Проверка полноты исчисления и уплаты налогов

Сегодня предлагаем статью на тему: "Проверка полноты исчисления и уплаты налогов" с выводами профессионалов. Узнать актуальность информации на 2020 год можно обратившись к дежурному специалисту.

Проверка полноты исчисления и уплаты налогов

сегодня завтра
USD ЦБ 60.95 +0.46 61.41
EUR ЦБ 67.82 +0.60 68.42
BTC/USD 8582.52

калькулятор валют

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в дополнение к письму от 30.12.2014 № 03-02-07/1/68587 по вопросу применения положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее — ФНС России).

При определении суммы доходов по сделкам для целей статьи 105.14 Кодекса ФНС России вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с применением методов, предусмотренных положениями главы 14.3 Кодекса (пункт 9 статьи 105.14 Кодекса). При этом необходимо отметить, что положения указанной главы предусматривают возможность использования методов при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами исключительно ФНС России.

В свою очередь, в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 105.17 Кодекса контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок. Одновременно в силу совокупности иных норм Кодекса, которые предусматривают, что оценка сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ в целях применения методов, предусмотренных статьей 105.7 Кодекса, производятся ФНС России, территориальные налоговые органы не имеют полномочий производить соответствующие действия с целью проверки соответствия сумм полученных доходов рыночному уровню в рамках выездных и камеральных налоговых проверок.

В то же время частью второй Кодекса предусмотрено, что исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, осуществляется исчисление налоговой базы на основании положений отдельных статей части второй Кодекса (в том числе при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме), контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок.

В случае если указанные сделки совершаются между взаимозависимыми лицами, но при этом не отвечают признакам контролируемых, для целей определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации, считаем возможным применять методы, установленные главой 14.3 Кодекса.

В отношении иных сделок между взаимозависимыми лицами, не подпадающих под критерии контролируемых сделок, необходимо отметить следующее.

Сделки, не признаваемые контролируемыми в соответствии с пунктом 4 статьи 105.14 Кодекса, а также сделки, по которым объем доходов не превышает установленные статьей 105.14 Кодекса суммовые критерии, не могут выступать предметом налогового контроля с целью проверки соответствия цен рыночным ценам как в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов, проводимой ФНС России, так и в рамках выездных и камеральных налоговых проверок.

По сделкам, выявленным территориальными налоговыми органами в ходе контрольной работы, которые по условиям подпадают под контролируемые, но в представленном в налоговый орган уведомлении налогоплательщиком отражены недостоверные сведения, или которые по условиям договоров не подпадают под контролируемую, но при этом по предварительной оценке сделка относится к контролируемым, территориальным налоговым органом может быть подготовлено информационное письмо в ФНС России, в котором излагаются факты, свидетельствующие о занижении сумм соответствующих налогов. Указанная информация может служить основанием для повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, с последующей проверкой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

При этом решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения вышеуказанной информации. Кроме того, обращаем внимание, что проведение такой проверки в отношении сделки, совершенной в налоговом периоде, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок за этот же налоговый период.

Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится также в случае выявления контролируемой сделки в результате проведения ФНС России повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

При проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами ФНС России осуществляет истребование документации, указанной в статье 105.15 Кодекса, в порядке, предусмотренном статьей 105.17 Кодекса. Согласно пункту 6 указанной статьи ФНС России вправе направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном пунктами 1, 2 и 5 статьи 93 Кодекса, требование о представлении документации, указанной в статье 105.15 Кодекса, в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок). Истребуемая в соответствии с указанной статьей документация представляется налогоплательщиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ

Источник: http://www.eg-online.ru/document/regulatory/339256/

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ПОЛНОТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ

Утверждено
приказом ФНС России
от 26.11.2012 N ММВ-7-13/[email protected]

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК
ПРОДЛЕНИЯ СРОКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ПОЛНОТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ
И УПЛАТЫ НАЛОГОВ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ
ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ

1. Срок проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее — проверка) в соответствии с пунктом 3 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

2. В соответствии с пунктом 4 статьи 105.17 Кодекса проверка проводится в срок, не превышающий шесть месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до двенадцати месяцев.

В случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке, срок проведения проверки может быть продлен дополнительно на срок, не превышающий шесть месяцев, а в случае, если проверка была продлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок продления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Читайте так же:  Назначение пенсии матери инвалида детства

Копия решения о продлении срока проведения проверки направляется налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия.

3. Основаниями продления срока проведения проверки до двенадцати месяцев являются:

1) проведение проверки в отношении организации, отнесенной в соответствии со статьей 83 Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков;

2) возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и т.п.);

3) непредставление налогоплательщиком в установленный пунктом 6 статьи 105.17 Кодекса срок документов, необходимых для проведения проверки.

4. Решение о продлении срока проведения проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) Федеральной налоговой службы.

5. Решение о продлении срока проведения проверки вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком (его представителем), либо направляется налогоплательщику по почте заказным письмом в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.

Источник: http://bazanpa.ru/fns-rossii-prikaz-nmmv-7-13907-ot26112012-h2037927/poriadok/

Налоговый кодекс РФ Статья 105.17. Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

Статью подготовила начальник отдела по формированию налоговой отчетности Железнова Яна Константиновна. Связаться с автором

Вернуться назад на Налоговый кодекс РФ

Статья 105.17 НК РФ:

1. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (далее в настоящей главе — проверка) проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения.

Проверка проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, направленных в соответствии со статьей 105.16 настоящего Кодекса, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг.

При проведении проверок федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проводить мероприятия налогового контроля, установленные статьями 95 — 97 настоящего Кодекса. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

2. Проверка проводится должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) о проведении проверки. Такое решение может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе проводить две и более проверки в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год. В случае, если у налогоплательщика, являющегося стороной контролируемой сделки (группы однородных сделок), в отношении указанной сделки (группы однородных сделок) за календарный год была осуществлена проверка в соответствии с настоящей статьей и по результатам такой проверки было установлено соответствие условий контролируемой сделки (группы однородных сделок) условиям сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, в отношении указанной сделки (группы однородных сделок) не могут быть осуществлены проверки у налогоплательщиков, являющихся другими сторонами указанной сделки (группы однородных сделок).

При этом проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговом периоде, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок, налогового мониторинга за этот же налоговый период.

2.1. Основанием для вынесения решения о проведении проверки и (или) направления извещения территориального налогового органа, указанного в пункте 1 настоящей статьи, не могут являться специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах.

3. Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении и до дня составления справки о проведении такой проверки. О принятии указанного решения федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, уведомляет налогоплательщика в течение трех дней со дня его принятия.

4. Проверка проводится в срок, не превышающий шесть месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 12 месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов. Основания и порядок продления срока проведения проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке, срок проведения проверки может быть продлен дополнительно на срок, не превышающий шесть месяцев, а в случае, если проверка была продлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не смог получить запрашиваемую информацию, срок продления указанной проверки может быть увеличен на три месяца. Копия решения о продлении срока проведения проверки направляется налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия.

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном пунктами 1, 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса, требование о представлении документации, предусмотренной статьей 105.15 настоящего Кодекса, в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок). Истребуемая в соответствии с настоящим пунктом документация представляется налогоплательщиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования.

7. Должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, проводящее проверку, вправе истребовать документы (информацию) у участников проверяемых сделок, располагающих документами (информацией), касающимися (касающейся) этих сделок. Истребование документов в соответствии с настоящим пунктом производится в порядке, аналогичном порядку истребования документов, установленному статьей 93.1 настоящего Кодекса.

8. В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки. Справка о проведенной проверке вручается лицу, в отношении которого проводилась такая проверка, или его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате ее получения. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. В случае направления справки о проведенной проверке по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Читайте так же:  Доходы облагаемые налогом на прибыль организаций

9. Если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которые привели к занижению суммы налога, в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке уполномоченные должностные лица, проводившие проверку, должны составить в установленной форме акт проверки. Форма акта проверки и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

10. Акт проверки подписывается должностными лицами, проводившими проверку, и лицом, в отношении которого проводилась такая проверка, или его представителем. Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка, или его представителя подписать акт проверки в этом акте делается соответствующая запись.

11. Акт проверки составляется с учетом требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса. Акт проверки должен содержать также документально подтвержденные факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены в сторону повышения от максимальной предельной цены или в сторону понижения от минимальной предельной цены с учетом соответствующих надбавок к ценам или скидок с цен, а также обоснование того, что это отклонение повлекло занижение суммы налога, и расчет суммы такого занижения.

12. Акт проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и акт проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

13. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих вправе в течение 20 дней со дня получения акта представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

14. Рассмотрение акта, других материалов проверки и письменных возражений по акту, которые представлены налогоплательщиком, а также принятие решения по результатам проверки осуществляется в порядке, аналогичном порядку рассмотрения материалов налоговой проверки, предусмотренному статьей 101 настоящего Кодекса.

15. Материалы и сведения, полученные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении мероприятий налогового контроля в связи с совершением сделки между взаимозависимыми лицами, могут быть использованы при проведении проверки иных лиц, являющихся участниками этой же контролируемой сделки.

Комментарий к статье 105.17 НК РФ:

Комментируемая статья регламентирует порядок и срок проведения проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

В рамках камеральных и выездных налоговых проверок налоговым органом может быть выявлен факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценами в сделках.
При оценке выявленной необоснованной налоговой выгоды в ходе налоговой проверки и доначислении налога налоговым органом должны учитываться принципы определения дохода (прибыли, выручки), предусмотренные статьями 41 и 105.3 НК РФ.

Факт получения необоснованной налоговой выгоды должен быть доказан налоговым органом.

УСН
ЕНВД
Налоговый учет
Функции налогов
Социальное обеспечение

Источник: http://center-yf.ru/data/nalog/nalogovyy-kodeks-rf-105-17.php

Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

Руководствуясь рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития, в 2012 году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, в корне изменяющие механизм налогового контроля за ценообразованием в сделках между взаимозависимыми лицами.

В результате налоговые органы получили право контроля соответствия цен в контролируемых сделках. Согласно ст. 105.14 НК РФ контролируемыми являются следующие сделки:

  • Между взаимозависимыми лицами.
  • Между лицами, не являющимися взаимозависимыми, но между которыми заключены сделки, приравнивающиеся к сделкам с взаимозависимым лицом (ч. 1 ст. 105.14 НК РФ).

Формой контроля согласно ст. 105.17 НК РФ является проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделки между взаимозависимыми лицами, в рамках которой могут проводиться предусмотренные ст. 95-97 НК РФ мероприятия (экспертиза, привлечение специалиста, привлечение переводчика). Основаниями принятия решения о проведении проверки являются:

  • уведомление, поступившее от налогоплательщика, о заключении им контролируемой сделки;
  • извещение территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, о выявлении контролируемой сделки, скрытой налогоплательщиком от ФНС РФ;
  • извещение территориального налогового органа о выявлении контролируемой сделки, которая была скрыта налогоплательщиком от ФНС РФ в рамках налогового мониторинга;
  • информация о выявлении контролируемой сделки в результате проведения повторной выездной налоговой проверки ФНС РФ.

Проверке могут быть подвергнуты контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Законодательством предоставлен весьма большой период для принятия решения о проведении проверки контролируемой сделки – 2 года с даты поступления в ФНС РФ извещения или уведомления о проведении контролируемой сделки. Общий срок проведения проверки – 6 месяцев со дня вынесенного решения ФНС РФ о проведении проверки в отношении налогоплательщика, при этом налоговый орган имеет право продлить проверку до 12 месяцев. Если налоговой орган нуждается в получении информации или иной документации от иностранного государственного органа, то ФНС РФ уполномочен продлить срок проверки, уведомив об этом налогоплательщика в течение трех дней со дня его принятия. ФНС РФ вправе запросить документы не только у сторон контролируемых сделок, но и иных лиц, причастных к сделке и располагающих документами, касающимися контролируемых сделок. По итогам проведенной проверки ФНС РФ принимает решение, о котором в течение 3 дней сообщает налогоплательщика.

Справка о проведенной проверке – окончательный акт, свидетельствующий о завершении проверки, в котором указываются сроки ее проведения и предмет. В случае выявления расхождений цены, примененной в сделке, с рыночной ценой, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщика в течение двух месяцев со дня составления справки и проведенной проверке посредством направления акта проверки в течение пяти дней со дня составления этого акта.

Читайте так же:  2 ндфл для налоговой образец заполнения

Трансфертное ценообразование, определение которой можно встретить лишь в Протоколе об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств ЕврАзЭС и в Соглашении об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств – членов ЕврАзЭС от 25 января 2002 г, является ценой на товары, работы, услуги, отличающейся от объективно сформированной при совершении международных сделок рыночной цены. В случае выявления и установления расхождения цены в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налога налоговый орган вправе доначислить налог в порядке ст. 105.18 НК РФ. В случае если в результате симметричной корректировки сторона получает право возврата излишне уплаченного налога, то процедура производится в порядке зачета и возврата налога, установленного ст. 78 НК РФ.

В своем большинстве, права и обязанности налогового органа и налогоплательщика в ходе проверки контролируемой сделки тождественны объему прав и обязанностей, которыми наделяются эти лица при камеральных и выездных проверках. Исключение составляет право налогового органа на проведение повторной проверки: в отношении контролируемой сделки налоговый орган вправе провести одну проверку.

Согласно выводам, которые можно сделать из содержания ст. 105.17 НК РФ, проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделки между взаимозависимыми лицами возможна лишь в отношении контролируемых сделок, закрепленных в ст. 105.14 НК РФ в рамках особой формы контроля, который проводится ФНС РФ. Это дополнительно подтверждается и абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, согласно которому контроль соответствия цен в сделках между взаимозависимыми лицами не может проводиться в рамках камеральных и выездных проверок. Равно как и акты камеральных и выездных проверок акты, материалы проверок контролируемых сделок при обжаловании в судебном порядке должны пройти стадию досудебного (административного) урегулирования в ФНС РФ.

Как ранее отмечалось, законодатель ограничил контролируемые сделки между взаимозависимыми лицами ст. 105.14 НК РФ, которые могут быть проверены ФНС РФ. Между тем, Министерство финансов РФ в Письме № 03-01-18/8-145 от 18 октября 2012 г. изложило позицию, расширяющую печень контролируемых сделок, включив в него иные сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами. Более поздним Письмом № 03-07-11/6175 Министерство финансов РФ закрепило правовую позицию, дозволяющую подвергать контролю любые сделки между взаимозависимыми лицами. При всем при этом, ст. 105.17 НК РФ прямо ограничивает круг контролируемых сделок, форму контроля и орган, делегированный контролировать подобные сделки. Кроме этого, согласно позиции Министерства финансов РФ, проверке могут быть подвергнуты сделки между взаимозависимыми лицами без учета суммового порога контроля, закрепленного ст. 105.14 НК РФ.

Резюмируя выявленные проблемы в сфере контроля сделок между взаимозависимыми лицами, следует отменить следующее:

  • Территориальные налоговые органы в ходе выездных и камеральных проверок подвергают проверке контролируемые сделки, определенные ст. 105.14 НК РФ, а также иные сделки, заключенные между взаимозависимыми сделками на предмет полноты исчисления налогов и их уплаты, выявления необоснованной налоговой выгоды, что противоречит ч. 1 ст. 105.17 НК РФ и абз. 3 ч. 1 ст. 105.17 НК РФ.
  • Налоговый орган проверяет полноту исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми сделками не только по контролируемым сделкам, но и иным сделкам, что противоречит смыслу ст. 105.17 НК РФ.
  • Неоднозначная судебная практика не позволяет ограничить круг сделок, которые могут быть проверены в рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Кроме того, судебная практика неоднозначна в части наделения правом территориальных налоговых органов по выявлению необоснованной налоговой выгоды в связи с совершением контролируемой сделки.

Установление ценового порога для сделок, относящихся к контролируемым, и наделение правом администрирования подобных сделок Центральный аппарат ФНС РФ изначально было заложено как способ защиты юридических лиц от излишнего контроля ценообразования и повышения качества контроля, так как законодатель посчитал контроль за ценообразованием для территориальных налоговых органов сложной задачей.

Наиболее обсуждаемым и ярким судебным актом является Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 11 апреля 2016 г. по делу № А63-11506/2014. В данном судебном акте Верховный Суд РФ подтвердил свою позицию, обозначенную в иных определениях, согласно которой территориальные налоговые органы не вправе проверять цены в сделках, совершенных между взаимозависимыми лицами, в рамках выездных и камеральных проверках. Несмотря на однозначную позицию Верховного суда РФ, налоговые органы продолжают активно проверять полноту исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Причиной агрессивной налоговой оптимизации является и затянувшийся мировой финансовый кризис, в условиях которого налоговые органы ищут способы пополнения доходной части бюджета. Вместе с тем, ощущается необходимость сбалансирования публичных интересов государства и частного сектора, который уже существенно сократился.

Лилит Маилян, юрист Юридической фирмы « BRACE »

Источник: http://brace-lf.com/informaciya/finansovoe-pravo/336-proverka-polnoty-ischisleniya-i-uplaty-nalogov-v-svyazi-s-soversheniem-sdelok-mezhdu-vzaimozavisimymi-litsami

Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Целью проверки расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей.

Проверка данных видов расчетов должна осуществляться по следующим направлениям:

Видео (кликните для воспроизведения).

— проверка правильности начисления, полноты и своевре­менности перечисления отчислений в государственные целевые бюджетные фонды;

— проверка правильности начисления, полноты и своевре­менности уплаты республиканских налогов и сборов;

— проверка правильности начисления, полноты и своевре­менности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска;

— проверка местных налогов и сборов;

— проверка расчетов с государственным внебюджетным Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь.

По каждому виду расчетов с бюджетом ревизор (аудитор) должен проверить:

— состояние внутреннего контроля этих расчетов;

— правильность определения налогооблагаемой базы;

— установить правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом по налогам и сборам;

— правильность применения ставок налогов, сборов и отчислений;

— правильность применения льгот при расчете и уплате налогов;

— правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ценностям;

— полноту и своевременность начисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности;

— причины просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений;

— правильность оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются: расчетные ведомости по начислению заработной платы, выписки банка с приложенными к ним документами, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 90, 91, 92, 68, 69, 70, 99 и др., Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1). отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам, акты проверок, проведенных налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения, регистры налогового учета и др.

При проверке расчетов с бюджетом следует руководствоваться действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения (Указы, Декреты Президента Республики Беларусь, закон о бюджете, законы о налогах, постановления Министерства по налогам и сбо­рам Республики Беларусь, инструкции областных Советов депутатов и др.).

Читайте так же:  Налог с собственности менее 5 лет

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким на логам и платежам организация ведет расчеты с бюджетом, а также ознакомится с результатами предыдущих налоговых проверок организации инспекцией Министерства по налогам и сборам. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля.

На следующем этапе контроля целесообразно установить достоверность сальдо расчетов по каждому виду уплачиваемых налогов. Для этого необходимо сопоставить данные аналитическо­го учета по каждому налогу, отраженного в ведомостях-машинограммах, с налоговыми декларациями, с записями в Главной книге по отдельным субсчетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этой цели можно также использовать материалы актов сверки расчетов с налоговыми службами.

В ходе проверки особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли организации, заработной платы персонала).

При проверке правильности исчисления НДС особое внимание необходимо обратить на расчет НДС по недостачам, хищениям и порче товаров сверх норм естественной убыли, прочему выбытию основных средств и нематериальных активов, по излишкам основных средств и нематериальных активов, принятым на учет по результатам инвентаризации, и обоснованность налоговых вычетов по НДС, так как исходя из анализа материалов проверок налоговых органов наибольшее число ошибок, допускаемых организациями, приходится на эти ситуации.

При проверке исчисления налога на прибыль детальной проверке должен быть подвергнут состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, а также обоснованность применения льгот по суммам прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного и жилищного назначения.

Типичные ошибки по расчетам с бюджетом:

— неправильное исчисление налогооблагаемой базы по от­дельным налогам;

— неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии его указания в расчетно-платежных документах отдельной строкой или в случае отсутствия счет-фактуры по НДС по работам и услугам, по которым в законодательном порядке предусмотрено ее оформление;

— ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.);

— нарушение сроков платежей по налогам.

К государственным внебюджетным фондам относятся отчисления в Фонд социальной защиты населения (далее — Фонд).

При проверке расчетов с данным Фондом необходимо установить:

— правильность определения объекта для расчета отчислений в указанный Фонд;

— правильность определения ставок по отчислениям в Фонд;

— обоснованность и законность произведенных в организации выплат за счет средств Фонда;

— правомерность операций по расчетам с работающими пенсионерами;

— полноту и своевременность перечисления причитающихся

— своевременность предоставления отчетности Фонду.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9668 —

| 7538 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/13_120174_proverka-raschetov-s-byudzhetom-po-nalogam-i-sboram.html

Проверка полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами: порядок проведения и налоговые последствия

«Аудиторские ведомости», 2015, N 5

Рассмотрен порядок проведения налоговой проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в ходе которой налоговый орган определяет соответствие фактической цены контролируемой сделки рыночной цене.

Введение

С 1 января 2012 г. вступил в силу разд. V.1 НК РФ, регулирующий трансфертное ценообразование для целей налогообложения, что явилось результатом долгой эволюции российского законодательства в области контроля цен для целей налогообложения (подробнее см. [1]). В гл. 14 НК РФ представлены две основные формы налогового контроля: камеральные (КНП) и выездные (ВНП) налоговые проверки. Однако в соответствии со ст. 105.17 НК РФ существует дополнительный специфический вид проверки «полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами». Особенностью такого вида проверки в отличие от КНП и ВНП является ее предмет. Если предметом ВНП и КНП является полнота исчисления и уплаты налогов, то предметом указанного вида проверки является цена конкретной сделки, осуществленной между взаимозависимыми лицами. Поэтому в статье будет использоваться термин «ценовая налоговая проверка» (ЦНП). Статья посвящена рассмотрению порядка проведения ЦНП, а также анализу возможных налоговых последствий таких проверок для налогоплательщика.

Порядок проведения ЦНП

В ходе проведения ЦНП налоговые органы должны исходить из установленной п. 5 ст. 105.17 презумпции достоверности: метод ценообразования, применяемый налогоплательщиком, считается достоверным, пока не доказано обратное. Однако налоговый орган вправе доказать, что применяемый налогоплательщиком метод не отвечает условиям сопоставимости финансовых результатов, и произвести перерасчет на основании методов, предложенных НК РФ, или их комбинации (подробнее см. [2, 3, 4]).

С одной стороны, это положение защищает интересы налогоплательщика, обязуя налоговый орган принять применяемый им метод ценообразования за достоверный, с другой стороны, расплывчатость формулировки несоответствия применяемого налогоплательщиком метода дает налоговым органам обширный простор для поиска доказательств и опровержений. Последовательность ЦНП показана на рис. 1.

Последовательность ЦНП

Пунктом 1 ст. 105.17 НК РФ установлены три основания проведения ЦНП, представленные в табл. 1.

Основания проведения ЦНП

Порядок составления и обработки основания

Уведомление о контролируемой сделке от налогоплательщика

Представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета налогоплательщика не позднее 20 мая года, следующего за годом осуществления контролируемой сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Уведомление содержит информацию о временных рамках проведенной сделки, ее участниках и предмете, а также о сумме прибыли, полученной по итогам сделки (п. 3 ст. 105.16 НК РФ).

Территориальные налоговые органы в течение 10 дней с момента получения уведомления направляют его в ФНС (п. 5 ст. 105.16 НК РФ)

Извещение о контролируемой сделке, выявленной в ходе КНП, ВНП или налогового мониторинга

Составляется территориальным налоговым органом в случае выявления в ходе КНП, ВНП или налогового мониторинга контролируемой сделки, о которой не было сообщено налогоплательщиком. Извещение передается в ФНС не позднее одного рабочего дня со дня подписания извещения на бумажном носителе уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводящего налоговую проверку (п. 1.6 Порядка направления налоговым органом, проводящим налоговую проверку, извещения о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов), о чем налогоплательщик уведомляется в течение 10 дней с момента направления извещения (п. 6 ст. 105.16 НК РФ)

Выявление контролируемой сделки в ходе повторной ВНП в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг

Вышестоящий налоговый орган самостоятельно выявляет факт наличия сокрытой контролируемой сделки, действуя в порядке, предусмотренном п. 10 ст. 89 НК РФ. Применение к налогоплательщику налоговых санкций по указанному основанию в настоящее время может быть успешно оспорено налогоплательщиком в суде, если существует решение суда по спору налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку законности действий налогоплательщика (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 N 5-П, признавшее частично не соответствующими Конституции РФ абз. 4 — 5 п. 10 ст. 89 НК РФ)

Читайте так же:  Алименты после 18 лет если ребенок учится

Указанные законодателем основания исключают инициацию ЦНП вне КНП или ВНП, например на основании сведений, полученных от правоохранительных органов. На рис. 2 показан порядок подготовки и проведения ЦНП.

Порядок подготовки и проведения ЦНП

В ходе проведения ЦНП налоговые органы вправе осуществлять следующие мероприятия налогового контроля:

  • экспертизу (ст. 95 НК РФ), назначается для разъяснения вопросов, требующих специальных знаний;
  • привлечение специалиста, обладающего определенными знаниями и навыками (ст. 96 НК РФ);
  • привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ);
  • истребование документов (ст. 93, п. 6 ст. 105.17 НК РФ);
  • истребование документов в рамках встречной проверки (ст. 93.1, п. 7 ст. 105.17 НК РФ).

Как и в отношении ВНП и КНП, НК РФ установлено, что продолжительность проверки в общем случае не может превышать 6 месяцев с момента вынесения уполномоченным лицом налогового органа решения о начале проведения проверки и момента составления справки о проведении проверки. Однако ст. 105.17 НК РФ предусматривает продление срока проверки на следующий срок:

  • не более чем на 6 месяцев — в случае необходимости получения сведений от иностранных контрагентов проверяемого лица, назначения экспертизы и т.д.;
  • на 3 месяца — в случае, если информация от иностранных контрагентов в ходе прошлого запроса не была предоставлена;
  • до 12 месяцев — в исключительных случаях, перечисленных в п. 3 Оснований и порядка продления срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, утвержденных Приказом ФНС России от 26.11.2012 N ММВ-7-13/[email protected] (проведение проверки в отношении организации, отнесенной в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков; возникновение на месте проведения проверки обстоятельств непреодолимой силы (затопления, наводнения, пожара и т.п.); непредставление налогоплательщиком в установленный п. 6 ст. 105.17 НК РФ срок (30 дней) документов, необходимых для проведения проверки, при наличии особого разрешения руководителя налогового органа или его заместителя.

Таким образом, максимальный срок проверки может достигать 21 месяца, в то время как максимальный срок ВНП (с учетом возможных периодов приостановления проверки) согласно п. 9 ст. 89 НК РФ не может превышать 15 месяцев. Кроме того, в отличие от КНП и ВНП, ЦНП не может быть приостановлена, поскольку на это нет прямых указаний в нормах НК РФ.

Кроме указанных сроков проведения ЦНП НК РФ устанавливает и периодичность такой проверки. Согласно п. 2 ст. 105.17 одна и та же сделка может быть проверена только один раз за один и тот же год. Иными словами, в течение календарного года в отношении одного налогоплательщика может производиться несколько ЦНП, но по разным сделкам. Отдельно взятая сделка проверяется только один раз. Чтобы избежать неверного толкования данной нормы, законодатель в той же статье уточняет, что ЦНП сделки невозможна, если данная сделка уже проверялась в течение календарного года у контрагента проверяемого лица и никаких нарушений по результатам контрольных мероприятий выявлено не было. Таким образом, если п. 10 ст. 89 НК РФ предусматривает особые условия, при которых возможно назначение повторной ВНП, то в случае с ЦНП такой оговорки нет.

В рамках одной ЦНП налоговые органы могут проверить лишь 3 календарных года, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. В свою очередь, решение о проведении проверки не может быть вынесено по истечении более 2 лет с момента получения уведомления о совершении налогоплательщиком контролируемых сделок. Иными словами, если сделка была совершена в 2014 г., а уведомление согласно требованиям законодательства подано не позднее 20 мая 2015 г., то решение о проверке не может быть принято позднее мая — июня 2017 г.

Порядок оформления результатов ЦНП в соответствии с п. п. 10 — 14 ст. 105.17 и ст. 101 НК РФ представлен на рис. 3.

Порядок оформления результатов ЦНП

В последний день ЦНП уполномоченное лицо налогового органа составляет справку о проверке, где указывает предмет и сроки сделки. Справка вручается налогоплательщику или его доверенному лицу под роспись или иным способом, позволяющим установить момент получения налогоплательщиком указанной справки.

При обнаружении в ходе проверки отклонений цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которая привела к занижению суммы налога, составляется акт проверки. Форма акта и Требования к его составлению установлены Приказом ФНС России от 26.11.2012 N ММВ-7-13/[email protected] «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении результатов проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, оснований и порядка продления срока проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, требований к составлению акта проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами». В содержании данного акта можно выделить общую и специфическую части. Общая часть аналогична акту, составляемому по результатам КНП и ВНП, т.е. общие сведения о лицах, проводивших проверку, самой проверке и ее результатах. Специфическая часть акта включает следующие элементы:

  • основные элементы доказательной базы по выявленному отклонению, повлекшему занижение сумм налоговых платежей, с приложением необходимых документов;
  • расчет суммы занижения налоговых платежей.

Затем акт передается под расписку или иным способом, позволяющим определить дату его получения, налогоплательщику или его представителю в двухдневный срок.

Акт проверки может быть опротестован налогоплательщиком в письменном виде в 20-дневный срок. При этом может опротестовываться как акт в целом, так и отдельные его положения.

Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности или отказе в привлечении его к ответственности выносится в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ. На вынесение решения руководителю (заместителю руководителя) налогового органа отводится 10 дней после получения письменных возражений налогоплательщика или истечения 20-дневного срока обжалования акта проверки.

Налоговые последствия ЦНП

Возможные последствия проведения ЦНП для налогоплательщика представлены на рис. 4.

Возможные последствия проведения ЦНП для налогоплательщика

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признаются виновное действие или бездействие налогоплательщика или налогового агента, за которые установлена ответственность. В контексте ЦНП под налоговым правонарушением понимается необоснованное применение механизмов трансфертного ценообразования, повлекшее за собой снижение налоговых поступлений в бюджет.

Ответственность за нарушение законодательства по контролю цен для целей налогообложения установлена ст. 129.3 НК РФ и п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Законодатель предусмотрел ряд переходных положений, которые должны постепенно ужесточать меру ответственности за подобные нарушения (табл. 2).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/98530-proverka-polnoty-ischisleniya-uplaty-nalogov-sovershenii-sdelok

Проверка полноты исчисления и уплаты налогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here