Жилищные субсидии проблемы и перспективы

Сегодня предлагаем статью на тему: "Жилищные субсидии проблемы и перспективы" с выводами профессионалов. Узнать актуальность информации на 2020 год можно обратившись к дежурному специалисту.

Жилищные субсидии проблемы и перспективы

Библиографическая ссылка на статью:
Чаленко А.В. Государственная жилищная политика: реализация и перспективы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59282 (дата обращения: 25.03.2019).

Проблема недостатка жилья все время была актуальна , так как обеспечить жильем любую семью необходимо как можно скорее . В отсутствии решения данной задачи невозможно говорить о социальном благосостоянии страны . Вместе с тем, успех реализации жилищной политики, на наш взгляд, предопределяет общий успех экономического развития и преобразований в нашей стране.

В России жилищная политика предусматривает решение проблемы реализации потребности в жилье с помощью собственных средств населения. В Конституции РФ сказано, что строительство жилья и формирование условий для реализации прав на жилье, правительство должно поощрять. Одновременно подразумевается, что гражданам, имеющим потребность в жилье, государство должно его предоставить за счет муниципального жилого фонда или же бесплатно. Была поставлена задача перед государством, предусматривающая создание жилищного рынка, так же преодоление негативных результатов равного распределения жилья [1, с. 64].

Составление и выполнение государственной политической деятельности, которая направлена на урегулирование жилищной проблемы, в данное время координируется федеральной целевой программой «Жилище» 2011-2015 гг. Данная программа определяет главные количественные преимущества, т. е. сжатие сроков нахождения в очереди на получение социального жилья [2, с. 92].

В состав программы входят следующие подпрограммы:

  • Обеспечение молодых семей жильем.
  • Модернизация объектов коммунальной сферы.
  • Выполнение обязательств государства по предоставлению социальных гарантий малообеспеченным гражданам в осуществлении их права на жилище.
  • Поощрение региональных проектов стимулирования развития строительства жилья.

Вместе с тем, учтено субсидирование мероприятий, согласно которым будет производиться обеспечение квартирами единичных категорий граждан. Ранее действовала программа на 2002-2010 гг. Данная программа считается главным механизмом, который реализует национальный проект «Жилье».

Приняв Жилищный Кодекс РФ, законодательство тем самым конкретизировало права публичной власти. Ответственность за жилье социального назначения возлагается на местное самоуправление [3, с. 116].

Механизм политики, направленной на обеспечение нуждающихся граждан в жилье в РФ состоит из следующих элементов:

В России ипотечное кредитование появилось недавно, поэтому механизмы полностью не налажены и не отработаны [7, с. 73]. Но это не является помехой для того, чтобы популярность ипотечного кредитования возрастала, и увеличивались его объемы. При росте данного вида кредитования, так же возрастает спрос на получение кредитов, отражается рост цен на жилищном рынке. Но главным фактором, который сдерживает вступление граждан в ипотеку, является проблема неравномерности спроса на жилье. Ипотека может стимулировать спрос домохозяйств на жилье только при условии превышения предложения жилья над спросом. Способствовать решению жилищной проблемы она может лишь при высоком уровне доходов и темпах их роста, соответствующих или превышающих рост цен на рынке жилья. В противном случае использование этого института приводит только к повышению цен на жилье, что и случилось после того, как ипотека получила приоритетное официальное одобрение. При этом государственная поддержка должна распространяться не только на кредитную ипотеку, как это делается в настоящее время, но и на накопительные схемы.

С целью реализации жилищной политики применяются и другие методы стимулирования развития жилищной сферы [8, с. 341], такие как: реализация жилищных сберегательных программ, ипотечное кредитование на региональных условиях, государственно-частное партнерство, жилищно-строительные кооперативы и др.

Проблема повышения обеспеченности населения жильем актуальна для всей страны, ее решение сдерживается низкими темпами ввода нового жилья. Очень проблематично повысить доступность жилья с привлечением заемных средств из-за ограниченного объема выдаваемых жилищных кредитов физическим лицами и высокой процентной ставки по ним.

Таким образом, в настоящее время снижение темпов строительства обуславливается несколькими причинами [9, с. 321]:

  • ограничения законодательства привело к потере большого числа строительных фирм, к приостановке возведения жилых помещений, снижению предложения на первичном рынке жилья;
  • ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из бюджета регионов и муниципальных бюджетов;
  • минимальное государственное участие в процессе строительство, а именно стимулирование объемов строительства жилья;
  • недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства населения регионов страны;
  • нехватка территорий, пригодных для застройки жилых помещений и площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;
  • несовершенство существующей системы управления развитием территории города и землепользования, которая не стимулирует рост частных инвестиций в развитие жилищного строительства.

При этом основными тенденциями развития строительства жилья являются [10]:

  1. попытка государства взаимодействовать с застройщиками, а так же общественными организациями в отрасли;
  2. соответствие объемов жилья потребностям населения;
  3. установление определенных условий для доступности жилья всем категориям населения.

Анализ сложившейся в жилищной сфере ситуации, позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования деятельности органов федеральной и региональной власти на пути решения проблем, стоящих перед строителями жилья и частными инвесторами, расширения использования предпринимательской инициативы и хозяйственной самостоятельности производителей строительной продукции и потенциальных инвесторов, выявления перспективных взаимодействий бизнес-субъектов инвестиционно-строительного рынка, разработки масштабных инновационных программ, способных кардинальным образом изменить течение инвестиционно-строительных процессов, а также достоверного и своевременного информационного обеспечения этих процессов.

Таким образом, изучив механизмы, проблемы и тенденции развития жилищного сектора в Российской Федерации, подчеркнем, что реализуя все поставленные задачи, и учитывая особенности отдельных категорий населения, жилищная политика может выйти на новый уровень. Условия нового уровня могут в будущем соответствовать мировым стандартам, не упуская индивидуальность национальной политики и страны, в общем. Без успешной жилищной политики не может быть и успешного государства.

Читайте так же:  Если умирает бывший муж кто платит алименты

Источник: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59282

Субсидия – льгота на оплату услуг ЖКХ

Каждый год в сфере ЖКХ происходят изменения, и это неизменно отражается на всех нас.

По материалам Газеты.ру в ближайшие годы в Российской Федерации планируется повышение тарифов на газ, электроэнергию, тепло- и водоснабжение, а также на водоотведение (источник):

в 2017 году на 4,9%; в 2018 году на 4,4%; в 2019 году на 4,1%.

С целью поддержки недостаточно обеспеченных категорий граждан государство дает возможность вернуть часть средств, потраченных на оплату коммунальных услуг. Это называется субсидии.

Что такое субсидии?

К субсидиям относят отдельные типы выплат. Термин образован от латинского слова «subsidium», которое переводится как «помощь», «поддержка».

В России, согласно Бюджетному кодексу РФ, существует два типа субсидий: межбюджетный трансферт, цель которого — софинансирование расходов нижестоящего бюджета; деньги, выделенные физическим или юридическим лицам (кроме бюджетных учреждений) из бюджетов и внебюджетных фондов.

Характерные черты субсидии: безвозмездность; целевой характер; софинансирование.

Субсидия – это своеобразная адресная помощь субъекту, у которого недостаточно средств для самофинансирования. Субсидии на оплату коммунальных услуг могут быть предоставлены не всем, а только некоторым категориям граждан. Эти категории оговорены в Жилищном кодексе РФ (статья 159).

Кто может получать субсидии ЖКХ?

Субсидии могут получать:

  1. пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  2. наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
  3. члены жилищных кооперативов;
  4. собственники жилых помещений.

Однако для того, чтобы вернуть часть денег, потраченных на оплату услуг ЖКХ, необходимо соблюдение некоторых условий: Расходы на оплату «коммуналки» превышают 22% общего дохода семьи. Если средний доход семьи ниже прожиточного минимума (например, в Москве эта цифра в третьем квартале 2016 года составляла 15 307 рублей на душу населения), то максимальная сумма расходов на коммунальные услуги снижается в соответствии с поправочным коэффициентом.

Не могут получать субсидии:

Должники по оплате ЖКУ. Но в случае наличия соглашения о погашении задолженности с управляющей компании такие граждане также могут претендовать на субсидии. Чтобы не допускать возникновения задолженности, проверяйте и своевременно оплачивайте счета в личном кабинете. Иностранцы.

История субсидий. Законодательная основа.

Программа субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в России реализуется с 1994 года. Это первая общероссийская программа оказания адресной социальной помощи гражданам в зависимости от их доходов. Она внедрена с целью предотвращения негативных последствий реформ ЖКХ, поскольку когда растет квартплата, реальные доходы семьи падают. Особенно это заметно в семьях с низким уровнем достатка. За проживание и услуги ЖКХ семья должна платить не более 22% от суммарного дохода — это основной принцип программы субсидирования. Согласно этой программе, размер субсидии (жилищной компенсации), то есть части денег, возмещаемых гражданам из бюджета, рассчитывается так:

Программа жилищных субсидий — это целевая государственная программа, которая является составной частью жилищно-коммунальных реформ. Реформы в сфере ЖКХ начались еще с закона «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года. Этот закон подразумевал повышение жилищных платежей в несколько этапов.

К числу первых законов, регламентирующих проведение реформы ЖКХ, относится Указ президента России от 28 апреля 1997 года № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в России». В то время содержание государственного жилищного фонда осуществлялось по большей части за счет дотаций, поэтому плата за ЖКУ с жильцов взималась небольшая. Реформа ЖКХ должна была полностью перевести содержание жилья на плечи собственников. Причиной этому стали большие расходы и недостаток финансов на строительство и эксплуатацию жилья. Содержание государственного жилищного фонда было убыточно: платежи населения покрывали только 0,5% от реального расхода на содержание и ремонт жилья и всего 2% оплаты коммунальных услуг. Остальное — покрывалось из бюджета.

При переходе к экономическому методу управления от административного способа структура платежей населения стала меняться, например, были добавлены платежи на капитальный ремонт. Термин «квартирная плата» изменился: теперь появилась «оплата жилья».

Переход к 100%-ной оплате ЖКХ должен был произойти планово и постепенно: 1997 год – 35% от расходов 1998 – 50% 1999 – 60% 2000 – 70% 2001 – 80% 2002 – 90% 2003 – 100%-ная оплата населением затрат по ЖКУ, но без учета капитального ремонта и страхования жилья

Одновременно с этим были созданы механизмы соцзащиты для некоторых категорий граждан, в том числе было принято Постановление Правительства России от 22 сентября 1993 года №935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг». Также было утверждено Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, выплата субсидий в качестве меры социальной защиты граждан в России началась одновременно с повышением платы за жилье.

Субсидии стали выплачивать органы местного самоуправления посредством специальных уполномоченных служб жилищных субсидий. Такие специальные службы стали создаваться с середины 1995 года. Эти структуры проводили расчеты на основе заявлений малоимущих граждан.

В 1997 году субсидированием воспользовались 1% граждан.

8 июля 1999 года был принят Федеральный закон № 152-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 закона России «Об основах федеральной жилищной политики». Он продлил срок перехода на 100%-ную оплату услуг ЖКУ для населения до 2008 года.

Программа жилищных субсидий — одна из важнейших составляющих жилищно-коммунальной реформы. И она до сих пор работает.

Современная практика использования субсидий

При ежегодном росте тарифов на ЖКХ программа субсидирования пользуется большим спросом у населения. Рассмотрим некоторые вопросы, возникающие у граждан при обращении за субсидией.

Читайте так же:  Узнать задолженность по налогу за автомобиль

В какую организацию нужно обращаться за субсидией?
— Если вы хотите попробовать получить субсидию, нужно обратиться в управление социальной защиты населения по месту жительства (районное, городское управление или отдел соцзащиты муниципального района) либо многофункциональный центр. Подать документы на субсидию можно и через единый портал госуслуг. Для этого вам нужны качественные скан-копии документов.

Мой доход ниже прожиточного минимума. Могут ли отказать в субсидии? Если да, можно ли это как-то обжаловать?
— В предоставлении субсидии вам могут отказать. Можно пожаловаться в вышестоящий орган. Если вы уверены, что отказ незаконный, и у вас есть письменный отказ, вы можете в течение 90 дней попробовать обжаловать его в суде. Но есть вероятность проиграть и оплачивать судебные издержки, поэтому для начала проконсультируйтесь с юристом и убедитесь в своей правоте.

Контролируется ли расход субсидий? Например, я получаю субсидию, но трачу эти деньги не на квартплату. Что за это будет?
— Нет, неважно, на что конкретно вы тратите эти денежные дотации. Самый главный аспект — чтобы вы не допускали задолженности по оплате ЖКУ. Если у вас будет долг, выплаты субсидий могут приостановить. После проверки (она займет около месяца) выплаты либо возобновят (если долг возник по уважительной причине, и вы погасили его) либо нет (если вы не погасите долг за месяц после получения предписания о его оплате).

Если у меня нет источников дохода, могу ли я подать документы на субсидию? Что для этого нужно?
— Чтобы оформить субсидии, вам нужно встать на учет в службу занятости, получив официальный статус безработного гражданина. Затем вам нужно взять справку о том, что вы получаете пособие по безработице. Ее вам нужно будет предоставить в органы социальной защиты. Подробнее о документах, необходимых для получения субсидий, вы можете прочитать здесь.

Как посчитать доход семьи?
— Согласно Жилищному кодексу РФ (статья 159) необходимо суммировать прибыль всех членов семьи, зарегистрированных в одной квартире. Если вы состоите в зарегистрированном браке, то доход супруга также учитывается, причем неважно, где он прописан и проживает.

Почему зарплата мужа учитывается, даже если он прописан в другом месте?
— Семейный кодекс РФ (статья 34) говорит, что доход супругов, состоящих в официальном браке, считается общим доходом. Поэтому зарплата мужа, прописанного или проживающего отдельно, также будет учитываться при расчете дохода семьи и будет влиять на возможность получения субсидии.

Если у меня нет семьи, живу одна и моя зарплата недостаточна для оплаты коммунальных услуг, могу я получать субсидию?
— Скорее всего, да, но вам нужно уточнить этот момент в соответствующем органе вашего региона. Субсидии устанавливаются по регионам для малоимущих граждан. Однако для признания малоимущим, помимо заработка, оценивается и принадлежащее гражданину недвижимое имущество и транспорт.

Помните, что если вы хотите претендовать на субсидии, важно, чтобы у вас не было задолженности по оплате ЖКУ. Вовремя оплачивать коммунальные услуги очень удобно онлайн, через личный кабинет сайта ЖКХ. В личном кабинете жильца всегда можно посмотреть историю оплат и проверить наличие долга. Подробнее о преимуществах сайта.

Источник: http://vgkh.ru/articles/subsidiya_zhkh/

Поможет ли субсидия учителю в решении жилищных проблем?

В России работают примерно 190 тыс. учителей в возрасте до 35 лет. Из них около 10 тыс. имеют возможность улучшить свои жилищные условия с помощью ипотеки. Если учесть готовность государства помочь с оплатой первоначального взноса, то количество таковых увеличивается еще примерно на 10 тыс. человек. Таким образом, получается, что программа АИЖК «Молодые учителя» рассчитана примерно на 20 тыс. российских преподавателей. Сравни.ру выяснил, сколько учителей уже оформили жилищную ссуду на льготных условиях и почему многие не могут этого сделать по сей день.

Для начала стоит напомнить, что продукт «Молодые учителя» подразумевает следующие условия: льготная ставка кредитования на уровне 8,5%, государственная субсидия для компенсации части первоначального взноса, которая может составлять не более 20% от стоимости жилья (в денежном выражении в каждом регионе рассчитывается свой максимальный размер), и требование первоначального взноса из собственных средств не меньше 10%.

Конечно, в целом 8,5% годовых для учителей с учетом их дохода – это тоже высокая плата, но все же это лучше, чем 12-15%. Для объективности картины можем сравнить расчеты стоимости кредита в двух регионах по программе и без нее.

Пример 1 – ипотека в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО)

Если средняя стоимость двухкомнатной квартиры площадью 45 квадратных метров в ЯНАО составляет около 2 380 185 рублей (здесь и далее рассчитывается по средней стоимости квадратного метра в регионе по данным АИЖК), максимальная сумма субсидии по субъекту – 493 847 рублей, что превышает 20% от стоимости жилья, поэтому в нашем случае она составит 476 037 рублей, а первоначальный взнос из собственных средств – 238 019 рублей, то занять у банка потребуется 1 666 129 рублей.

При сроке кредита 30 лет (максимальный срок по программе) и ставке 8,5% ежемесячный платеж составит 12 811 рублей, при сроке 15 лет – 16 407 рублей. В контексте заработной платы в регионе эти суммы выглядят особенно привлекательно.

Так, если средняя зарплата учителя по итогам последнего квартала 2012 года составила в ЯНАО 77,1 тыс. рублей, а средний ежемесячный доход в целом по субъекту равен около 62 тыс. рублей, то средний совокупный размер дохода одной семьи равен примерно 139 100 рублям. При оформлении ипотеки на 30 лет, платеж по кредиту составит всего 9,2% от совокупного заработка, на 15 лет – примерно 11,8%. Напомним, что платеж считается приемлемым, если он не превышает 40-45% от дохода.

Читайте так же:  Во сколько лет уходят на пенсию

Для сравнения, если я, не являясь учителем, захочу оформить ипотеку по стандартной программе АИЖК на покупку той же квартиры, и у меня также будет первоначальный взнос в размере 30% от стоимости жилья, то я могу рассчитывать на ставку около 13,05%.В таком случае, при сроке кредита 30 лет, мой ежемесячный платеж составит 18 496 рублей, при сроке 15 лет – 21 135 рублей. Только при этом, нужно еще учитывать, что мне в отличие от преподавателя требуется накопить самой не 10% от стоимости квартиры, а все 30%.

На кого-то цифры по ЯНАО не произведут особого впечатления, мол, регион богатый, зарплаты там высокие, а вот если посмотреть на другие субъекты, то картина будет совсем иной. Что же, попробуем сделать и это.

Пример 2 – ипотека в Республике Алтай

Если средняя стоимость двухкомнатной квартиры площадью 45 квадратных метров в Республике Алтай составляет около 1 638 900 рублей, максимальная сумма субсидии по субъекту – 300 638 рублей, что как раз не превышает 20% от стоимости жилья, а первоначальный взнос из собственных средств – 163 890 рублей, то занять у банка потребуется 1 174 372 рубля.

При сроке кредита 30 лет и ставке 8,5% ежемесячный платеж составит 9 030 рублей, при сроке 15 лет – 11 565 рублей. В контексте заработной платы в регионе эти суммы выглядят пусть и не такими как в ЯНАО, но все же привлекательными.

Так, если средняя зарплата учителя по итогам первого полугодия 2012 года составила 15 459 рублей, а средняя зарплата в целом по субъекту около 17,9 тыс. рублей, то средний совокупный размер дохода одной семьи равен примерно 33 359 рублям. При оформлении ипотеки на 30 лет, платеж по кредиту составит около 27% от совокупного заработка, на 15 лет – 34,7%.

Для примера, если я, не являясь учителем, захочу оформить ипотеку по стандартной программе АИЖК на покупку той же квартиры, и у меня также будет первоначальный взнос в размере 30% от стоимости жилья, то я могу рассчитывать на ставку в районе 13,05%. В таком случае, при сроке кредита 30 лет, мой ежемесячный платеж составит 13 037 рублей, при сроке 15 лет – 14 897 рублей.

Все расчеты являются примерными, но в целом ситуацию они обрисовывают достаточно четко. Так, что для учителей, которые готовы оформить ипотечный кредит по этой программе дело остается за «малым» – получить субсидию.

«Программой могут воспользоваться учителя государственных и муниципальных школ в возрасте до 35 лет, имеющие право на субсидию для оплаты части первоначального взноса по ипотечному кредиту. При этом каждый регион устанавливает свои требования к получателям субсидий: требования к стажу работы (от 1 до 5 лет), требование отработки не менее 5 лет в школе после получения субсидии, также встречается требование о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий или нахождении в очереди на обеспечение жильем», – рассказывает Татьяна Файнблит, руководитель направления департамента инноваций, методологии и стандартизации АИЖК.

Вот и получается: не имеешь право на субсидию – не видать тебе дешевой ипотеки. Для тех, кому в компенсации части первоначального взноса со стороны федерального бюджета отказано при том, что они все равно нуждаются в приобретении жилья, это достаточно весомый минус. Ведь для них даже просто ставки 8,5% при отсутствии субсидии уже было бы более или менее достаточно для решения своего квартирного вопроса.

«Пока это основное условие программы, но в будущем, исходя из подробного анализа региональных программ, агентство может принять решение о корректировке программы», – обнадеживает госпожа Файнблит. Так, что «отказникам» нужно просто подождать.

Если же говорить о тех, кто подходит под требования для получения субсидии, то им, в большинстве случаев, тоже придется подождать. Дело в том, что если в декабре 2012 года субсидии выплачивались в 22 субъектах и еще в 32 были готовы к этому (утвердили региональные программы и порядки перечисления субсидий, но не имели выделенных и перечисленных Минобразованием РФ на это средств), то в феврале 2013 года только 10 регионов продолжили выдачу кредитов, да и то за счет средств регионального бюджета.

«Согласно бюджетному законодательству «федеральные» деньги, которые регион не успел израсходовать до конца года по соответствующей программе, отзываются обратно. И поскольку многие регионы подключились к программе поздно и не успели истратить выделенные средства, то финансирование вернулось в федеральный бюджет. В данный момент регионы ждут возврата этих средств, чтобы начать финансирование программы», – комментирует Татьяна Файнблит. Часть средств должна прийти уже в апреле.

В целом с момента запуска программы от учителей было подано 1350 заявок на получение кредита, 450 из них одобрены, а 345 жилищных ссуд уже выданы. Получается, что только каждая третья заявка одобряется банком. «Проблемой является качество формирования списков получателей субсидии. Часто списки формируются, исходя из нуждаемости или срока нахождения в очереди на улучшения жилищных условий. При этом в расчет не принимаются возможность и желание учителя оплачивать кредит. В случае если списки сформированы именно по таким признакам – количество одобрений со стороны кредитора даже под ставку 8,5% невелико. В тех регионах, где учитель получает право на субсидию после прохождения андеррайтинга платежеспособности, такой проблемы не возникает, практически 99% участников программы получает и субсидию, и ипотечный кредит», – поясняют в АИЖК.

Читайте так же:  Калькулятор трудовой пенсии по старости

Напомним, что для того, чтобы воспользоваться ипотечным кредитом «Молодые учителя», необходимо обратиться в региональное Министерство образования, получить уведомление о том, что потенциальный заемщик может стать участником программы, после получить предварительное одобрение заявки от банка, потом подать заявление на перечисление субсидии в счет первоначального взноса по кредиту, а далее – опять в банк. В среднем, получение субсидии занимает 5-10 дней с момента предоставления всех необходимых документов.

Источник: http://www.sravni.ru/novost/2013/4/1/pomozhet-li-subsidija-uchitelju-v-reshenii-zhilishhnykh-problem/

Система жилищных субсидий в Российской Федерации

Общие положения об оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Условия, порядок предоставления и методика определения размера субсидий. Их значение в формировании доходов граждан с низким достатком. Адресная программа социальной поддержки в России.

Подобные документы

Порядок предоставления субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Структура платы за жилье. Граждане, имеющие право на получение субсидий, условия и документы для их предоставления. Правовая характеристика отдела социальных выплат и льгот.

дипломная работа, добавлен 06.12.2016

Видео (кликните для воспроизведения).

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, ее предпосылки. Повышение качества обслуживания как главная цель реформы. Значение субсидий в повышении доходов семей. Порядок предоставления субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

контрольная работа, добавлен 04.04.2011

Обязательный характер внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в Российской Федерации. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме. Предоставление субсидий и компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

реферат, добавлен 02.05.2014

Содержание и виды жилищных прав граждан. Порядок, особенности и проблемы защиты жилищных прав и интересов граждан. Вопрос совместного проживания граждан. Обмен жилых помещений. Предмет и условия обмена жилых помещений. Порядок обмена жилых помещений.

реферат, добавлен 11.12.2009

Изучение понятия государственных и жилищных субсидий, программ адресной социальной помощи малоимущим. Характеристика условий и порядка получения субсидий. Анализ методики исчисления среднего совокупного дохода семьи и начисления субсидий на оплату ЖКУ.

реферат, добавлен 07.12.2010

Обязанность по внесению платы за жилое помещение, порядок и условия ее возникновения. Структура и порядок, сроки оплаты коммунальных платежей. Определение ее размера, условия предоставления субсидий и компенсаций, их отличительные характеристики.

контрольная работа, добавлен 09.12.2013

Рассмотрение прав государственных служащих на получение от государства единовременных субсидий для улучшения своих жилищных условий. Определение перечня документов для постановки на субсидиарную очередь. Изучение понятия государственный служащий.

реферат, добавлен 07.03.2017

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы социальной поддержки населения. Меры социальной поддержки социально незащищенных категорий населения. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, назначение и выплат пособий.

реферат, добавлен 18.05.2015

Изучение порядка оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками, арендаторами и нанимателями жилого фонда. Описание механизма предоставления субсидий и компенсаций расходов гражданам Российской Федерации с низким уровнем доходов.

контрольная работа, добавлен 20.02.2017

Заключение, изменение, расторжение и прекращение договора социального найма. Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Правовое положение жилых помещений в общежитиях.

контрольная работа, добавлен 13.10.2014

Источник: http://allbest.ru/o-2c0b65625b3ad78b4c53b89521216c37.html

Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях

Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура

Статья просмотрена: 13259 раз

Библиографическое описание:

Гимазетдинова Э. Я., Владимиров И. А. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. I. — М.: РИОР, 2011. — С. 57-59. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/9/455/ (дата обращения: 15.01.2020).

Состояние ЖКХ стало в современной РФ критической социальной проблемой. С 1991 года капитальный ремонт жилищного фонда страны был практически прекращен, и это достояние стало на глазах деградировать.

Цель данной статьи — проинформировать об актуальности жилищной проблемы.

Итак, наши задачи таковы: во-первых, обосновать актуальность темы жилищной проблемы; во-вторых, найти основные пути решения жилищной проблемы.

Актуальность жилищной проблемы заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям, для значительной части населения. Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов:

1)дефицит жилья — количественный аспект;

2)несоответствие структуры жилищного фонда демографической структуре семей — структурный аспект;

3)несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья – качественный аспект.

Один из важных аспектов данной проблемы является то, что Средняя жилищная обеспеченность в городах страны составляет не более 18 кв.м. общей площади жилья на одного жителя, часть населения имеют менее 9кв.м. на душу населения, зачастую, в коммунальных квартирах (рис.1).

Тип жилья, в котором проживают россияне в %.

Как видно на рисунке 1, 8% россиян проживают либо в общежитии и служебных квартирах, либо снимают жилье. Половина обитателей общежитий это представители двух низших страт, а не проживающие в служебных квартирах депутаты. Лишь 15% обладателей служебного жилья относятся к стартам от 5 и выше, составляющим верхние четыре дециля. Снимают жилье также не столько люди с высоким доходом, сколько малообеспеченные семьи- 58% арендаторов относят к трем низшим стратам, и лишь 5% к сравнительно благополучным слоям, представляющих два верхних дециля. Более того, основная часть арендаторов имеет жилье с маленьким метражом и не всеми коммунальными удобствами. Еще около 6% проживают в коммунальных квартирах или в части дома, не имеющих коммунальных удобств. По уровню жизни — это неблагополучная часть населения.

Еще одним важным аспектом данной проблемы является то, что оборудование и коммуникации в теплоснабжении находятся в изношенном состоянии. По данным Минэнерго РФ на 2008 год, «около 50% объектов инженерных сетей требуют замены, не менее 15% находятся в аварийном состоянии. На каждые 100км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 70 повреждений. Потери в тепловых сооружениях и сетях достигают 30% ». В 2009 году доля тепловых сетей, выслуживших установленные сроки, увеличилась до 32,7%, а по водопроводным сетям – до 43,9%. В теплоснабжении с каждым годом растет число аварий. Так, за отопительный сезон 2009-2010 годов в ЖКХ зафиксировано более 18,7 тысяч технологических нарушений и мелких аварий, по сравнению с прошлым годом рост составил 27%.

Читайте так же:  Когда пойдем на пенсию по новому закону

Главной причиной большого количества аварий, по моему мнению, является следствием недостаточных инвестиций в отрасль, так как в 2009 году в ЖКХ было вложено около 170 миллиардов рублей инвестиций, что составляет менее 6% от оборота рынка услуг ЖКХ.

Таким образом, жилищная проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее решению.

Основные пути решения жилищной проблемы:

-снижение тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

-повышение доступности жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда и т.д.);

-повышение качества эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов и т.д.);

-совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (разработка эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, предоставление бесплатного жилья или на льготных условиях и т.д.).

Исходя из опыта развитых стран, в которых жилищная проблема практически решена, можно определить следующие характерные черты функционирования жилищной сферы:

-большая часть жилищного фонда города находится в частной или коллективной собственности, а городской жилищной фонд составляет лишь незначительную часть (10-15%);

-уровень дохода большинства населения позволяет полностью оплачивать наем жилья или содержать его в качестве собственника, вносить первоначальный взнос на строительство и выплачивать соответствующие проценты;

-собственники жилья несут все расходы на его содержание, ремонт и восстановление и выплачивают страховые взносы и налоги на недвижимость;

-субсидии на содержание жилья выплачиваются для ограниченной части нанимателей с низкими душевыми доходами;

-приобретение жилья в большинстве случаев осуществляется в кредит на длительный срок (10-25 лет);

-используются разные формы кредитования, в том числе ипотечные кредиты под залог недвижимости;

-строительство и сдача внаем жилья является прибыльной коммерческой сферой и потому привлекательны для частного капитала.

Для практической реализации приведенной выше системы необходимы следующие условия:

1)наличие развитого рынка жилья и подрядных работ;

2)достаточно высокий уровень жизни большинства населения;

3)устойчивое и надежное действие механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования;

4)политическая, социальная и экономическая стабильность.

Таким образом, можно сделать вывод, что эти условия пока в нашей стране не сложились, и поэтому быстрый переход к рассматриваемой системе невозможен. Но это не означает, что решение жилищной проблемы должно быть отодвинуто на долгий срок. Развитие жилищного строительства и повышение уровня содержания жилищного фонда возможно и в современных условиях.

1.Канцелярия реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации

2.Фадеев В.И. Муниципальное право России. М.:1994, С.28

3.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35,ст. 3506

4.Жилищные условия и коммунальное обслуживание населения: Справочно-информационное пособие для специалистов ЖКХ и населения.- М.: Госстрой России,2000

5.Конюхов Л.Н. и др. Анализ финансового состояния жилищно-коммунального предприятия // ЖКХ – 2001 -№6- с.10.

6.Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ — №6-7 – 2001- с.34,46.

Похожие статьи

Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их.

Основные термины (генерируются автоматически): жилищная проблема, жилищный фонд, основной путь решения, жилье. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства.

Повышение доступности жилья и качества жилищного.

жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая среда. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях.

Обеспечение доступности жилья. Проблемы реализации.

Основные термины (генерируются автоматически): жилищная сфера, жилищная политика, РФ, Россия, государственная жилищная политика, мое мнение, местное самоуправление, Конституция РФ, жилищный фонд, рынок жилья.

Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и пути их.

жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая среда, повышение качества.

Современные технологии в обновлении ветхих зданий жилищного.

жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая

Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их решения.

Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими.

Библиографическое описание: Белькевич Н. Г. Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими компаниями муниципальных

Таким образом, основными результатами работы управляющей компании являются техническое состояние жилищного.

Современные проблемы воспроизводства жилищного фонда.

жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая

Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их решения.

Жилищная политика и жилищно-коммунальное хозяйство

Основные проблемы развития жилищной сферы и пути их решения. жилищный фонд, жилищное строительство, жилищная проблема, жилищная сфера, обеспечение жильем, основной аспект проблем, город страны, жилищно-коммунальное хозяйство, жилая среда.

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Автор: Ивакина Альфия Мустякимовна.

— ветхое жилье и изношенность основных фондов при отсутствии государственной поддержки.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/conf/econ/archive/9/455/

Жилищные субсидии проблемы и перспективы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here