Требования налоговых органов без поручения

Сегодня предлагаем статью на тему: "Требования налоговых органов без поручения" с выводами профессионалов. Узнать актуальность информации на 2020 год можно обратившись к дежурному специалисту.

Требование из налоговой: всегда ли они законны?

Что делать, если вы получили требования из налоговой инспекции?

Прежде всего – не паниковать. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщик вправе не исполнять незаконные требования ИФНС (п. 11 ст. 21 НК РФ). Поэтому, получив уведомление с требованием предоставить сведения, которые предоставлять совсем не хочется, необходимо убедиться, что сам запрос налоговиков законен. Необходимо уяснить для себя следующие моменты:

  • какие мероприятия ИФНС проводит в отношении вашей организации?
  • предусмотрены ли они НК РФ?
  • какой сделки или контрагента касается запрос?
  • является ли контрагент «первым звеном» в сделке (согласно ст. 54.1 НК РФ по сделкам далее первого звена организация ответственности не несет)?
  • проводится ли в отношении вашей организации в данный момент камеральная проверка и если да, соответствует ли требование ст.88 НК РФ?

Выяснив для себя основные моменты можно убедиться является ли вообще требование налоговиков законным. И если нет — организация вправе отказать в предоставлении запрошенных сведений, сославшись на нарушение соответствующих статей НК РФ.

Какие документы налоговики не вправе требовать?

Постановление ВС РФ от 09.07.2014 № 46-АД14-15 содержит перечень документов, которые налоговики не вправе затребовать у организации. К ним относятся всевозможные аналитики, детализации, расшифровки, а также документы, которые не связаны с начислением и уплатой налогов (Положения, штатное расписание и т.д.)

Также п.1 ст. 93.1 НК РФ регламентирует вопросы, связанные с порядком истребования документов по проверке контрагентов. Чтобы требование ИФНС о предоставлении документов по контрагенту было законным, должны выполняться условия:

  • у контрагента должна проводиться налоговая проверка;
  • у организации, в которой запрашиваются документы, должны быть документы по данному контрагенту (т.е. должна быть непосредственная прямая сделка, а не случай, когда организация является просто звеном в цепочке сделок).

Согласно Налоговому кодексу РФ ИФНС не имеет права рассылать подобные запросы, если идет просто отработка цепочки по выявлению, например, конечного выгодоприобретателя.

Итоги

Перед тем, как предоставлять какие-либо документы по требованию налоговиков, необходимо убедиться в их законности. При отсутствии оснований для истребования документов организация вправе не предоставлять их, мотивировав отказ нарушением налоговиками норм Налогового кодекса РФ.

О порядке проведения контрольных мероприятий со стороны ИФНС узнайте в нашей рубрике «Налоговые проверки».

Источник: http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/dokumenty_dlya_nalogovoj_proverki/trebovanie-iz-nalogovoj-vsegda-li-oni-zakonny/

Требования налоговых органов без поручения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Налоговый орган истребует от организаций и физических лиц документацию в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. Также требует явиться в качестве свидетелей. Организации и физические лица в данном налоговом органе на учете не состоят.
Обязаны ли налогоплательщики представлять документацию в тот налоговый орган, в котором не состоят на учете? Должны ли заинтересованные в получении документов и пояснений налоговые органы направлять требование опросить или запросить документы в те налоговые органы, в которых стоят на учете физические и юридические лица?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) от налогового органа не по месту своего учета, вправе его не исполнять. Заинтересованный в получении документов (информации) налоговый орган обязан направить поручение об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация).
Лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в вызвавший его налоговый орган. При этом заинтересованный налоговый орган не обязан обращаться в налоговый орган по месту учета свидетеля. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган. В других случаях возможность получения показателей свидетеля по месту его пребывания определяется по усмотрению должностного лица налогового органа.

Обоснование вывода:

Требование о представлении документов

Вызов в качестве свидетеля

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Какой налоговый орган вправе запрашивать информацию в порядке ст. 93.1 НК РФ;
— Энциклопедия решений. Допрос свидетелей при осуществлении мероприятий налогового контроля;
— Энциклопедия решений. Ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник: http://www.garant.ru/consult/nalog/1186375/

Требования налоговых органов без поручения

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 10 мая 2006 года N 19-5-04/000008

По вопросу исполнения банком инкассовых поручений, выставляемых на счета налогоплательщиков по решениям налоговых органов

Приложение. Письмо ЗАО «Экономбанк» от 13.04.2006 N 02-01-19/184

Приложение
письмо ЗАО «Экономбанк»
от 13.04.2006 N 02-01-19/184

2. Как указано в п.1 ст.47 НК РФ, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента — организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных ст.47 НК РФ.

Возможны два варианта толкования данной нормы закона.

2.2. С другой стороны, решение налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (п.1 ст.47 НК РФ) может рассматриваться само по себе как исполнительный документ применительно к п.8 ст.7 Закона об исполнительном производстве («постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом»).

Читайте так же:  Сгорают ли пени по налогам

При таком толковании не требуется отзывать инкассовое поручение, однако не понятно, каким законодательным актом предусмотрена допустимость приостановления действия инкассового поручения.

3. Что касается ссылки УФНС по Саратовской области на п.3.2 Методических рекомендаций, то введенное ими регулирование в целом имеет неопределенное содержание, в связи с чем возникает ряд вопросов.

3.1. Поскольку в абз.1 п.3.2 Методических рекомендаций упоминается «решение о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника (приостанавливает действие инкассового поручения, выставленного к счету должника)», то вправе ли банк не принимать к исполнению письма налогового органа, в которых без ссылки на конкретное решение лишь указаны реквизиты инкассовых поручений, действие которых приостанавливается?

1. Письмо МРИ ФНС N 11 от 17 февраля 2006 года N 1060, копия.

2. Письмо ЗАО «Экономбанк» от 14 марта 2006 года N 02-01-19/147, копия.

3. Письмо УФНС по Саратовской области от 29 марта 2006 года N 14-29/003977, копия.

4. Письмо заместителя руководителя ФНС России от 10 мая 2006 года N 19-5/-04/000008, копия.

Председатель Правления
ЗАО «Экономбанк»
А.В.Суслов

Источник: http://docs.cntd.ru/document/90199946

Кто должен подписывать такое требование ФНС?

Получил требование о предоставлении документов в налоговый орган подписанный налоговым инспектором. Вопрос: Кто должен подписывать такое требование? Нужно ли основание для такого требования?

С уважением Виктор.

Вопрос относится к городу Холмск

Ответы:

Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьями 93, 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и определяет порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также информации относительно конкретной сделки.

2. Настоящий Порядок так же применяется в следующих случаях:

1) при рассмотрении в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 93.1 Кодекса материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля;

2) при истребовании документов (информации) у участников проверяемых сделок, располагающих документами (информацией), касающимися (касающейся) этих сделок, на основании пункта 7 статьи 105.17 Кодекса.

3. Налоговый орган, осуществляющий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации) в налоговый орган по месту учета контрагента проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) либо лица, располагающего документами, касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

Форма Поручения об истребовании документов (информации) установлена приложением N 17 к настоящему приказу.

4. В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения об истребовании документов (информации) налоговый орган по месту учета лица, у которого подлежат истребованию документы, направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Форма Требования о представлении документов (информации) установлена приложением N 15 к настоящему приказу.

5. В случае, если контрагент проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) либо лицо, располагающее документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), состоят на налоговом учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, требование о представлении документов (информации) направляется этому лицу указанным налоговым органом. При этом поручение об истребовании документов (информации) не составляется. Требование о представлении документов (информации) в этом случае подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Рекомендация эксперта
Также можете ознакомиться с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 418-О , согласно которого — подписание требования о представлении документов не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а иными принимающими соответствующее решение должностными лицами налогового органа не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности.

Источник: http://ppt.ru/question/?id=139721

Какие требования налоговиков теперь вне закона

ИФНС не вправе запрашивать документы без указания мероприятия налогового контроля.

Многие бухгалтера по роду своей деятельности сталкивались с требованием налоговых органов о предоставлении документов (информации). Обычно налоговая выставляет требование о предоставлении документов, просто перечисляя наименования документов и периоды, за которые необходимы указанные документы.

Так случилось и с ООО «АРТЕК», налоговым органом были запрошены:

  • расшифровка счетов 60, 62 (с разбивкой по годам) и 76 бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации за 2015, 2016 и 2017г.г. c указанием ИНН контрагентов; — расшифровка счетов 76, 90, 91 бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации за 2015, 2016, 2017 г.г.;
  • штатное расписание на 01.01.2016, на 01.01.2017, на 01.01.2018;
  • расшифровка кредиторской и дебиторской задолженности на 01.01.2016, 01.01.2017, 01.01.2018 c указанием ИНН контрагентов с копиями подтверждающих документов;
  • расшифровка показателя «Нематериальные Активы» бухгалтерского баланса на 31.12.2015, 31.12.2016 и состояние данного показателя на 31.12.2017;
  • расшифровка показателя «Основные средства» бухгалтерского баланса на 31.12.2015, 31.12.2016 и состояние данного показателя на 31.12.2017;
  • расшифровка показателя «Доходные вложения в материальные ценности» бухгалтерского баланса на 31.12.2015, 31.12.2016 и состояние данного показателя на 31.12.2017;
  • и еще более десяти видов расшифровок, касающихся деятельности самого предприятия.

Общество оспорило в суде требование налогового органа о представлении документов. Оно мотивировало это тем, что в требовании не указано конкретное мероприятие налогового контроля. Кроме того, не составлялось поручение по истребованию документов.

Научим разбираться в требованиях налоговиков при проверках на нашем онлайн-курсе. Автор раньше работал в ОБЭП и знает все слабые места налоговиков и полиции. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Купить курс за 5500 руб.

Суды первой и апелляционной инстанций заняли позицию налоговиков. Они пришли к выводу, что требование направлено вне рамок налоговой проверки, в нем содержатся достаточные данные, позволяющие идентифицировать, какая информация запрашивается. Инспекция не нарушила порядок направления требования, по форме и содержанию оно соответствует положениям действующего законодательства.

Суд округа не согласился с нижестоящими судами, он указал, что судами не учтены следующие обстоятельства:

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Судами установлено, что требование направлено обществу вне рамок налоговой проверки.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) по этой сделке.

Читайте так же:  Заявление на возврат налога нумерация

Форма требования о представлении документов (информации) утверждены Приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected]

Содержание требования о предоставлении документов (информации) должно быть конкретным, исключающим возможность неоднозначного толкования.

3. Налоговый орган в силу абзаца 2 пункта 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/[email protected] обязан указать в требовании мероприятие налогового контроля, в ходе которого возникла «обоснованная необходимость» в получении документов (информации) относительно конкретной сделки, равно как доказать наличие такой необходимости, поскольку полномочия налоговых органов не абсолютны, а должны иметь правовые основания.

В целях соблюдения баланса между правом налогового органа выставить требование и обязанностью общества его исполнить, содержание требования должно однозначно свидетельствовать о том, что обязанность общества представить документы (информацию) возложена на него законно и у налогового органа действительно имелась необходимость в их получении.

4.В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

Однако судами установлено, что требование о предоставлении документов не связано с налоговой проверкой заявителя.

Основные доводы ООО «АРТЕК»

  1. Запрашиваемые документы касаются исключительно деятельности самого налогоплательщика вне зависимости от конкретной сделки либо какого-либо контрагента (контрагентов);
  2. Фактически запрашиваемые документы касаются деятельности самого налогоплательщика на протяжении трех лет, что в отсутствии налоговой проверки в отношении заявителя противоречит пунктам 1, 2 статьи 93.1 НК РФ
  3. Судебная коллегия признала заслуживающим внимания и отменила решения суда первой и апелляционной инстанций.

Выводы

При получении требования налогового органа о предоставлении документов (информации), обращайте внимание на то, чтобы в требовании было указано в мероприятие налогового контроля, в ходе которого возникла обоснованная необходимость в получении документов (информации) относительно конкретной сделки, поскольку полномочия налоговых органов не абсолютны, а должны иметь правовые основания.

Особенно если вам не хочется делиться информацией с налоговым органом о своей деятельности или своем контрагенте.

По крайней мере, имеется законная возможность выиграть время для приведения документации в порядок и консультации со своими контрагентами.

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/489038/

ИФНС запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование

В прошлой статье мы подробно обсудили вопрос о законности требований, выставляемых налоговиками в рамках выездных и камеральных проверок (см. «ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать»). Однако бухгалтерам приходится исполнять и те запросы, которые поступают вне рамок проверок их организаций. Речь идет о предоставлении сведений по контрагентам и в отношении конкретных сделок. Какие полномочия Налоговый кодекс дает налоговикам по истребованию документов и информации в таких ситуациях? Какие последствия грозят тем, кто проигнорирует подобные требования? Давайте разбираться.

Два основания для запроса документов

«Внепроверочные» запросы могут поступать в бухгалтерию в двух ситуациях. Во-первых, такие запросы вправе инициировать инспекция, которая осуществляет налоговую проверку контрагента (то есть другого налогоплательщика, который связан с адресатом запроса). Во-вторых, инспекция может запросить документы или информацию вообще вне рамок какой-либо налоговой проверки, а в ходе других мероприятий налогового контроля. Но в этом случае круг ее интересов законодательно органичен конкретной сделкой. Остановимся на каждом из этих оснований подробнее.

Запросы при проверке контрагента

Порядок запроса у налогоплательщика информации при проверке его контрагента урегулирован статьей 93.1 НК РФ. В этой статье установлено, что можно требовать в такой ситуации, а также определена процедура направления требования. Начнем с описания данной процедуры.

Направление требования

Видео (кликните для воспроизведения).

Налогоплательщику, который получил такой запрос, нужно учитывать, что в подавляющем большинстве случаев его инициатором выступает не «родная» ИФНС, а тот налоговый орган, в котором состоит на учете его контрагент. Однако само требование по правилам статьи 93.1 НК РФ направляет «своя» инспекция. Именно поэтому к требованию, которое выставила «своя» ИФНС, должна прилагаться копия поручения от инспекции-инициатора запроса.

Получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

Без этой копии требование может быть направлено только в одном случае: когда проверяемый налогоплательщик и адресат запроса состоят на учете в одной ИФНС (т.е. инспекция-инициатор запроса совпадает с инспекцией, направившей требование). В таком случае ИФНС не дает себе никакого поручения и, соответственно, копия поручения к требованию не прикладывается (письмо ФНС России от 16.12.14 № ЕД-4-2/26018, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.08 по делу № А26-1964/2007).

Отметим, что копия поручения — весьма полезный для налогоплательщика документ. Так, из нее можно узнать, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля налоговикам потребовались документы и информация. Также данная копия позволяет проверить, соответствуют ли сведения, которые запрашивает «своя» ИФНС, поручению инспекции-инициатора запроса. Ведь судебная практика исходит из того, что в подобной ситуации требование о предоставлении документов (информации) составляется на основании поручения и не может выходить за его рамки. А значит, если истребуются документы, не указанные в копии поручения, такое требования является незаконным в соответствующей части (постановления ФАС Уральского округа от 27.01.12 № Ф09-8983/11 и ФАС Московского округа от 26.03.09 № КА-А40/2089-09).

В то же время следует учитывать, что если инспекция не приложит к требованию копию поручения, суд может не признать это грубым процедурным нарушением (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.08 № Ф09-3423/08-С3). Поэтому мы не советуем игнорировать требование о предоставлении документов (информации) только лишь потому, что к нему не приложена копия поручения. А вот обжаловать такое требование вполне возможно. Если суд сочтет его незаконным, налогоплательщик сможет потребовать возмещения расходов на исполнение такого требования в порядке, предусмотренном статьей 35 НК РФ.

Читайте так же:  Субсидии на гбо как получить

Содержание требования

Что касается содержания требования, связанного с проверкой контрагента, то тут практика исходит из фактически полной вседозволенности для налоговиков. Дело в том, что в НК РФ для этого случая вообще нет каких-либо ограничений ни по составу запрашиваемых документов (информации), ни по кругу лиц, у которых можно их потребовать. Основываясь на этом, суды рассматривают споры о праве ИФНС запрашивать те или иные сведения по контрагентам.

Бесплатно проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки

Так, Арбитражный суд Уральского округа указал, что в своих запросах ИФНС не ограничена документами, касающимися первого контрагента проверяемого налогоплательщика. Это значит, что подобные требования могут быть направлены также контрагентам второго, третьего и последующего звена (постановление от 02.08.18 № Ф09-4001/18).

А судьи Дальневосточного округа разъяснили, что статья 93.1 НК РФ не ограничивает перечень запрашиваемых документов (информации) только теми, которые по правилам НК РФ являются основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Поэтому ИФНС может затребовать абсолютно любые документы (любую информацию) по проверяемому налогоплательщику. В том числе и те, которые не связаны напрямую с подтверждением правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.07.18 № Ф03-2969/2018). Также нет ограничений и по форме истребуемых данных — ИФНС на законных основаниях может потребовать информацию в форме пояснений (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.06.14 № Ф03-1810/2014).

При этом налоговики не обязаны обосновывать свои требования и доказывать, что запрошенные сведения действительно необходимы при проверке контрагента (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.18 № Ф07-4963/2018). Так, Арбитражный суд Московского округа признал правомерным запрос данных об IP-адресах контрагентов, указав, что эти данные могут использоваться для определения признаков взаимозависимости и согласованности действий налогоплательщиков. А значит, они связаны с проверкой и затребованы правомерно (постановление от 05.03.19 № Ф05-1297/2019).

Провести автоматическую сверку счетов‑фактур со своими контрагентами

Также нет ограничений и по периоду проверки контрагента, в связи с которой запрашиваются документы или информация. По мнению судов, вопрос о том, относятся ли конкретные документы к проверяемому налогоплательщику, а также круг устанавливаемых при помощи этих документов обстоятельств находится исключительно в компетенции ИФНС (постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.09.18 № Ф05-14465/2018). При этом инспекция не обязана разъяснять адресату запроса связь этих документов с проводимой проверкой. Достаточно лишь указать на данное обстоятельство в требовании. Таким образом, тот факт, что запрашиваемые по контрагенту документы относятся к периоду, который не охвачен проверкой, не освобождает организацию от исполнения требования (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.19 № Ф06-41326/2018).

Также нужно учитывать, что налоговики вправе запрашивать документы и в том случае, если в них содержатся персональные данные третьих лиц (в т.ч. работников организации). Основание — положения подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Из данных норм случает, что обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти. (См. также п. 3 разъяснений Роскомнадзора от 14.12.12 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»). А налоговые органы как раз и являются одним из федеральных органов исполнительной власти (указ президента России от 15.05.18 № 215). Таким образом, ссылка на то, что запрошенные документы содержат персональные данные, не освободит от штрафа за непредставление этих бумаг (письмо Минфина России от 09.10.12 № 03-02-07/1-246, см. «Налоговики вправе затребовать у организации штатное расписание и приказы о направлении работников в командировки к проверяемому налогоплательщику»).

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Сведения по конкретной сделке

Теперь рассмотрим второй случай направления «внепроверочных» требований. Речь идет о запросе данных по конкретной сделке, которая вызвала интерес у налоговиков (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый кодекс не разъясняет термин «конкретная сделка». А значит, придется снова обратиться к судебной практике.

Как указал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, пункт 2 статьи 93.1 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять документы и информацию по конкретным договорам с конкретными контрагентами. При этом налогоплательщик, к которому поступил запрос, может и не являться стороной такого договора (постановление от 22.02.19 № Ф08-213/2019).

Данный подход означает, что налоговики не могут запросить сведения в отношении операций, которые совершаются вне рамок договоров (сделок). Например, в отношении операций по получению бюджетных субсидий или в отношении операций по выплате дивидендов, внесению вкладов в имущество организации или ее уставный капитал (см. письмо Минфина России от 17.07.13 № 03-01-18/28094).

На этом запреты, пожалуй, заканчиваются. Как и в случае с запросом данных по контрагентам, никаких ограничений по составу документов или информации, которые можно затребовать в отношении конкретной сделки, НК РФ не содержит. Также не запрещено истребовать документы или информацию по нескольким сделкам (определение Верховного суда РФ от 26.10.17 № 302-КГ17-15714). При этом, как уже отмечалось, круг лиц, у которых можно запросить документы (информацию) на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, фактически не ограничен: адресатом может быть как участник сделки, так и иные лица, располагающие нужными данными по сделке.

В то же время на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ нельзя истребовать документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке. Согласно форме требования о представлении документов (информации), утвержденной приказом ФНС России от 07.11.18 № ММВ-7-2/[email protected], в требовании должны быть указываться сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку, в отношении которой запрашиваются данные (письмо Минфина России от 15.10.18 № 03-02-07/1/73833, см. «Встречная» проверка: должны ли инспекторы указывать реквизиты истребуемых документов»).

Но при этом к вопросу идентификации сделки суды также относятся достаточно вольно: инспекция вовсе не обязана указывать в требовании реквизиты (дату, номер) договора или сделки. Достаточно обозначить стороны и тип договора. Требование является обоснованным, если на основании перечня запрашиваемых документов налогоплательщик в состоянии сам определить всю информацию, идентифицирующую конкретную сделку (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.09.18 № Ф09-5656/18).

Читайте так же:  Увеличат ли пенсию пенсионерам мвд

Получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

Штрафы за неисполнение требования

И в завершение разговора о «внепроверочных» требованиях коротко расскажем об ответственности за их неисполнение. Тут нужно учитывать два момента.

Первый момент — налогоплательщик обязан отреагировать на требование ИФНС о представлении документов, даже если считает его незаконным. Судебная практика исходит из того, что у получателя такого требования есть всего три законных варианта действий: известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов, исполнить требование в установленный срок, либо обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов. Если налогоплательщик (организация или ИП) не совершит ни одного из этих действий, то ИФНС может оштрафовать его на 10 тыс. рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.06.18 № Ф04-1872/2018).

Также напомним, что положения статей 137 и 138 НК РФ не предусматривают приостановление срока на исполнение требования в случае его обжалования в вышестоящем управлении ФНС. А значит, если обжалование не приведет к отмене требования, которое не было исполнено в срок, то организация может быть оштрафована на вполне законных основаниях.

Второй момент, о котором нужно помнить при получении «внепроверочных» требований, связан с возможным увеличением штрафа за неисполнение запроса, содержащего одновременно требование о представлении документов и требование о направлении информации. Суды полагают, что в такой ситуации налогоплательщик может быть оштрафован за неисполнение каждой части такого запроса (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). При этом штраф за непредставление документов налагается по пункту 2 статьи 126 НК РФ и составляет, как уже говорилось, 10 тыс. рублей. А штраф за непредоставление информации налагается по статье 129.1 НК РФ и составляет 5 тыс. рублей (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.11.18 № Ф02-5065/2018). Соответственно, подходить к исполнению такого запроса надо с особой тщательностью, не оставляя без внимания каждую из его частей.

Обратите внимание: облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию можно с помощью специальных сервисов, например, веб-сервиса «Коннектор Контур.Экстерн». Он дает возможность направить налоговикам десятки тысяч электронных документов единовременно, при этом в час уходит примерно 9 тысяч документов. Через «Коннектор» можно передавать в ИФНС любые электронные документы, созданные по утвержденным форматам (например, счета-фактуры, накладные ТОРГ-12 и проч.), а также скан-образы любых документов, созданных на бумажном носителе: актов, договоров, платежек и др.

Источник: http://www.buhonline.ru/pub/comments/2019/5/14664

О праве ИФНС направлять поручение об истребовании документов по деятельности проверяемой организации в ИФНС по месту ее подразделения

В рамках истребования документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), инспекция может направить поручение по любому месту налогового учета организации, у которой запрашиваются документы, в том числе по месту учета ее обособленного подразделения. Поскольку ответственной за исполнение требования налогового органа является организация в целом, отказ в представлении документа на том основании, что он запрашивался у подразделения, которое им не располагало, неправомерен.

Вопрос: О праве налогового органа направлять поручение об истребовании документов, касающихся деятельности проверяемой организации, в налоговый орган по месту учета ее обособленного подразделения.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 8 августа 2013 г. N АС-4-2/14488

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо и сообщает следующее.

Согласно п. 5 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству) направляются налоговым органом по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц. Эти условия установлены в целях определения даты получения такого документа как шестого дня со дня его отправки заказным письмом по почте согласно п. 4 ст. 31 Кодекса (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступающего в силу с 24.08.2013).

Согласно п. 3 ст. 93.1 Кодекса налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). Пунктом 1 ст. 83 Кодекса определено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. Таким образом, налоговый орган вправе направить документ, который используется при реализации им своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по любому месту учета лица налоговым органом. В том числе в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения организации.

Предполагаемое место нахождения истребуемого документа налоговый орган определяет исходя из имеющейся информации о сделке или операции, которая оформлена этим документом, иных имеющихся сведений. Необходимо отметить, что правильное определение места нахождения документа способствует своевременности исполнения требования лицом, у которого он потребуется, а также своевременности получения его налоговым органом, то есть в интересах обеих сторон.

В случае если обособленное подразделение организации не располагает истребуемым документом, полученное им требование о представлении документов (информации) может быть передано на исполнение в другое обособленное подразделение организации. Во всяком случае, ответственной за исполнение требования налогового органа является организация в целом, обстоятельства, связанные с внутренними процедурами документооборота в организации, во внимание не должны приниматься. Отказ в представлении документа на указанном основании будет являться неправомерным.

Источник: http://www.audit-it.ru/law/account/636582.html

4. СОДЕРЖАНИЕ ПОРУЧЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

4.1. Правомерно ли требование о представлении документов, если не указано, к какому периоду относятся запрашиваемые документы (ст. 93.1, п. 6 ст. 101, ст. ст. 126, 129.1 НК РФ)?

4.2. Правомерно ли требование о представлении документов (информации), если запрашиваются документы, не указанные в поручении об истребовании документов (информации) (п. п. 3 и 4 ст. 93.1, п. 6 ст. 101, ст. ст. 126, 129.1 НК РФ)?

Читайте так же:  Где можно получить пенсию по инвалидности

4.3. Правомерно ли требование о представлении документов (информации), если инспекция по месту учета контрагента, направляя требование, не приложила к нему копию поручения об истребовании документов (п. п. 3 и 4 ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ)?

4.1. Правомерно ли требование о представлении документов, если не указано, к какому периоду относятся запрашиваемые документы (ст. 93.1, п. 6 ст. 101, ст. ст. 126, 129.1 НК РФ)?

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или иных лиц, располагающих такими документами (информацией).

Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2014) отказ лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность по ст. 129.1 НК РФ. С 01.01.2014 за такое правонарушение наступает ответственность, предусмотренная ст. 126 НК РФ. Ответственность по ст. 129.1 НК РФ установлена за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации.

Возникает вопрос: правомерно ли требование о представлении документов, если не указано, к какому периоду относятся запрашиваемые документы?

Официальной позиции нет.

Имеются судебные акты, в которых сделан вывод о том, что требование без указания периода, к которому относятся запрашиваемые документы, незаконно.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2013 по делу N А55-32435/2012

Суд указал, что из требования невозможно установить, за какой конкретный период необходимо представить документы. В связи этим суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности по представлению запрошенных документов.

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.2011 по делу N А55-11935/2010 (Определением ВАС РФ от 30.12.2011 N ВАС-10805/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд признал незаконным привлечение организации к ответственности по ст. 129.1 НК РФ, поскольку в требовании инспекции о представлении документов не было указано, какие документы и за какой период должны быть представлены в налоговый орган.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 N Ф04-82/2009(19291-А46-15) по делу N А46-11871/2008 (Определением ВАС РФ от 18.05.2009 N ВАС-5887/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд признал незаконным привлечение организации к ответственности по ст. 129.1 НК РФ. В требовании инспекция не указала, к какому периоду должны относиться запрашиваемые документы, а значит, требование является неисполнимым. Суд также отметил, что данное нарушение не является формальным.

4.2. Правомерно ли требование о представлении документов (информации), если запрашиваются документы, не указанные в поручении об истребовании документов (информации) (п. п. 3 и 4 ст. 93.1, п. 6 ст. 101, ст. ст. 126, 129.1 НК РФ)?

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика у контрагента или иных лиц, располагающих такими документами (информацией).

Согласно п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий проверку, направляет поручение об истребовании документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в инспекцию по месту учета лица, у которого должны быть запрошены указанные документы.

В соответствии с п. 4 ст. 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета контрагента направляет ему требование о представлении документов, к которому прилагается копия поручения.

Согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2014) отказ лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность по ст. 129.1 НК РФ. С 01.01.2014 за такое правонарушение наступает ответственность, предусмотренная ст. 126 НК РФ. Ответственность по ст. 129.1 НК РФ установлена за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации.

Однако в Налоговом кодексе РФ не указано, является ли требование незаконным, если запрашиваются документы (информация), не указанные в поручении.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым требование о представлении документов неправомерно, если запрашиваются документы, не указанные в поручении об истребовании информации.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Уральского округа от 27.01.2012 N Ф09-8983/11 по делу N А47-3079/2011

Суд установил, что в направленном инспекцией требовании о представлении документов (информации) содержится список документов, отличный от перечня, указанного в поручении. В том числе на этом основании решение инспекции о привлечении к ответственности по ст. 129.1 НК РФ признано незаконным.

Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2009 N КА-А40/2089-09 по делу N А40-51270/08-116-120

Суд указал, что инспекция не проводила налоговой проверки контрагента, а лишь действовала по поручению другого налогового органа. Поэтому она не вправе истребовать дополнительные документы, не указанные в поручении. Суд пришел к выводу о незаконности привлечения к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.

4.3. Правомерно ли требование о представлении документов (информации), если инспекция по месту учета контрагента, направляя требование, не приложила к нему копию поручения об истребовании документов (п. п. 3 и 4 ст. 93.1, п. 6 ст. 101 НК РФ)?

В соответствии с п. 4 ст. 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета контрагента направляет ему требование о представлении документов (информации), к которому прилагается копия поручения. Возникает вопрос: законно ли требование, если к нему не была приложена копия поручения?

Официальной позиции нет.

В имеющихся судебных актах указано, что требование о представлении информации, к которому не приложена копия поручения об истребовании информации, является законным.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Уральского округа от 19.05.2008 N Ф09-3423/08-С3 по делу N А60-34709/07

Суд указал, что инспекция запросила у контрагента налогоплательщика документы, однако к требованиям не приложила соответствующие поручения. Суд пришел к следующему выводу: права контрагента не были нарушены, поэтому организация не вправе отказать инспекции в представлении документов.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 по делу N А26-1964/2007

Суд указал, что налоговый орган, истребовав у контрагентов документы, не приложил к требованиям копии поручений. Однако это не нарушает права налогоплательщика, у контрагентов которого запрашивалась информация.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zakoniros.ru/?p=6876

Требования налоговых органов без поручения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here