошлые периоды?

Вы не должны исполнять данное уведомление. Объясним почему.

Что предъявлено, то и уплачено

Физические лица сами не рассчитывают земельный налог (п. 4 ст. 391 НК РФ). За них это делают налоговики, направляя налоговое уведомление, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате. Само уведомление может содержать расчет налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Из текста вопроса следует, что налог на основании полученных уведомлений перечислялся вами свое­временно и в полном объеме. Таким образом, обязанность по уплате налога за 2010, 2011 и 2012 гг. вами полностью исполнена.

Когда возможен пересчет

Необходимость перерасчета земельного налога может возникнуть, если сведения, исходя из которых был произведен расчет налога, оказались ошибочными, или если органом исполнительной власти субъекта РФ были утверждены новые результаты государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды.

Налоговая база по земельному налогу определяется

налоговиками как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений, предоставляемых им органами Росреестра (п. 1 ст. 390, п. 1, 4 ст. 391 НК РФ). Данные о кадастровой стоимости содержатся в государственном кадастре недвижимости (подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42). Ошибки в кадастре могут быть двух видов: технические и кадастровые.

Техническая ошибка возникает в случае несоответствия сведений, отраженных в кадастре, данным, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в кадастр (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее — Закон № 221-ФЗ). Исправление такой ошибки осуществляется на основании решения органа кадастрового учета.

ФНС России и Минфин России выработали согласованное мнение по вопросу перерасчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления техничес­ких ошибок. В письме ФНС России от 18.03.2011 № ЗН-4-11/[email protected] чиновники пришли к выводу, что перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если органами Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка. Если же исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда. Данное письмо размещено на сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». ФНС России еще раз подтвердила эту позицию в письме от 25.01.2013 № БС-4-11/959.

Читайте так же:  Про пенсионный возраст последние новости

Из текста вопроса можно предположить, что никакого судебного разбирательства, связанного с исправлением технической ошибки, не было. Поэтому налоговая не вправе выставлять вам уведомление о доплате налога за прошлые периоды, если пересчет налога был вызван технической ошибкой в кадастре.

Кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 2 п. 1 ст. 28 Закона № 221-ФЗ). Из письма Росрегистрации от 03.04.2009 № 3-1324-ГЕ следует, что исправленная кадастровая стоимость подлежит внесению в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков.

Отметим, что аналогичная ситуация (в части изменения кадастровой стоимости в нормативном акте) возникает и в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ своим нормативным актом результатов государственной оценки земель задним числом.

Вопрос о порядке вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков был рассмотрен Конституционным судом в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О. Суд решил, что такие правовые акты в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.

На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, только если они улучшают положение налогоплательщиков. Исходя из этого, Минфин России в своих письмах неоднократно разъяснял, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика (письма от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105, от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110).

Таким образом, и в случае исправления кадастровой ошибки, или утверждения новых результатов оценки земель местными органами власти, налоговики не вправе выставлять вам уведомление о пересчете налоговой базы по земельному налогу за прошлые периоды в сторону увеличения.

Что нужно предпринять

Итак, уведомление о доплате земельного налога было выставлено в ваш адрес незаконно. Однако его неисполнение доначислений налога не отменит. Более того, если вы в установленный срок не произведете оплату, налоговики начислят пени. Наличие задолженности по налогам чревато появлением проблем (в том числе и в виде отказа вам в выезде за границу (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)).

Чтобы снять незаконные доначисления, вам нужно обжаловать выставленное уведомление в вышестоящем налоговом органе или в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, который направил вам оспариваемое уведомление. Подать жалобу можно в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). В вашем случае это будет момент получения уведомления. Налоговая, направившая вам уведомление, в течение трех дней переправит жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ). Вышестоящий налоговый орган должен принять решение по жалобе в течение 15 дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 15 дней. В течение трех дней с момента принятия решения оно вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если жалоба удовлетворена не будет, вы можете либо обжаловать это решение в ФНС России, либо обратиться за защитой своих прав в суд. Жалоба в ФНС России может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Если вы решите защищать свои права в судебном порядке, нужно учитывать, что обратиться в суд с заявлением необходимо в течение трех месяцев со дня получения уведомления (п. 1 ст. 256 ГПК РФ). Но пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не означает, что в принятии заявления будет обязательно отказано. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, и на их основании суд принимает решение, принять заявление или нет (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Источник: http://www.eg-online.ru/consultation/229309/

Пересчет налогов, уплачиваемых физическими лицами

Комментарий к письму ФНС России от 01.12.2016 N БС-4-21/[email protected] «О перерасчетах налогов на имущество физических лиц»

Граждане — плательщики транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц уплачивают указанные налоги на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговыми инспекциями (п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ).

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны:

  • сумма налога, подлежащая уплате;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • а также срок его уплаты.

Если гражданин является плательщиком двух или трех названных налогов, то в налоговом уведомлении указываются данные по всем этим налогам.

Налоговики должны направить уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ). Данные дни считаются рабочими, поскольку срок, определенный в НК РФ днями, исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Следовательно, период направления уведомлений приходится на середину октября, ведь физическим лицам надлежит уплатить сумму налога, приведенную (суммы налогов, приведенные) в уведомлении, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ).

Налоговики в настоящее время используют форму налогового уведомления, утвержденную Приказом ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/[email protected] А с 1 апреля 2017 года будет применяться обновленная форма, утвержденная Приказом ФНС России от 07.09.2016 N ММВ-7-11/[email protected]

В обеих формах имеется рекомендация налогоплательщику относительно порядка направления сообщения в налоговую инспекцию при возникновении вопросов, связанных с исчислением налога по конкретному объекту, а также на случай обнаружения в уведомлении недостоверной информации. При этом указывается номер контактного телефона.

И довольно часто у физических лиц возникают вопросы по исчисленным суммам налогов. Последовав же рекомендациям, они обращаются в соответствующую налоговую инспекцию. И налоговики не столь уж редко вынуждены осуществлять перерасчет подлежащей уплате суммы налога (сумм налогов).

У налоговиков на местах в связи с этим возник вопрос: как же им взаимодействовать с налогоплательщиками — физическими лицами в случае перерасчета ими транспортного налога, налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога? С этим вопросом они обратились в ФНС России.

Руководство налоговой службы в комментируемом письме от 01.12.2016 N БС-4-21/[email protected] подготовило разъяснения. И хотя они предназначены непосредственно для работников первичного звена, содержание разъяснений будет интересно и гражданам — плательщикам рассматриваемых налогов.

Ситуации, приводящие к перерасчету

Несколько отступим от последовательности, изложенной в рассматриваемом письме N БС-4-21/[email protected], и начнем комментарий с тезиса, изложенного в его второй части. Здесь приведены возможные ситуации, обусловливающие необходимость осуществления перерасчета налогов. По мнению руководства налоговой службы, обстоятельствами для перерасчета налогов могут быть:

Читайте так же:  Пересмотр размера алиментов в твердой денежной сумме

Необходимые действия

По общему правилу в вышеперечисленных случаях налоговая инспекция должна:

  • провести проверку на предмет подтверждения наличия (отсутствия) установленных законодательством оснований для перерасчета налогов:
    • направить запрос в регистрирующие органы;
    • проверить информацию о наличии налоговой льготы;
    • определить дату начала применения актуальной налоговой базы и т.п.;
  • обработать полученные сведения и внести необходимые изменения в информационные ресурсы:
    • базы данных;
    • карточки расчетов с бюджетом и т.п.

Напомним, что статья 85 НК РФ обязывает органы, осуществляющие:

  • кадастровый учет, ведущие государственный кадастр недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • регистрацию транспортных средств, —

сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Предоставление государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) урегулировано административным регламентом (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н).

Если на вопросы, содержащиеся в письменном запросе, требуется получение информации от органа (организации, должностного лица), указанного в статье 85 НК РФ, должностное лицо должно руководствоваться пунктом 101 регламента. В нем сказано, что сотрудник ИФНС должен не позднее 7 рабочих дней со дня регистрации письменного заявления направить запрос в соответствующий орган (организацию, должностному лицу), в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, включая региональные системы межведомственного электронного взаимодействия.

Указанный запрос, направляемый с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также полученный ответ на этот запрос не позднее следующего рабочего дня фиксируются в информационном ресурсе инспекции ФНС России с указанием номера соответствующего документа и даты его отправки (даты получения ответа на запрос).

НК РФ при этом не установлен предельный срок, в течение которого налоговому органу необходимо завершить перерасчет налогов, влекущий (при наличии оснований) формирование налогового уведомления. Исключение составляет общая норма о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

И здесь для налоговиков возникает ограничение в виде 31 декабря года, в котором осуществляется перерасчет налога, если такой перерасчет затрагивает третий по счету предыдущий налоговый период. Ведь в случае направления уведомления в следующем году указанный предыдущий налоговый период становится четвертым по счету, а по нему в силу упомянутого пункта 2 статьи 52 НК РФ отсутствует возможность осуществления начисления налогов.

В начале же комментируемого письма ФНС России обратилась к пункту 6 статьи 58 НК РФ. Согласно этой норме в случае перерасчета налоговой инспекцией ранее исчисленного налога налогоплательщик должен уплатить налог по налоговому уведомлению в указанный в нем срок. При этом, как и первоначальное уведомление, «корректировочное» налоговое уведомление должно быть направлено налогоплательщику не позднее 30 рабочих дней до наступления указанного в нем срока.

То есть налоговики на местах должны определить срок уплаты перерассчитанной суммы налога, исходя из даты оформления уведомления.

Пункт 2.4 Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных (утв. Приказом ФНС России от 26.05.2016 N ММВ-7-12/[email protected]) предписывает обеспечить передачу оператору почтовой связи налоговых уведомлений не позднее чем за 30 рабочих дней до срока уплаты налогов.

С учетом вышеизложенного руководство ФНС России настойчиво рекомендовало подчиненным налоговым инспекциям в срок, установленный законодательством для рассмотрения соответствующего обращения налогоплательщика, принять исчерпывающие меры, направленные:

  • на уточнение сведений, содержащихся в налоговом уведомлении;
  • либо на сторнирование налоговых обязательств (при наличии оснований), —

с запуском необходимых технических процессов в автоматизированной информационной системе, используемой для администрирования налогов.

Направить налоговые уведомления с перерасчетом налогов налоговики вправе:

  • как в рамках ежегодного графика массовой печати и отправки налоговых документов;
  • так и в режиме единичного формирования налогового уведомления.

Связь с налогоплательщиком

Может случиться так, что до истечения предельного срока рассмотрения обращения налоговая инспекция не получит информацию, позволяющую определить наличие (отсутствие) оснований для перерасчета налогов. В этом случае в итоговом ответе на обращение налоговая инспекция должна проинформировать налогоплательщика о мерах, принятых налоговым органом по актуализации сведений. При этом ему сообщается о том, что:

  • новое налоговое уведомление будет сформировано и направлено (вручено) в установленном порядке либо
  • будет выполнено сторнирование налоговых обязательств при наличии оснований, предусмотренных НК РФ.

А дальше структурное подразделение налоговой инспекции, ответственное за формирование налоговых обязательств по налогам, осуществляет мониторинг выполнения соответствующих действий.

В каждом случае при возникновении (документированном подтверждении) оснований для формирования нового налогового уведомления вследствие перерасчета налога (налогов) работник налогового органа, ответственный за расчет и формирование нового налогового уведомления, не позднее 30 дней:

  • проводит актуализацию налоговых обязательств со сторнированием ранее начисленной суммы налога и пеней (с информированием налогоплательщика в установленном порядке);
  • определяет новый срок уплаты налога. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления указанного в нем срока;
  • информирует налогоплательщика о том, что актуальная информация о налоговых обязательствах и налоговые уведомления размещаются в интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» на официальном сайте ФНС России.

При неполучении по запросу налогового органа необходимых документов и материалов приведенный 30-дневный срок в исключительных случаях может быть продлен не более чем на 30 дней.

После завершения процесса формирования налогового уведомления упомянутый ответственный работник ИФНС информирует налогоплательщика о возможности получения налогового уведомления при личном обращении (либо обращении уполномоченного представителя налогоплательщика) в налоговую инспекцию за исключением пользователей личного кабинета налогоплательщика.

Напомним, что налогоплательщики — физические лица, получившие доступ к личному кабинету, получают от налоговой инспекции в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Такие документы налогоплательщикам — физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету, на бумажном носителе по почте не направляются. Чтобы получить бумажное уведомление, пользователь личного кабинета должен направить в любую налоговую инспекцию по своему выбору уведомление о необходимости его получения на бумажном носителе (п. 2 ст. 11.2 НК РФ).

В случае же неполучения налогового уведомления при личном обращении им принимаются меры по обеспечению направления налогового уведомления в установленном порядке.

Руководство ФНС России поручило управлениям ФНС России по субъектам РФ довести разъяснения, изложенные в комментируемом письме, до сотрудников, осуществляющих администрирование налогов. Налоговики также должны обеспечить наличие на информационных стендах по месту приема налогоплательщиков типового листа информирования (форма типового листа информирования приведена в приложении к комментируемому письму).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.pnalog.ru/material/pereschet-nalogov-fizlica

Перерасчет налога за прошлые годы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here