Введение налоги и налоговая система

Сегодня предлагаем статью на тему: "Введение налоги и налоговая система" с выводами профессионалов. Узнать актуальность информации на 2020 год можно обратившись к дежурному специалисту.

Содержание

Элементы и основные принципы налогообложения………..……5

Структура налоговой системы и ее элементы……………………..8

Принципы построения налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………..……………12

Список использованной литературы…………. …. …………………..23

Введение

Налоги являются важнейшей составляющей доходной части бюджета. Поэтому их значение для экономической, социальной и политической жизни страны трудно переоценить.

Своевременная и полная уплата налогов является обязанно­стью каждого налогоплательщика — гражданина или организа­ции. Для хозяйствующих субъектов вопросы оптимизации нало­гообложения в последнее время стали не менее важными, неже­ли эффективное бизнес-планирование производственных и управленческих процессов.

Система законодательного регулирования налогообложения и система нормативного регулирования бухгалтерского учета по­строены на схожих, но все-таки разных принципах, что обуслов­ливает возникновение расхождений между данными бухгалтер­ского и налогового учета. Другими словами, информация, сфор­мированная в регистрах бухгалтерского учета, не всегда может быть непосредственно использована при определении налоговой базы — необходимы дополнительные корректировки. При этом руководствоваться следует не только экономическим содержани­ем хозяйственных операций, знанием нормативной базы бухгал­терского учета, но и требований законодательства о налогах и сборах.

В то же время налогообложение является одной из наиболее динамично развивающихся и постоянно реформирующихся от­раслей законодательства. Несвоевременный учет изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации, другие законодательные и нормативные акты, может создать предпо­сылки для совершения налоговых правонарушений, что, в свою очередь, не только приведет к ощутимым материальным потерям в виде налоговых санкций, но и негативно может повлиять на имидж организации.

Все перечисленное обусловливает необходимость серьезного, вдумчивого изучения теории налогообложения, правил исчисления и уплаты отдельных видов налогов, требований по проведе­нию мероприятий налогового контроля. 1

Цель данной курсовой работы – изучение налоговой системы и налогообложения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить элементы и основные принципы налогообложения;

изучить структуру налоговой системы и ее элементы;

рассмотреть принципы построения налоговой системы Российской Федерации.

Элементы и основные принципы налогообложения

Элементы налогообложения — установленные в законодательном порядке государственными органами принципы организации и действия налоговой системы, охватывающие следующие ее части: субъекты налога (налогоплательщики), объекты налога (облагаемый доход, имущество), единица обложения (единица измерения объекта налога), налоговая ставка (норма налогообложения), налоговый оклад (сумма налога с одного объекта), налоговые льготы. 1

Основными элементами налогообложения являются:

Субъект обложения. Юридические и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги.

Объект налогообложения. К нему относятся операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, иные экономические основания, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Товаром считается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Налоговая база. Она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Единица налогообложения. Единица, которая кладется в основу измерения налога.

Источник налога. Ресурс, используемый для уплаты налога. Иногда источник налога совпадает с объектом.

Норма налогообложения. Доля дохода, взимаемая через налоги с налогооблагаемых объектов.

Налоговая ставка. Это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Виды налоговых ставок: твердая; пропорциональная; прогрессивная; регрессивная.

Налоговые санкции. Увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.

Налоговые каникулы. Представляют собой, в соответствии с действующим законодательством, определенный срок, в течение которого налогоплательщик освобождается от уплаты того или иного налога. Налоговые каникулы являются частью налоговой политики, входящей в общеэкономическую стратегию правительства, и используется для стимулирования развития конкретного предприятия, компании или их групп, отдельной отрасли, региона, научно-технического прогресса, выступая, как форма государственного кредитования, государственной поддержки конкретного налогоплательщика. По истечении срока налоговых каникул уплата налогов возобновляется.

Налоговый кредит. Он предоставляется заинтересованному налогоплательщику на срок от трех месяцев до одного года по его заявлению и оформляется соответствующим договором, в котором указываются сумма задолженности, срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, порядок погашения суммы процентов, поручительство либо документы об имуществе, которые выступают в качестве залога, ответственности сторон.

Налоговые льготы. Являются существенным, но не обязательным элементом законодательства о налогах. Действительно, если в тексте закона не будет определен субъект налога, то закон действовать не будет, т. к. неизвестно, кто должен его платить. Если не определена ставка налога, то непонятно, как рассчитать сумму налога, и т. д. Отсутствие же в законе о налоге определения налоговых льгот не мешает этому закону действовать, он продолжает работать.

Основные формы налоговых льгот: налоговые изъятия; налоговые скидки; налоговые кредиты.

Налоговая амнистия. Возврат некоторых ранее уплаченных сумм или освобождение от финансовой санкции на определенный период. 1

Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения.

1. Принцип законности налогообложения.

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения.

3. Принцип справедливости налогообложения.

4. Принцип публичности налогообложения.

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения.

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах.

8. Принцип определенности налоговой обязанности.

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. 2

Налоговый Кодекс (по состоянию на 1 февраля 2009 года) устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участ­ников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершение налоговых правонарушений;

Читайте так же:  Оплатить задолженность по налогам по инн

порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и должностных лиц. 1

Таким образом, принципами налогообложения являются исходные идеи, лежащие в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие могут быть выведены путем толкования. Принципы налогообложения можно разделить на общие, регулирующие налоговую систему в целом, и специальные, характеризующие отдельные институты налогового права. 2

Источник: http://studfile.net/preview/1493055/

Лекция 1. Введение. Особенности построения системы налогов и сборов России

Тема 1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоги и налогообложение

КУРС ЛЕКЦИЙ

Для специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

Курс лекций разработан на основе Федерального государственного стандарта и программы учебной дисциплины по специальности среднего профессионального образования.

Составитель: Игнатьева М.В. – преподаватель Ростовского финансово-экономического колледжа.

Цель составления и использования: помощь студентам при подготовке к занятиям. В курсе лекций рассматриваются принципы построения и элементы налоговой системы Российской Федерации, экономическая сущность налогов, виды налогов в Российской федерации и порядок их расчетов. При составлении лекций учтены последние изменения и дополнения к Налоговому кодексу Российской Федерации и другим нормативным актам, регулирующим отношения организаций и государства в области налогообложения.

2. Особенности построения системы налогов и сборов в России.

3. Элементы налоговых систем.

4. Современные принципы налогообложения.

5. Понятие налога, его признаки и внутренняя структура.

6. Функции налогов.

8. Классификация налогов

Целью и задачами изучения дисциплины является получение базовых знаний и умений в сфере налогов и налогообложения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

— нормативные акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения, Налоговый кодекс Российской Федерации

— экономическую сущность налогов;

— принципы построения и элементы налоговых систем;

— виды налогов в Российской Федерации и порядок их расчетов.

В результате освоения дисциплины обучающийся долженуметь:

— ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации;

— понимать сущность и порядок расчетов налогов.

Дисциплина тесно связна с другими экономическими дисциплинами, в том числе экономика организации и бухгалтерский учет.

Курс занятий включает 6 тем, в том числе 54 часа обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося и 27 часов самостоятельной работы.

Рекомендуется использование литературы:

— НК РФ часть 1, 2 с изменениями и дополнениями;

— Пансков В.Г., Налоги и налогообложение, теория и практика: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2012

— Евстигнеев Е.Н., Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие. – М.: Проспект, 2013

— Крюков А.В. Налоги, сборы и страховые взносы с нуля. – М.: Эксмо, 2012

— Красноперова О.А. 2012: новое в налогообложении. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012.

Самостоятельная работа студентов выполняется ежедневно согласно методическим рекомендациям по выполнению самостоятельной работы в тетради для самостоятельных работ.

Формирование доходной базы федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников – налогов, неналоговых доходов и прочих доходов. При этом определяющим и главным доходным источником являются налоговые поступления (около 75% в консолидированных бюджетах).

Из всего многообразия видов налогов в РФ фактически 4 вида налога — налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц, а также таможенная пошлина играют решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы.

Таким образом, говоря о налоговой системе, мы в первую очередь подразумеваем совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Частью первой НК установлено в целом 13 видов налогов и сборов, т.ч. 8 федеральных, 3 региональных и 2 местных. Кроме того предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов (их 4), при которых устанавливаются соответствующие единые налоги с одновременным освобождением от уплаты единых федеральных, региональных и местных налогов. Налоги и сборы, действующие в РФ, представлены в таблице.

Классификация налогов по принадлежности к уровню власти:

Федеральные Установленные спец. налоговыми режимами Региональные Местные
— Акцизы — Налог на доходы физических лиц — Налог на добавленную стоимость — Налог на прибыль организаций — Налог на добычу полезных ископаемых — Водный налог — Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов — Государственная пошлина — Единый сельскохозяйст-венный налог — Единый налог по упрощенной системе налогообложения — Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности — Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — Налог на имущество организаций — Налог на игорный бизнес — Транспортный налог — Земельный налог — Налог на имущество физических лиц.

Однако совокупность установленных налогов не может в полной мере характеризовать налоговую систему страны, поскольку она представляет достаточно сложное образование. Перечень включенных в нее налогов отражает только одну из ее сторон. Понятие «налоговая система» намного шире и включает в себя также законодательство о налогах и сборах и государственные органы, обеспечивающие ее функционирование.

Таким образом, налоговая система состоит из 3 наиболее важных элементов:

1. Совокупность налогов и сборов (см. таблицу)

2. Законодательство о налогах и сборах,устанавливающие порядок установления,отмены, исчисления, уплаты налогов и сборов, систему контроля за соблюдением налогового законодательства и ответственность за его нарушение (состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст. 1 НК)

3. Государственные органы по налогам и сборам – Федеральная налоговая служба РФ (ФНС) и ее территориальные подразделения (налоговые органы).

Рассмотрим и запомним наиболее полное определение налоговой системы:

Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Разработанные в 18-19 вв. и уточненные в 20 в. принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему, состоящую из трех направлений:

— экономические (основные для нас);

Экономическиевключают следующие принципы:

— принцип равенства и справедливости –распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам. Одновременно обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.

Читайте так же:  Сгорают ли пени по налогам

— принцип эффективности –предполагает два подпринципа:

а) налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система подразумевает наличие в ней инструментов, стимулирующих экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

б) государственные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными и быть в разы меньше, чем собираемые суммы налогов.

— принцип соразмерности –соотношение наполняемости бюджета и последствий налогообложения для налогоплательщиков, т.е. сбалансированность интересов налогоплательщиков и государственной казны. При установлении налогов (и их размеров) должны учитываться экономические последствия для бюджета и перспективного развития национальной экономики так и их воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков, в частности на уровень налогового бремени на товаропроизводителей.

— принцип множественности –наличие различных дифференцированных налогов и объектов налогообложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должна образовывать такую систему, которая бы отвечала требованию оптимального перераспределения налогов по плательщикам.

Другим, не менее важным аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не наполниться. Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики.

— принцип всеобщности –каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, участвуя в финансировании общегосударственных расходов. Все лица, имеющие доход или владеющие имуществом, без исключения должны платить налоги.

Кратко перечислим организационные и юридические принципы.

Организационные:

— удобство и время взимания налогов;

— разделение налогов по уровням власти;

Видео (кликните для воспроизведения).

— единство налоговой системы;

— эффективность в части налогового администрирования;

Юридические:

— законодательная форма установления налога;

— равенство и справедливость;

— приоритетность налогового законодательства.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и /или муниципальных образований (гл. 8 НК).

Признаки налога:

императивность – налог это обязательный платеж;

индивидуальная безвозмездность – налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства;

законность – установление, начисление и взимание налогов осуществляется в порядке, определенном законом;

уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства – доходы бюджета более чем на ¾ состоят из налоговых поступлений;

абстрактность – налоги поступают от разных плательщиков в общий фонд на нужды всего государства, а потом этот целостный фонд распределяется;

относительная регулярность – периодическая уплата в установленные сроки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8944 —

| 7245 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/1_108243_lektsiya—vvedenie-osobennosti-postroeniya-sistemi-nalogov-i-sborov-rossii.html

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства. Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов.

Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.

Налоговая система рф

1.1 Понятие налоговой системы

Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины — но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, — то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права.

Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Система налогового права, впрочем, как и любого другого, — это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.

К Общей части налогового права относятся:

нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации;

принципы формирования налогового законодательства;

правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;

основные черты правового положения участников налоговых отношений.

Особенная часть содержит:

нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей;

Читайте так же:  Мвд пенсия по инвалидности заболевания

круг плательщиков по каждому налогу;

порядок исчисления и уплаты.

Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.

Источник: http://studfile.net/preview/2799765/

Реферат на тему: «Налогообложение» введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выде­лить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помо­щи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стра­не возникает сеть государственных учреждений, в том числе фи­нансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавли­вает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, на­конец, третий, современный, этап — государство берет в свои ру­ки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.

События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключаться в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей, так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклоняться от уплаты налогов, так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем, которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Второй путь, на мой взгляд, более прогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса. Повторяю – «до разумных пределов» – так как чересчур резкое снижение ставок налогов не может привести к желаемому результату.

Источник: http://studfile.net/preview/1082740/

Принципы построения налоговой системы РФ

История построения налоговой системы в нашем государстве

Для того чтобы понять принципы построения налоговой системы в России, рассмотрим несколько исторических моментов, связанных с ее формированием. История построения налоговой системы в нашей стране довольно длинная.

Первым упоминанием о сборах с населения является дань. Она была прямым налогом и служила в качестве главного дохода казны древнерусского государства в конце IX века. Со становлением Киевского государства дань перешла в следующую форму — подать. Она взималась «подымно», то есть с печей и труб домашних хозяйств. Также была принята стрелецкая подать.

В период Золотой Орды было введено множество сборов с простого населения, так как разоренное в результате непрерывной войны русское государство нуждалось в поступлениях в казну и уплате дани монгольским ханам.

В XIV веке в Московском государстве сформировалась система кормлений — сборов за управление определенной территории в пользу великого князя.

Глобальными налоговыми реформами отличился император Петр I. Он ввел чрезвычайные налоги: рекрутские, драгунские, корабельные сборы. Также известны подушные подати, гербовые сборы, знаменитый налог за бороды, налог с орехов, продажи продуктов питания и другие. Примечательно, что именно Петр I принял на государственную службу прибыльщиков, которые следили за уплатой податей и сборов, а также придумывали новые налоги. Это стало своего рода прототипом современной налоговой службы.

При Александре II система налогообложения была изменена ввиду отмены крепостного права в 1861 году. Было введено обложение земельных угодий и доходов от недвижимого имущества, приняты винный и табачный акцизы (за продажу спиртной продукции — чем не прототип современных акцизов?), соляной налог, таможенные сборы. Остался и подушный налог.

Читайте так же:  Налоги у ип на усн без работников

О том, кому сегодня положено платить акцизы, см. в материале «Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?».

Главным событием в экономической жизни Советской России стала НЭП (новая экономическая политика), введенная в 1921 году. Она фактически вернула ту налоговую систему, которая существовала до Революции. Были введены так называемые классовые налоги — индивидуальное обложение сельскохозяйственным налогом кулацких хозяйств.

Период с 1930 по 1932 год ознаменован кардинальными переменами в налоговой жизни государства. Была полностью упразднена система обложения акцизами, предприятиям был вменен налог с оборота и прибыли.

В военной и послевоенной России вводились весьма любопытные налоги, например, налог на холостяков (действовал вплоть до 1990 года). В связи с экономической ситуацией в стране граждане СССР дополнительно уплачивали военный налог, сбор с владельцев домашнего скота. С 1986 по 1991 год действовал налог с продаж, а также государственные пошлины за регистрацию и выдачу определенных документов. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая в дальнейшем была переименована в Государственную налоговую службу.

Становление современной налоговой системы России началось с распада СССР в конце 1991 года и принятия закона «Об основах налоговой системы в РФ». Новый закон с января 1992 года вводил в действие такие налоги, как НДС, подоходный налог, акцизы и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, а в 2000-м — 2-я часть. Они объединили воедино все налоги и сборы, действовавшие на территории нашей страны. НК РФ стал главным законодательным актом в области налогообложения и определил взаимоотношения между государством и налогоплательщиками.

В 1998 году появилось Министерство РФ по налогам и сборам, которое затем было ликвидировано, а его функции переданы Минфину РФ. С 2004 года деятельность по контролю в сфере налогообложения осуществляет уже привычная нам Федеральная налоговая служба.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Налоговая система Российской Федерации — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в пользу государства с физических и юридических лиц.

Об характеристиках основных элементов налога читайте здесь.

В РФ действует трехуровневая налоговая система, которя состоит из федеральных, региональных и местных налогов.

Она строится на определенных принципах и регулирует налоговые взаимоотношения государства и плательщиков налогов и сборов.

Принципы налоговой системы РФ можно найти в Налоговом кодексе, в частности, в ст. 3 прописаны основные понятия. Если их обобщить, то можно выделить несколько принципов построения налоговой системы РФ:

Каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все необходимые элементы: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в сторону плательщика.

Он предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета РФ и финансировании его расходов.

Каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.

Государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков. Здесь применима всем известная фраза: «Экономика должна быть экономной!».

Все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса. Каждый участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание своих интересов в суде.

Итоги

Современная налоговая система Российской Федерации начала формироваться после распада СССР в 1991 году одновременно со становлением рыночной экономики. С тех пор она претерпела множество изменений. Они касались не только налогового законодательства, но и деятельности налоговых органов. Ст. 3 НК РФ определяет базовые принципы, на которых строится налоговая система России.

На сегодняшний день продолжают вноситься изменения в обе части НК РФ. Прежде всего, они направлены на улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков, уменьшение неопределенностей в нашем налоговом законодательстве.

Источник: http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/principy_postroeniya_nalogovoj_sistemy_rf/

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система — это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).
Читайте так же:  Оплата налога юрлицом за юрлицо

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/nalogovaya_sistema_rf_ponyatie_elementy_i_struktura/

Введение налоги и налоговая система
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here